Подборки9 мин.

Души прекрасные порывы! 10 экранизаций произведений Пушкина

«Пушкин — наше всё!» — сказал современник поэта Аполлон Григорьев. Кинематограф, возникший через полвека после трагического выстрела на Черной речке, воспринял слоган с наибольшим энтузиазмом. Практически все произведения Александра Сергеевича экранизированы, и не по одному разу, а в Госфильмофонде даже составили Пушкинский словарь, разросшийся до двух томов. Вспомним недавнего «Онегина» Сарика Андреасяна и другие экранизации пушкинской классики.

Онегин

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.2
Жанры: Мелодрамы, Драмы
2024, 141 мин
Россия, 12+
Режиссер: Сарик АндреасянГлавные роли: Виктор Добронравов, Денис Прытков, Лиза Моряк, Таня Сабинова, Алёна Хмельницкая, Алексей Гришин

Новая экранизация самого знаменитого романа русской литературы, буквально разошедшегося на цитаты, принадлежит авторству Сарика Андреасяна, человека многогранных режиссерских талантов. Успевшего и комедию с Галустяном по мотивам «Карлсона» снять, и команду советских супергероев собрать, и воздать должное мужеству родного армянского народа в сентиментальном фильме-катастрофе «Землетрясение», а следом и психологический триллер про маньяка Чикатило завернуть. Но путь экранизации романа Пушкина Сарик выбирает максимально трудный — адаптацию поэтического языка к суровой современной прозе.

Что в таком случае останется от великого романа в стихах? Наверное, в этом и есть главная интрига и способ заманить зрителей на просмотр. Виктор Добронравов в роли Онегина, молодые актеры Денис Прытков и Елизавета Моряк, а также Владимир Вдовиченков, читающий от лица автора. Все они помогут современным зрителям освежить в памяти произведение из школьной классики. Кстати, Сарик Андреасян уже продолжает работать над другим пушкинским произведением, воплощая в реальность миры «Сказки о царе Салтане».

Онегин

Рейтинг: 7IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1999, 102 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Марта ФайнсГлавные роли: Рэйф Файнс, Лив Тайлер, Тоби Стивенс, Лина Хиди, Мартин Донован, Алан Армстронг

Прошлую попытку адаптировать роман к экрану предприняли британцы к 200-летнему юбилею поэта. В роли Онегина выступил Рэйф Файнс, а режиссерское кресло заняла его сестра Марта. Следовать стихотворной форме постановщица тоже не стала, так что поэзия осталась лишь в письмах главных героев. В остальном же, порой даже слишком осторожно, фильм двигается по фабуле романа. Зато под анахроничные песни из следующего столетия: от «Полным полна моя коробушка» и вальса «На сопках Маньчжурии» до «Ой, цветет калина в поле у ручья» советского композитора Исаака Дунаевского к «Кубанским казакам» Ивана Пырьева.

Однако то, что фильм снимался в Англии, очень заметно: холодную отстраненность Онегина подчеркивают туманные пейзажи, которые лишены прекрасных пушкинских комментариев. В довершении к общей меланхолии в роли Татьяны Лариной режиссерка видела только одну актрису — Лив Тайлер. Недавняя звезда «Ускользающей красоты» Бертолуччи скрывала себя под маской молчаливой отчужденности, больше идущей ее будущему образу эльфийской принцессы Арвен. Так что, несмотря на любовь с первого взгляда, у Онегина не было никаких шансов на подлинную взаимность.

Сказка о царе Салтане

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.2
Жанры: Фэнтези, Семейное, Фильмы для детей
1966, 81 мин
СССР, 0+
Режиссер: Александр ПтушкоГлавные роли: Владимир Андреев, Лариса Голубкина, Олег Видов, Ксения Рябинкина, Сергей Мартинсон, Ольга Викланд

По легенде, свою знаменитую сказку Пушкин написал сидя в дилижансе во время путешествия из Петербурга в Москву, чтобы скоротать время. Также это обработка сказок, собранных поэтом на протяжении десяти лет. Спустя почти полтора столетия советский режиссер Александр Птушко экранизирует пушкинскую сказку. Выдающийся мультипликатор, изобретатель и сказочник от киноискусства чувствует, что его мастерства достаточно, чтобы обратиться к заветным книгам из детства.

В экранизации всё наполнено пушкинским волшебством, хотя остается место и чисто кинематографическим шуткам. Когда новость про «неведому зверушку» сообщают царю Гвидону, тот ударяет кулаком по трону, а служащие подлокотниками маленькие львы рычат и спрыгивают на землю. Это цитата из «Броненосца „Потёмкина“» Эйзенштейна. Сохранились и воспоминания о муках творчества Птушко в поиске переноса поэтических строк сказки на киноязык. Когда искали, как изобразить пушкинскую метафору «во лбу звезда горит», долго мучились, ведь с лампочкой выходило совсем не очень. Тогда режиссер от напряжения ума увидел целый технический сон, после чего проснулся и записал прием, к которому с тех пор часто прибегали операторы для съемок пожара: второй экспозицией на пленку снимается черный экран с маленьким отверстием, через которое проникает мерцающий свет, похожий на всполохи пламени.

Барышня-крестьянка

Рейтинг: 7.9IMDb: 6.8
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1995, 110 мин
Россия, 12+
Режиссер: Алексей СахаровГлавные роли: Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлёв, Василий Лановой, Екатерина Редникова, Людмила Артемьева

Всего за два месяца осенью 1830 года Пушкин пишет цикл из пяти блестящих повестей-пародий на популярные литературные направления. Среди них и «Барышня-крестьянка» — сентиментальная повесть из жизни провинции, пародирующая последователей и эпигонов Карамзина. Цикл, получивший название «Повести покойного помещика Ивана Петровича Белкина», оказался совершенно не популярным у современников, ведь был опубликован без указания авторства. Но кинематограф обнаружит в повестях богатую фактуру. Первую версию «Барышни-крестьянки» снял Пётр Чардынин в 1912-м. Затем была Ольга Преображенская, которая поставила на материале свою первую режиссерскую картину накануне Февральской революции 1917 года.

Удивительно, но следующая экранизация этого произведения ждала своего часа до 1995 года, когда Алексей Сахаров решил вдохнуть жизнь в историю об уездной барышне Лизе Муромской (Елена Корикова). Героиня переоделась крестьянкой, чтобы познакомиться с сыном соседа Алексеем Берестовым (Дмитрий Щербина), недавно вернувшимся домой. Напрямую она сделать этого не может из-за давней вражды их отцов (блестящий дуэт Леонида Куравлёва и Василия Ланового). Картина снималась в пору золотой осени в пушкинских местах, в имении тещи поэта. Режиссеру удалось удачно сочетать пиетет к классике и «новые вызовы времени», органично наделяя камеру любовью подглядывать за слегка обнаженной героиней.

Братья-разбойники

Рейтинг: 6.1IMDb: 6
Жанры: Драмы, Короткий метр
1912, 22 мин
Российская империя, 0+
Режиссер: Василий ГончаровГлавные роли: Арсений Бибиков, Иван Мозжухин, Василий Степанов, Александра Гончарова

Не доживший до 1917 года Василий Гончаров — один из пионеров отечественного кинематографа, который был одержим операми Пушкина. За несколько лет активной работы в дореволюционном кино, в рамках «исторической серии» киноателье Ханжонкова, он сумел уложить в пару десятков минут оперы «Мазепа» (1909) и «Евгений Онегин» (1911) Чайковского, а также «Русалку» (1910) Даргомыжского. Гончаров останется в истории кино благодаря другому фильму пушкинской тематики — ожившим картинам из биографии поэта «Жизнь и смерть Александра Пушкина». Это стремительный полет по жизни гения, где мы успеваем ухватить все основные сцены из жизни поэта: от царскосельской молодости до славы и смерти на дуэли.

Свою единственную оригинальную экранизацию Гончаров снимает в 1912 году по одной из южных поэм «Братья-разбойники», которую Пушкин закончил и сжег, но один кусок сохранился у генерала Николая Раевского. Песня о злоключениях двух братьев на пути их разбойничьего становления длиной в 20 минут была разыграна со всей оперной пышностью раннего русского кино. Как вспоминал родоначальник отечественного кинопроизводства Александр Ханжонков, увидев типажей, в которые режиссер загримировал массовку, он ужаснулся: «они напоминали персонажей провинциального паноптикума». Продюсер долго сражался с постановщиком из-за «надругательства над авторским колоритом», которое ему пришлось совершить. А Ханжонков, как оказывается, просто был более восприимчив к киногении, не терпящей густого опереточного грима.

Маленькие трагедии

Рейтинг: 5.8IMDb: 5.7
Жанры: Мультфильмы, Короткий метр
2009, 40 мин
Россия, 12+
Режиссер: Ирина ЕвтееваГлавные роли: Владимир Аджамов, Алексей Барабаш, Елизавета Боярская, Сергей Дрейден, Лев Елисеев, Владимир Кошевой

Больше 30 лет Ирина Евтеева делает фильмы в своей уникальной авторской технике, снимая картины-фантазии о жизни поэтов и совмещая актеров и ручную анимацию. К юбилею Пушкина в 2009 году вышла ее версия «Маленьких трагедий». Три драматических отрывка общей продолжительностью сорок минут кропотливо создавались на протяжении двух лет. По авторской методике сначала актеров, в числе которых были Сергей Дрейден и Елизавета Боярская, сняли на пленку, а потом Ирина Евтеева покадрово прорисовывала изображение, погружая героев в живописное пространство анимации.

Сейчас Евтеева продолжает свое обращение к Пушкину и снимает полнометражный фильм под названием «Отель „Онегин“». По сюжету аниматор Барри (Артур Ваха) приезжает в Россию снимать свою версию пушкинского романа в стихах и селится в отеле, где с ним соседствуют другие герои книг поэта и оперы Чайковского. А хозяйка этой гостиницы — оперная дива, которую сыграла Любовь Казарновская. Также у главного героя есть кот-компаньон, который в отличие от хозяина прекрасно говорит на языке Пушкина и знает о поэте практически всё. Работа над фильмом Евтеевой стала последней ролью Сергея Дрейдена, который сыграл учителя и наставника главного героя.

Дама Пик

Рейтинг: 6.5IMDb: 6.3
Жанр: Триллеры
2016, 120 мин
Россия, 16+
Режиссер: Павел ЛунгинГлавные роли: Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов, Наталья Коляканова, Алексей Колган

Мистическая повесть «Пиковая дама» возникла у Пушкина как дань уважения Гофману во время плодотворной болдинской осени в 1833 году и стала первым произведением русской литературы, которое имело международный успех. Примерно к 26-й экранизации Павел Лунгин превратил повесть в трагикомедию ужасов и сатиру на театрально-оперные отношения. Когда-то на главную роль он планировал пригласить Уму Турман, но понял, что будет странно в России петь пушкинские строки на английском. В результате роль оперной дивы Софьи Майер заняла Ксения Раппопорт, а ее Пиковая дама наравне с коварством и жестокостью проявила настоящий эротизм и, кажется, впервые показала, в чём на самом деле заключалась мистическая сила пушкинской героини.

Певица Софья Майер много лет спустя возвращается на родину, чтобы поставить в Большом театре оперу Чайковского и самой исполнить партию графини. Для молодого и тщеславного тенора Андрея (Иван Янковский) роль Германа стала бы впечатляющим стартом в карьере. Он одержим желанием исполнять эту партию, но Софья отдает роль не ему, и артист постепенно теряет рассудок, вживаясь в образ Германа. Взяв за основу фабулу повести и «примерив» ее к современности, фильм Лунгина будет балансировать между прекрасной оперой Чайковского (вокальные партии исполнили звезды Большого театра) и фильмами о гламурной мистике вроде «Черного лебедя» Аронофски или «Неонового демона» Рефна.

Руслан и Людмила

Рейтинг: 7IMDb: 6.6
Жанры: Фэнтези, Детское
1938, 50 мин
СССР, 0+
Режиссер: Иван Никитченко, Виктор НевежинГлавные роли: Сергей Столяров, Людмила Глазова, Николай Бубнов, Николай Чаплыгин, К. Комаров, Мария Шлёнская

Хрестоматийные строки «У лукоморья дуб зеленый» знакомы всем с детства. Но нечасто в сборники детских сказок Пушкина включают что-то дальше этого сказочного пролога. А именно историю любви богатыря Руслана и дочери князя Владимира Людмилы, наполненную совсем не детской чувственностью. Первая законченная поэма молодого и дерзкого поэта обладала также сказочной эпичностью, например в сценах битвы Руслана с Черномором.

Фильм с Сергеем Столяровым в роли богатыря появился в 1930-е, под празднование столетия смерти поэта. Несмотря на небольшую продолжительность, картина была наполнена головокружительными спецэффектами и всей палитрой возможных комбинированных съемок, которые долго оставались эталонными для сказочного кино. Их осуществили братья Никитченко вместе с учеником Эйзенштейна Виктором Невежиным. Картину мог снимать сам Эйзенштейн, но предпочел заняться «Александром Невским», а свою первую написанную страницу сценария, по легенде, подарил Невежину. Может, потому в обоих фильмах есть устрашающий образ прямиком из 1937-го года: поле, усеянное костями погибших богатырей. В фильме интересно используется стилистика еще не совсем ушедшего в прошлое немого кино, включая прямые цитаты из «Нибелунгов» Фрица Ланга, а поэтическое повествование разделено между интертитрами и закадровым авторским голосом.

Руслан и Людмила

Рейтинг: 7.17IMDb: 7.1
Жанр: Фэнтези
1972, 149 мин
СССР, 12+
Режиссер: Александр ПтушкоГлавные роли: Валерий Козинец, Наталья Петрова, Владимир Фёдоров, Андрей Абрикосов, Мария Капнист, Наталья Хренникова

Новую попытку экранизации пушкинской сказки осуществил Александр Птушко. В качестве съемочной площадки в городке Александров под Ярославлем были выстроены масштабные декорации — настоящий древнерусский город. Для многих местных жителей-статистов съемки стали самым запоминающимся событием жизни. Как и для главных актеров-дебютантов Валерия Казинца и Натальи Петровой, так и не сыгравших в карьере более запоминающихся ролей.

Птушко использовал в постановке более сотни новых изобретений и инженерных находок. Например, в знаменитой сцене битвы Руслана с Черномором в полете, которая завораживает и полвека спустя. В роли грозного волшебника снялся физик-ядерщик Владимир Фёдоров, ученик самого Курчатова. Ученый обладал харизматичной внешностью и подходящим ростом всего в 130 сантиметров, что дало ему возможность блестяще воплотить образ злого Черномора. После Фёдоров успешно сыграл еще в нескольких десятках фильмов.

Русский бунт

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.6
Жанры: Драмы, Мелодрамы
1999, 128 мин
Россия, Франция, 16+
Режиссер: Александр ПрошкинГлавные роли: Матеуш Даменцки, Каролина Грушка, Владимир Машков, Сергей Маковецкий, Владимир Ильин, Юрий Беляев

Станислав Говорухин написал сценарий для польского постановщика Ежи Гоффмана. Но громкого сотрудничества не случилось. К счастью, в год столетия поэта Пушкинский фонд помог осуществить вольную экранизацию «Капитанской дочки», дополненной материалами научно-исторического произведения Пушкина «История Пугачева». Новый постановщик Андрей Прошкин увидел в повести историю о молодом парне, который вопреки своей воле оказался в вихре «бессмысленного и беспощадного» русского бунта. И лишь случайное знакомство с будущим тираном позволит ему избежать расправы.

На роль предводителя бунта Емельяна Пугачева был выбран брутальный Владимир Машков, роль завистливого подхалима Швабрина исполнил Сергей Маковецкий. А на главные роли молодых дворян были приглашены польские актеры Матеуш Даменцки (Гринёв) и Каролина Грушка (Мария Миронова) — для создания эффекта чужеродности окружающему их взбесившемуся, жестокому средневековому миру. Объясняя свой интерес к классике, Прошкин рассуждал о ее актуальности. Символично, что, когда юбилейные торжества по поэту отгремели, началась Вторая чеченская война.