Опубликовано 22 мая 2023, 10:05

Надо жить, надо любить, надо верить: Экранизации «Войны и мира»

Поделиться:
Надо жить, надо любить, надо верить: Экранизации «Войны и мира»

«Война и мир» — одна из тех книг, о факте прочтения которых врут наиболее часто. Оно и неудивительно: не каждому дано осилить добрые две тысячи страниц, вобравшие в себя целую эпоху. Помимо тяжелого слога, произведение традиционно упрекают в обильном использовании французской речи, ввиду чего и без того перегруженная событиями книга в довесок утяжеляется сносками. Сотни персонажей, десятки сюжетных линий, пресловутая диалектика души, чередующаяся с подробным описанием бесчисленных сражений, — всё это до сих пор отпугивает некоторых читателей. Тем не менее роман-эпопея Льва Николаевича Толстого вот уже полтора века остается одним из самых известных и самых переводимых русских текстов. Но как обстоит дело с экранизациями? Давайте выясним! Также предлагаем познакомиться с подборками экранизаций зарубежной классики и экранизаций русской литературы, где полно таких вот жемчужин.

Война и мир

Рейтинг: 6.7IMDb: 6.7
1956, Драмы, Мелодрамы, Военное, 208
США, Италия, 12+
Режиссер: Кинг ВидорГлавные роли: Одри Хепберн, Генри Фонда, Мел Феррер, Витторио Гассман, Герберт Лом, Оскар Хомолка

Если не брать в расчет несохранившийся немой фильм 1915 года, перед нами первая попытка перенести роман Льва Толстого на большой экран. Производством занималась голливудская студия Paramount, однако съемки осуществлялись преимущественно в Италии, что позволило продюсерам сэкономить. К созданию фильма были привлечены итальянские мастера: художником-постановщиком выступил Марио Кьяри («Белые ночи»), декоратором — Пьеро Герарди («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной»), композитором — не нуждающийся в представлении Нино Рота, а Курагина сыграл Витторио Гассман, получивший международную известность благодаря классике неореализма «Горький рис». Кроме того, несуществующий в романе эпизод отхода армии Наполеона через Березину целиком поставил Марио Сольдати. Впрочем, в титрах единоличным режиссером значится американский ветеран Кинг Видор, чья карьера началась в 1910-е годы, практически сразу после возникновения Голливуда.

Безусловной удачей фильма 1956 года стал выбор Одри Хепберн на роль Наташи Ростовой, но из-за нее же от роли Пьера Безухова отказался подходивший по возрасту Марлон Брандо. В итоге вакантное место зачем-то отдали 50-летнему герою вестернов Генри Фонде, абсолютно неуместному в образе наивного аристократа. Андрея Болконского, в свою очередь, сыграл Мел Феррер, первый муж Хепберн.

Вдохновляясь пацифистской «Нетерпимостью»Гриффита, Видор стремился к как можно более полной передаче сюжетных линий и нюансов книги. На выходе получилось шестичасовое полотно, по словам очевидцев, претендовавшее на звание точного эквивалента первоисточника. Но по требованию студии хронометраж был сокращен вдвое, что явно не пошло фильму на пользу. Кроме того, американо-итальянская экранизация романа, удостоенная лишь скромного «Золотого глобуса», изобилует небрежностями в изображении чужой культуры, чем грешили многие американские костюмные исторические драмы того времени.

Война и мир

Рейтинг: 8.05IMDb: 8.3
1966, Драмы, Мелодрамы, Советское, 1 сезон
СССР, 16+
Режиссер: Сергей БондарчукГлавные роли: Олег Табаков, Людмила Савельева, Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов

Можно сколько угодно ругать западную версию «Войны и мира», но без нее вряд ли бы появилась на свет одна из самых амбициозных киноадаптаций мировой литературы. Фильм Кинга Видора, не снискавший особой славы в США, попал на советский экран в 1959 году, где его ожидал громкий успех. И, как следствие, деятели искусств из СССР испытали острое желание предоставить свой ответ Голливуду.

Руководить самой дорогой постановкой в советской истории было поручено Сергею Бондарчуку, крайне востребованному актеру, в эпоху оттепели зарекомендовавшему себя еще и в режиссуре. К тому моменту сорокалетний постановщик успел отметиться «Судьбой человека» по Шолохову, впечатлившей самого Роберто Росселлини. Последний затем пригласил Бондарчука сняться в своем фильме «В Риме была ночь», что свидетельствует о какой-никакой известности советского кинематографиста за пределами родины. 

Проанализировав ошибки Видора, Бондарчук создал эпический киносериал, покоривший весь мир. Среди его наград не только главный приз IV Московского международного кинофестиваля, но и премия «Оскар» за лучший иностранный фильм. Вместе с триумфом режиссера-постановщика, совершившего практически невозможное, ожидала преждевременная седина и клиническая смерть, пережитая им после съемок первых двух серий.

Производство картины, растянувшееся на шесть лет, стало делом целой страны: 58 музеев безвозмездно предоставили свои фонды, тысячи граждан отдали на студию личные вещи, десятилетиями хранившиеся в семьях, в то время как армия поставляла не только военный инвентарь, но и солдат. Разделение экранизации на четыре части (уникальное явление для тех лет) способствовало максимально подробному переносу оригинального текста на экран. Особняком стоит глава о Бородинском сражении, воспроизведенном с предельной тщательностью. По легенде, в ее создании участвовала массовка из 120 тысяч человек, каждый из которых был одет в достоверный исторический костюм. Не менее зрелищными получились сцены повседневной жизни, а танец Наташи Ростовой с Андреем Болконским на первом балу создатели фильма в шутку называли «наше второе Бородино». Новаторский киносериал не разваливается на фрагменты и воспринимается как цельное произведение, которое по сей день смотрится на одном дыхании.

Война и мир

1972, Драмы, Военное, Историческое
Великобритания, 16+
Главные роли: Энтони Хопкинс

Если предыдущие две экранизации романа-эпопеи Толстого до сих пор на слуху, то о британской постановке 1972 года помнят лишь единицы. Однако именно эта версия по сей день остается самой длинной: продолжительность сериала BBC составляет аж 15 часов. Вот только перенос столь объемного произведения на экран требует не только соответствующего хронометража, но и финансовых вложений. К сожалению, в распоряжении британских телевизионщиков не было тех беспрецедентных средств, коими располагал Сергей Бондарчук. Поэтому сцены войны, поставленные авторами на территории Югославии, спустя полвека вызывают лишь скуку. И да, сюжет поразительно точно следует книге, но действие напоминает скорее запечатленный на камеру театральный спектакль, нежели эпический фильм.

Хотя есть как минимум один весомый повод ознакомиться с данным творением — молодой Энтони Хопкинс. На старте карьеры будущий Ганнибал Лектер оттачивал мастерство в театре и снимался преимущественно в исторических драмах по классическим произведениям. В сериале «Война и мир» ему досталась роль Пьера Безухова, с которой он вполне справился. Хопкинс даже был отмечен первой в своей карьере наградой BAFTA в категории «Лучший актер», однако главные свершения ждали выдающегося британского артиста впереди.

Война и мир

2007, Драмы, Мелодрамы, Военное
Италия, Франция, Германия, Россия, Польша, 16+
Режиссер: Роберт ДорнхельмГлавные роли: Клеманс Поэзи, Алессио Бони, Малкольм Макдауэлл

Невзирая на финансовые и технические возможности голливудского кинематографа конца XX — начала XXI века, а также на неугасающую популярность романа Толстого во всем мире, фильм «Война и мир» 1956 года так и остался единственным в американской истории. Более того, даже телевизионщики не решались браться за самое известное русское произведение. Поэтому следующей экранизации пришлось ждать практически 40 лет.

Производством на сей раз занимались представители сразу нескольких европейских стран. Режиссером выступил австриец Роберт Дорнхельм, зарекомендовавший себя историческими сериалами «Спартак» и «Анна Франк», сценарий написал итальянец Энрико Медиоли. В интернациональном актерском составе, помимо француженки Клеманс Поэзи в роли Наташи Ростовой, немца Александра Бейера в роли Пьера Безухова и британца Малкольма МакДауэлла в роли князя Николая Болконского, можно встретить и наших соотечественников: Михаила Кутузова сыграл актер Владимир Ильин, Николая Ростова — Дмитрий Исаев, а Александра I — Игорь Костолевский. Кроме того, «Война и мир» Дорнхельма подается как самая дорогая экранизация романа за всю историю кинематографа и телевидения. С этим, конечно, можно поспорить, ибо, по неофициальным данным, советская киноэпопея в общей сложности стоила около ста миллионов долларов. Но своим размахом сериал 2007 года не сильно уступает варианту Бондарчука.

Помимо завораживающих батальных сцен, телевизионный фильм восхищает своей исторической достоверностью. Для сериала, работа над которым велась два года, было сшито порядка пяти тысяч костюмов, соответствующих эпохе. Основные съемки проходили на Литовской киностудии, а эпизод «Военный совет в Филях» снимали в интерьерах Музея народного быта, расположенного в Румшишкесе. Некоторые эпизоды делали в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Так, венчание Николая Ростова и Марии Болконской, Пьера Безухова и Элен снимали в Петропавловском соборе, а сцены бала Наташи Ростовой — в Екатерининском дворце и во дворце великого князя Владимира Долгорукого.

В отличие от всё того же Кинга Видора, Роберт Дорнхельм уделил особое внимание русской культуре и быту, аутентично воссоздав повседневность Ростовых, Безуховых и Болконских, а также праздники и балы. Немудрено, учитывая, что постановщик начинал карьеру с документального фильма об Академии русского балета им. Вагановой. Помимо прочего, Дорнхельм сделал акцент на философских размышлениях героев романа, столь важных для четырехтомника Льва Толстого. И если британский сериал 1972 года справедливо канул в небытие, то «Война и мир» 2007 года заслуживает куда большего внимания, чем имеет.

Война и мир

Рейтинг: 8.33IMDb: 8.2
2016, Драмы, Мелодрамы, Военное, 1 сезон
Великобритания, 16+
Режиссер: Том ХарперГлавные роли: Пол Дано, Лили Джеймс, Джеймс Нортон, Эдриен Эдмондсон

После успеха полнометражного фильма «Анна Каренина», вышедшего на экраны в 2012 году, британцы повторно взялись экранизировать «Войну и мир». Разработкой проекта занялся многоопытный сценарист Эндрю Дэвис, ответственный за телеадаптацию «Гордости и предубеждения» 1995 года, а режиссерское кресло занял молодой постановщик Том Харпер, в разные годы снимавший серии «Отбросов» и «Острых козырьков».

Как водится, телеканал BBC заманил в проект больших звезд, однако некоторые кастинговые решения вызывали вопросы. В частности, мало кто верил, что из Пола Дано, специализирующегося на психопатах всех мастей, выйдет удачный Пьер Безухов. И зря, так как это оказалось снайперским попаданием в образ. Не менее колоритными вышли персонажи в исполнении Джеймса Нортона, Джиллиан Андерсон, Брайана Кокса и других любимчиков публики. Как и в случае с сериалом 2007 года, часть съемок прошла в Санкт-Петербурге и на территории Литвы, что позволило авторам детально воссоздать эпоху. Но если британская публика осталась в восторге, то русскоязычная аудитория отреагировала сдержанно: в частности, многих удивили чересчур близкие отношения брата и сестры Курагиных. Не понравилось зрителям Первого канала (там шла трансляция) и упрощение философской составляющей романа. Некоторые сетовали на неточности в отображении быта, да и выбор Лили Джеймс на роль Наташи Ростовой им показался откровенно неудачным. Но больше всего россиян травмировали свиньи возле дома графа Ростова — эту незначительную деталь, кажется, обсуждали больше остальных. Но действительно ли все эти мелочи являются очевидными недостатками?

Новое в подписке

Лучшее в подписке