Весь мир — театр: Экранизации произведений Уильяма Шекспира
26 апреля родился «сценарист» неисчислимого количества фильмов — Уильям Шекспир. Исследователи считают, что он писал пьесы, не рассчитывая остаться в вечности, — писал для своих современников, не всегда образованных и не всегда трезвых зрителей лондонского театра XVI века. Но его «слова, слова, слова» всё же не устарели с тех пор — особенно это заметно в современных адаптациях, в которых шекспировский текст по-прежнему органичен. Кажется, ни до, ни после никто так красиво, глубоко, драматично, емко не разговаривал — поэтому, когда звучит шекспировское слово, оно подходит любой стране и любой эпохе. Смотрим разные экранизации, чтобы в этом убедиться. А тем, кто не захочет останавливаться на достигнутом, предлагаем также ознакомиться с подборкой лучших сериалов по книгам.
Экранизация поздней пьесы Шекспира, действие которой перенесено в наши дни. Автор и сам обращался с временными рамками оригинальных сюжетов достаточно вольно, например, делая средневекового принца Амлета студентом и философом с ворохом ренессансных и даже барочных идей, — поэтому такой прием кажется вполне допустимым.
В ролях всевозможные молодые (и не очень) звезды. Например, Пенн Бэджли, Дакота Джонсон, Итан Хоук, Милла Йовович и Джон Легуизамо. Сюжет покажется знакомым даже никогда не слышавшим о пьесе школьникам — этакая смесь «Ромео и Джульетты» и «Белоснежки» с финалом, который вас обязательно удивит (если без спойлеров). Режиссер Майкл Алмерейда уже работал и с осовремененным Шекспиром, и с Итаном Хоуком в фильме «Гамлет 2000», так что получилось ожидаемо хорошо.
Режиссерская работа Рэйфа Файнса, который и сыграл в фильме главную роль. Перенеся сюжет о римском полководце в наше время, Файнс создал мощную сагу об очередной военной диктатуре и диктаторе, который (нехарактерно для Шекспира) не любит объяснять себя в монологах и вообще не привык к компромиссам.
Одна из последних трагедий Шекспира — масштабная, мрачная, точная и даже запрещенная к постановке в некоторые созвучные ей периоды в разных странах. Мощный актерский состав, помимо Файнса: Джеральд Батлер, Ванесса Редгрейв, Джессика Честейн, Брайан Кокс и другие — еще один повод немедленно всё это смотреть.
Душевная черно-белая экранизация от режиссера «Мстителей» о рожденных в веселый час людях была отмечена кинокритиками как один из лучших независимых фильмов 2012 года. Редкий в этом списке случай, когда за экранизацию берется человек без опыта работы с шекспировскими текстами, — но случай удачный. Еще одна редкость: актерский состав хорош, но без звезд первой величины.
История Бенедикта и Беатриче — не самых простых и приятных персонажей, которые, возможно, и сами бы спокойно разобрались со своими чувствами, но все вокруг решили им помочь. Смотреть на их перепалки и внутренние монологи — отдельное удовольствие. В кадре вечеринки у бассейна, диалоги на кухне, милые семейные ссоры и немножко зловредных родственников. В середине будет немного драмы и даже намек на возможность трагедии, но мы-то с вами знаем, что в шекспировских комедиях всегда так, и всё равно всё закончится на «долго и счастливо».
Экранизация, созданная по заказу BBC режиссером Ричардом Эйром, опытным постановщиком шекспировских пьес в театре и кино (в их числе, например, сериал «Пустая корона» по историческим хроникам Уильяма Шекспира).
Главный козырь фильма, конечно, Энтони Хопкинс в роли отца трех дочерей — их играют маститые Эмили Уотсон и Эмма Томпсон, а также яркое открытие последних лет, Флоренс Пью. Только младшая из дочерей любит отца на самом деле (дуэт Хопкинса и Пью ожидаемо совершенно блестящий), а он пытается разделить наследство и не привести какую-то довольно странную, хоть и явно современную Англию к гражданской войне. Благие намерения и непростые характеры, как почти всегда у Шекспира, приведут к масштабной трагедии.
Действие исторической хроники перенесено в 30-е годы XX века — непростое для Великобритании время, в котором амбициозный интриган с лицом Иэна МакКеллена чувствует себя как дома и с большим удовольствием смакует коварные планы по расправе с родственниками, стоящими на пути к трону.
Потенциал тоталитарного вождя на британской территории в образе Ричарда III заметил уже упомянутый Ричард Эйр, в постановке которого МакКеллен и сыграл в первый раз эту роль. Образ тирана потом долго не давал актеру покоя настолько, что он начал писать собственный сценарий, который Эйр не поддержал, — слишком много в нем было примет современности, вещей, отвлекающих от авторского текста. Но это актера не остановило, и получился фильм «Ричард III» с Ричардом Лонкрэйном в режиссерском кресле. Ни до, ни после Лонкрэйн с английской классикой не работал, но вышло хорошо, в том числе за счет сильной актерской команды: Аннетт Бенинг, Джим Бродбент, Роберт Дауни — младший, Кристин Скотт Томас, Мэгги Смит и только что закончивший актерскую школу Доминик Уэст (это его первая роль в кино).
Возможно, самая спокойная по тону из гамлетовских экранизаций, в которой к монологам и диалогам надо прислушиваться — так негромко говорят Иннокентий Смоктуновский, Анастасия Вертинская и другие актеры (а прислушиваться стоит: в качестве перевода выбран самый художественный, пастернаковский).
В фильме большую роль играют музыка Дмитрия Шостаковича и природа, которая здесь не просто фон: скалы, море, ветер созвучны внутреннему состоянию героев. Отдельного внимания заслуживают и интерьеры, словно сошедшие с картин художников Северного Возрождения. У картины есть и цветная версия, но Григорий Козинцев всегда выбирал именно такую палитру («Король Лир» в 1970 году тоже будет черно-белый). Фильм получил специальный приз Венецианского кинофестиваля в 1964 году и несколько номинаций и призов на других международных конкурсах.
Вечная история о власти, предательстве и безумии под звуки волынки на фоне мрачноватых шотландских пейзажей. «Добра и зла неразличимы грани среди болот в гнилом тумане», — говорят в самом начале истории три ведьмы, которые заведут благородного и храброго Макбета совсем не туда (при содействии его жены, разумеется).
Майкл Фассбендер и Марион Котийяр — экранная пара, которую хотелось бы видеть почаще, семейная драма Макбетов в их исполнении завораживает. У фильма действительно гипнотический эффект, который приводит к иным выводам, нежели пьеса Шекспира, так или иначе говорящая о возможности выбора среди всего этого шума и ярости. У Джастина Курзеля получилось снять немного другую историю: о судьбе и неизбежности, в которой очень мало света, но достаточно цвета и глубины.
История Гамлета — один из самых любимых для адаптации сюжетов литературы вообще. «Король Лев», «Изображая жертву», «Стокер», «Хайдер», «Викинг», «Офелия» и другие проекты являются тому доказательством. Любимым этот сюжет становится и для отдельных авторов — так, британский актер и режиссер Кеннет Брана много лет играл Гамлета в разных постановках, а потом решил срежиссировать свой собственный фильм. Брана не просто увлечен шекспировской темой, он фактически шекспировед (так много экранизаций Шекспира не снял еще никто из живущих, а, кроме них, Брана ставит и театральные постановки и активно снимается в других проектах), к тому же актер действительный президент Королевской академии драматического искусства (с 2015 года).
Его версия «Гамлета» идет четыре часа — текст в фильме передан без сокращений, но если мысленно разделить его на эпизоды и смотреть как сериал, то можно приятно провести выходной. В ролях кроме, конечно, самого Браны — молодая Кейт Уинслет, Джули Кристи, Джуди Денч, Тимоти Сполл, Жерар Депардье, Руфус Сьюэлл и Робин Уильямс.
Смелая в свои времена адаптация База Лурмана сегодня стала классикой, но не потеряла от этого шарма, драйва и стиля, оказавшегося для постановщика режиссерским почерком.
Всё еще нет повести печальнее, но в этой версии шекспировской трагедии как будто предельно сконцентрировались вся юность и страсть этого мира. И если в других экранизациях «Ромео и Джульетты» мы можем найти большую нежность и мягкость (у Дзеффирелли, например), то такой энергетики, как здесь, — нигде и, наверное, уже никогда. Молодой Леонардо ДиКаприо получил за роль Ромео «Серебряного медведя» на Берлинском фестивале в 1997 году как лучший актер, а Джульетта — Клэр Дэйнс — премию MTV Movie Awards за лучшую женскую роль, и этот баланс фестивальных и телевизионных премий хорошо отражает тот факт, что фильм понравился очень разному зрителю.
Набоков говорил, что трагедия долговечнее комедии. Но многие шекспировские комедии пережили свое время и смешны даже сегодня. Возможно, вы уже видели фильм и не подозревали, что эту историю написал Шекспир. Потому что, в отличие от всех остальных экранизаций Шекспира в списке, здесь не сохранен оригинальный текст, отчего картина может показаться еще одной сказочкой про старшую школу. Но милое и нежное кино, по ходу дела поднимающее вопросы дискриминации, женской эмансипации и много чего еще, настолько пропитано шекспировским духом молодости и свободы, что не упомянуть о нем было бы неправильно.
Химию между героями можно почувствовать через экран даже сквозь года, и саундтрек тоже всё такой же свежий, особенно Can’t Take My Eyes off You в исполнении влюбленного Хита Леджера, поющего ее для героини Джулии Стайлз. Так фильм, начинающийся с прозы, всё равно приходит к поэзии, и это именно то, что нужно.
Вместе с предыдущим фильмом хорошо бы посмотреть и каноническую экранизацию того же текста, срежиссированную Франко Дзеффирелли, итальянским классиком (на его счету также «Ромео и Джульетта» 1968 года, «Гамлет» 1990 года, «Отелло» 1976 года).
Фильм прекрасно воссоздает атмосферу ренессансной студенческой Падуи, а Элизабет Тейлор в роли Катарины еще экстравагантней (и безумней), чем ее современная версия в «10 причинах моей ненависти» от Стайлз. Страстные экранные отношения между главными героями, Катариной и Петруччио — не вполне игра, ведь снимали их во время самого долгого из браков Элизабет Тейлор с партнером по площадке, валлийским актером Ричардом Бёртоном. Сам Бёртон, кстати, дебютировал на сцене шекспировского мемориального театра в родном городе драматурга Стратфорде-на-Эйвоне.