Герои вне времени: Лучшие экранизации произведений Александра Островского
Неспроста классические сюжеты называют бессмертными — они остаются актуальными даже спустя десятилетия и продолжают переосмысляться современными авторами. К таким шедеврам вне времени относятся произведения отечественного драматурга Александра Николаевича Островского. Ко дню рождения основоположника русского театра собрали 10 отличных фильмов, снятых по его знаменитым пьесам.
Простодушный Миша Бальзаминов (Дмитрий Симкин) заметно отличается от окружающих скромностью и мечтательностью. Будущее витающего в облаках юноши серьезно беспокоит его мать. Она понимает, что с такими качествами ее отпрыск не сможет в одиночку устроить будущее. Только вот отчаянные поиски богатой невесты оборачиваются скандалами и недовольством со стороны состоятельных девушек. Безнадежное положение Бальзаминова меняется, когда обеспеченная вдова Белотелова (Екатерина Муравьёва) начинает искать себе жениха.
Озорная комедийная постановка Александра Белинского представляет из себя балет с колоритным музыкальным сопровождением, автор которого — композитор Валерий Гаврилин. Взяв за основу написанную Островским трилогию о непутевом чиновнике Бальзаминове, авторы создали лучезарную фантазию о нетипичном герое, который вопреки всему находит свое счастье. Примечательно, что виртуозная балетная постановка, которую можно увидеть в фильме, после премьеры картины неоднократно получала новое воплощение в театрах страны.
Овдовевшая дворянка Харита Игнатьевна (Алиса Фрейндлих) приложила все усилия, чтобы выдать замуж двух дочерей, даже несмотря на отсутствие приданого. Однако ее младшая дочь Лариса (Лариса Гузеева) никак не может встретить достойного супруга на бесконечных званых ужинах. Луч надежды семейству дарит дворянин Сергей Паратов (Никита Михалков), который проявляет знаки внимания к Ларисе и завоевывает ее сердце. Однако потенциальный жених стремительно покидает город, чем подталкивает девушку на отчаянный поступок — согласиться на первое полученное предложение руки и сердца.
Душераздирающая драма Эльдара Рязанова, поставленная по пьесе «Бесприданница», обличает суровую реальность XIX века, где за суетой шумных приемов никто не замечает отчаяния девичьих сердец. Главная героиня оказывается в эпицентре стремительного круговорота праздной жизни. Играющая ее Лариса Гузеева утонченно иллюстрирует боль утраты и тоску от собственной беспомощности в мире, где любовь потеряла магическую силу.
В царстве берендеев всё идет своим чередом, пока внезапно не появляется девушка неземной красоты по имени Снегурочка (Евгения Филонова). Только вот сердце ее холодно как лед, и восхищения всех вокруг совершенно ее не трогают. Несмотря на отсутствие душевного тепла, Снегурочка невольно очаровывает местного парня Мизгиря (Борис Химичев), который вот-вот должен жениться на прелестной Купаве (Ирина Губанова). Вся деревня осуждает молодого человека, признавшегося невесте в своих чувствах к другой. Чтобы положить конец сложной ситуации, царь решает, что Снегурочка станет женой того, кто сможет добиться ее расположения до рассвета. Потерянная девушка, которая не способна ощутить любовь, просит мать-Весну (Наталья Климова) даровать ей возможность чувствовать, но исполнение сокровенных желаний не всегда приносит счастье.
Ностальгическое путешествие в мир сказки, снятое Павлом Кадочниковым по мотивам пьесы из цикла «Весенние сказки», согревает знакомой историей и фольклорным колоритом. Шумные хороводы и протяжные песни на фоне красот деревенской природы уносят в воспоминания о детстве. Съемки картины проходили в непосредственной близости с усадьбой Щелыково, в которой жил Островский.
Некогда влиятельный московский адвокат Герасим Маргаритов (Иннокентий Смоктуновский) еле сводит концы с концами после того, как у него выкрали документ на крупную сумму и продали должнику. Теперь он сам вынужден выплачивать долг и очень скромно жить в крохотной комнате с взрослой дочерью Людмилой (Анна Каменкова). По иронии судьбы девушка влюбляется в легкомысленного сына хозяйки квартиры Николая (Родион Нахапетов), которому грозит тюрьма из-за бесчисленных долгов. Спасти молодого человека может предательство Людмилы, которой потребуется выкрасть у отца доверенный ему документ.
Одноименная пьеса Островского, написанная в 1873 году, сразу получила невероятную популярность и остается в репертуаре многих российских театров по сей день. Киноадаптация Леонида Пчёлкина увековечила историю встречи искренней любви с корыстью и хитростью. Однако, как и в жизни, запутанные перипетии здесь окрашены комичными моментами и, несмотря на кажущуюся безысходность ситуации, дарят веру в счастливый финал. Роль Герасима исполняет Иннокентий Смоктуновский, признанный одним из ярчайших феноменов отечественного театра и кино.
Благородный царь Авдей (Олег Анофриев) радуется рождению долгожданного сына (Владислав Толдыков). В этот же день в его царстве на свет появилось еще два мальчика. Великодушный правитель решает назвать всех троих Иванами и растить как братьев. Но ключнице Варваре (Валентина Талызина), матери одного из них, мало царской милости — она решает выдать за настоящего наследника престола своего отпрыска (Геннадий Фролов). Судьбы трех Иванов, совершенно разных по характеру, пересекутся вновь, когда царь объявляет, что трон достанется тому, кто вызволит царевну Милолику из плена Кащея Бессмертного (Олег Табаков).
Адаптация либретто Островского для незаконченной оперы, которую подготовил Юлий Ким для картины Михаила Юзовского, стала примером классического сказочного сюжета в новом звучании. Тонкое переплетение атрибутов комедийного, музыкального и романтического жанров создает неповторимое ощущение пограничного пребывания между грезой и реальностью. Фильм приглашает встретиться со знакомыми с детства героями: проворной Бабой-ягой и инфернальным Кащеем. А еще прокатиться на настоящем ковре-самолете (сцены полетов были сняты на высоте 100-150 метров над землей).
Воспитанная и добросердечная Вера Филипповна (Елена Яковлева) стала женой состоятельного купца Каркунова (Иннокентий Смоктуновский) в 15 лет. Родители девушки надеялись, что брак обеспечит будущее счастье их дочери, однако жизнь в роскоши и достатке стала для нее клеткой. Супруг то и дело сомневается в верности жены, поэтому практически не позволяет выходить из дома. Единственное, что согревает сердце Веры, — помощь нуждающимся. Однако когда Каркунов решит составить завещание, появится много желающих опорочить славное имя его супруги, чтобы хитростью заполучить наследство.
Гротескная комедия о верности и уважении, которые способны противостоять любым козням, вдохновила Леонида Пчёлкина на съемку киноадаптации. Деликатная тема наследства позволяет создать запоминающиеся образы: благородная и честная Вера, окруженная жуликами разной масти, оголяющими свои корыстные стремления во всей красе. Пожалуй, это одна из лучших ролей в карьере Елены Яковлевой.
Невероятно обаятельный и исключительно безответственный помещик Аполлон Окоёмов (Олег Табаков) женат на некогда богатой Зое Васильевне (Марина Неёлова). Мужчине хватило нескольких лет, чтобы промотать состояние суженой и залезть в еще большие долги. Зоя души не чает в супруге, несмотря на его ветреный характер. Однажды Аполлон решает вновь выгодно жениться на миллионерше Оболдуевой (Людмила Гурченко). Развод с Зоей не должен опустить его в глазах общественности, поэтому он просит жену инсценировать собственную неверность и тем самым пойти на жуткое унижение.
В ироничном музыкальном фильме Маргариты Микаэлян («Пеппи Длинныйчулок») о круговороте разводов и свадеб в природе наивная наглость, на которую может быть способен человек, изображена очень прямолинейно. Но, как мы знаем, все песни только о любви, поэтому даже в эпицентре хитрости и корысти любящее сердце не прекратит быть верным и открытым. Обольстительный и легкомысленный Окоёмов в исполнении Олега Табакова настолько убедителен в дерзких намерениях, что вызывает амбивалентный микс из возмущения и умиления.
Помещик Александр Ашметьев (Сергей Шакуров) долгое время путешествовал по разным странам и, повидав заграницу, приезжает в родное имение. Там его ждет супруга Марья Петровна (Ирина Розанова), к которой мужчина давно не питает никаких чувств. Не успев вернуться, он сообщает о своем скором отбытии в Париж, чтобы сбежать от изнуряющей деревенской скуки. Марья Петровна от отчаяния готова пойти на всё, чтобы удержать мужа. Она знакомит его с молодой красавицей Варей Зубаревой (Дарья Мороз), которая способна стать поводом отложить путешествие. Однако игры с человеческими судьбами никогда не идут по плану, и обычная интрижка приводит к неожиданным последствиям.
Живописный фильм Юрия Павлова, снятый в 2001 году, — наглядное подтверждение того, что сюжеты и герои в пьесах Островского не подвластны времени. Драматизм человеческих судеб усиливается выразительными пейзажами, а чувства и эмоции органично дополняются ненавязчивыми, но многозначительными жестами и интонациями. Юная Дарья Мороз исполнила в «Дикарке» одну из первых ролей в кино, а композитор Исаак Шварц был удостоен премии «Ника» за лучшую музыку к фильму.
Талантливая актриса провинциального театра Александра Негина (Татьяна Ленникова) смогла завоевать любовь публики своей способностью к перевоплощению и миловидностью. Однако популярность не приносит желаемого дохода, поэтому Александра и ее возлюбленный Пётр Мелузов (Павел Кадочников) живут довольно скромно. Чтобы поправить финансовое положение, актриса решает устроить личный бенефис, однако для организации представления нужно найти средства. Ей готов помочь богатый помещик Иван Великатов (Борис Смирнов), который не скрывает симпатии к девушке. Александре предстоит сделать непростой выбор: бедная жизнь с любимым или богатство и достаток с тем, кто не мил сердцу.
Первая экранизация одноименной пьесы Островского, снятая Андреем Апсолоном и Борисом Дмоховским, предлагает неожиданную расстановку акцентов в истории о непростом выборе. Как и в жизни, героев сложно разделить на откровенно хороших и плохих — реальность всегда сложнее и запутаннее. Сюжет тонко раскрывает тему ежедневной борьбы за счастье обычных людей, которое часто зависит от воли власть имущих. Картина в очередной раз доказывает, что классические сюжеты многослойны и открыты для интерпретации.
Провинциальный коммерсант Савва Васильков (Александр Михайлов) приезжает в Москву и сразу влюбляется в умопомрачительную красавицу Лидию Чебоксарову (Людмила Нильская). Однако девушка мечтает не о любви до гроба, а об успешной партии, которая позволит ей жить без забот и покрыть долги ее семьи. Мечтающего взять Лидию в жены Савву долгое время выдают за богатого миллионера, однако после женитьбы пары финансовый вопрос не раз перевернет их судьбы с ног на голову.
Сатирическая комедия Евгения Матвеева о том, какую злую шутку может сыграть погоня за выгодой, наглядно иллюстрирует архетипичные образы XIX века. Однако, несмотря на исторический контекст, сюжет покажется до боли знакомым и современному зрителю. Неоднократные перемены в балансе «денежных сил» в этой истории восхищают абсурдностью и комичностью, но одновременно являются неловким отражением людских слабостей.