«Алые паруса» с Луи Гаррелем: Ждем принца с воды или с воздуха
7 марта в российский прокат выходит историческая драма Пьетро Марчелло «Алые паруса». Это вольная экранизация одноименной повести Александра Грина. Главные роли исполняют дебютантка Жюльет Жуан и Луи Гаррель. Картина открывала программу «Двухнедельник режиссеров» на Каннском фестивале 2022 года. Рассказываем, как Марчелло перенес действие повести в послевоенную Францию и почему это не только романтическая история, но и кино о мечтателях.
Ветеран Первой мировой Рафаэль (Рафаэль Тьери) возвращается в родную деревню и узнаёт, что за время отсутствия жена умерла, но родилась дочь Джульетта. Девочка и ее отец живут на ферме у приютившей их добродушной мадам Аделины (Ноэми Львовски). Рафаэль зарабатывает на жизнь столярным делом, у него золотые руки. Он прекрасный отец, заботливый и чуткий, а еще вытачивает дочке игрушки из дерева. Соседи недолюбливают семейство, виня бывшего солдата в смерти местного лавочника и постоянно повторяя, что лучше бы он умер на войне. Джульетта растет одинокой мечтательницей, ей видятся дальние края и увлекательные путешествия. Однажды, уже в подростковом возрасте, она (Жюльет Жуан) встречает в лесу неподалеку пожилую волшебницу с грязными спутанными волосами (Иоланда Моро), которая предсказывает, что однажды на девушку с неба упадут алые паруса, что бы это ни значило. Вскоре Джульетта знакомится с летчиком Жаном (Луи Гаррель), у которого в этих краях сломался самолет.
«Алые паруса» открывала прошлогоднюю программу «Двухнедельник режиссеров» Канн. Это большая европейская копродукция Италии, Франции и Германии. Среди продюсеров также есть хорошо знакомое имя — Илья Стюарт («Петровы в гриппе», «Уроки фарси», «Стоп-слово» и «Казнь»). Для итальянца Пьетро Марчелло это всего лишь второй игровой фильм после другой экранизации исторической книги — драмы «Мартин Иден». Автор начинал свою карьеру как киноархивист и реставратор старых пленочных фильмов, поэтому он прекрасно знаком с историей мирового кино, в том числе и отечественного. Марчелло признавался в любви к картинам Киры Муратовой и высоко ценит российскую культуру в целом. Неудивительно, что его заинтересовала вроде бы не самая очевидная повесть Александра Грина. Итальянец перенес действие «Алых парусов» во Францию после Первой мировой, в то время, когда Грин писал произведение, но в Советском Союзе.
Марчелло до «Мартина Идена» делал любопытнейшие документальные фильмы или необычные гибридные картины («Прекрасная и потерянная» и «Пасть волка»), совмещавшие художественные фрагменты и реальные события. Итальянский выдумщик и экспериментатор всегда с большим уважением относился к изображению, и визуальная составляющая играет определяющую роль в его картинах. «Алые паруса» снята на 35-миллиметровую пленку, и режиссер бесшовно соединяет художественные эпизоды с хроникой столетней давности. Это кино редкой красоты. Камера нежно показывает рассветы и закаты, просторные луга, озеро и колышущиеся на ветру травинки. Зернистое изображение с его легкими шероховатостями оживляет природу, делает ее непосредственной участницей событий. В современном кино редко кто снимает пасторальные пейзажи так выразительно и изящно, как Марчелло.
«Алые паруса» развивается в удивительное время, хоть и трагическое, послевоенное. Не зря теперь прекрасный принц должен не приплыть на корабле, а прилететь на самолете. Ведь 1920-е — время покорителей неба, бум воздухоплавания. Смелые летчики на кажущихся смешными сегодня летательных аппаратах с огромным риском для жизни пробовали новый вид транспорта.
У Марчелло получилось удивительно точное кино о любви, не только между молодыми людьми, но и между отцом-вдовцом и дочкой. Самые трогательные сцены фильма — минуты, когда Рафаэль мастерит очередную игрушку для Джульетты или настраивает пианино, чтобы девочка могла играть. Семью объединяет страшная травма — отец узнает, из-за чего на самом деле погибла его жена. Рафаэль верен супруге в высшем понимании этого слова, а потому неспособен полюбить второй раз. Внутреннее одиночество свойственно и дочери, и отцу, но в то же время, поскольку мир вокруг кажется им чужим и больше у них никого нет (не считая мадам Аделины), они очень дружны и едины.
«Алые паруса» — идиллическое, но при этом честное и по-настоящему воздушное кино о мечтателях. Джульетта и Жан похожи и идеально подходят друг другу, потому что оба тянутся к новой жизни, хотят открывать дальние края, они внутренне свободны. Марчелло буквально несколькими штрихами удается передать светлость и полноту чувств, прорастающих между героями на фоне довольно мрачного послевоенного времени.
Сегодня зачастую может показаться, что наивно говорить и снимать кино о мечтах. В нестабильное время трудно планировать будущее, а неисполнение задуманного приносит одно лишь разочарование. Но ведь кино всегда было побегом от реальности, оно дарило людям эмоции, которых может не хватать в серых буднях. И в этом смысле «Алые паруса» выходит как нельзя кстати. Нельзя забывать о мечтах, ведь жизнь способна приносить приятные сюрпризы. Вчера ты могла быть девушкой, которую соседи называли сумасшедшей, а сегодня с небес на тебя падает ангел в виде усатого Луи Гарреля. Марчелло создает из сказочной истории прекрасную реальность, в которой хочется жить, а после просмотра фильма снова начинаешь верить в лучшее.