Всему делу венец: 10 фильмов по русским сказкам
Кажется, 2020-е войдут в историю кино как роковые годы ремейков, экранизаций и переосмыслений. В России под раздачу попадает преимущественно ее бесконечно богатый фольклор. Фильмов по русским сказкам в последние годы стало настолько много, что их смело можно выделить в самостоятельный жанр. Дело тут отнюдь не в знакомых историях, но в попытке продать их как «семейный блокбастер» по усредненной диснеевской формуле. Однако в отечественном кино есть как выдержавшие испытание временем примеры, так и неожиданные новые удачи. Представляем 10 фильмов на сказочные темы.
Также предлагаем вам посмотреть подборку лучших фильмов-сказок.
Разумеется, сказки принялись экранизировать задолго до формирования киноиндустрии в том виде, в котором мы знаем ее сейчас. Киносказка была отдельным и крайне значимым направлением советского кино. В число его классиков входит Александр Артурович Роу, снявший первый детский цветной фильм в истории СССР — «Конек-Горбунок».
Сюжетно лента практически идентична сказке Ершова. По поручению злого царя Афрона крестьянский сын Иванушка отправляется на поиски прекрасной Зари-Заряницы вместе со своим верным другом Коньком-Горбунком. Новаторской эту картину делает в первую очередь визуальный ряд: масштабные воздушные и подводные съемки, оптические эффекты, элементы анимации — фильм не зря афишировали как «экспериментальный». Конечно, в эпоху засилья новых CGI-технологий эта «магия кино» может показаться зрителю слегка наивной, но от этого она не перестает быть магией.
Другим бесспорным мэтром советской киносказки стал режиссер Александр Птушко. Вопреки многим производственным и финансовым ограничениям, он умудрялся создавать картины, конкурирующие с голливудскими блокбастерами по масштабности и зрелищности, а иногда и сильно превосходящие их. Опус магнум режиссера «Садко» даже получил широкий прокат в США со слоганом «Величайшая приключенческая история из когда-либо созданных!». Однако для американской аудитории фильм подвергся беспощадному монтажу, а главный герой и вовсе превратился из Садко в Синдбада-морехода.
Главным же фильмом в фильмографии Птушко по сей день принято считать «Илью Муромца» — широкоэкранный эпос, снятый на основе богатырских былин. В отличие от пользующегося большой популярностью мультфильма студии «Мельница», советская лента выдержана в тонах классического фэнтези: богатыри тут не летают на Марс, кони не читают рэп, а думы о судьбах родины думают со всей серьезностью, без толики ироничного подтекста. Удивительно, но, несмотря на всю прямолинейность сюжета, даже сегодня «Илья Муромец» смотрится на одном дыхании. Не только за счет своего грандиозного размаха, но и за счет факта столь тесного идейного соприкосновения двух эпох: древнерусской и позднесоветской.
«Илья Муромец» был далеко не единственным советским сказочным фильмом, получившим международное признание. Так, «Морозко» уже упомянутого Александра Роу снискал славу сначала на Венецианском фестивале, а затем... У американских трэш-обзорщиков. Дело в том, что фильму повезло попасть на шоу Mystery Science Theater 3000, ведущие которого, как правило, разносят старые низкобюджетные картины ради веселья. Из-за этого на Западе Морозко получил славу фильма категории B и не так давно даже мелькнул на культовом YouTube-канале RedLetterMedia. Лишь годы спустя выяснилось, что загубил «Морозко» во многом его плохой перевод. Но справедливость восторжествовала: сейчас IMDb полон восторженных рецензий на ленту, в большинстве которых фильм настоятельно рекомендуют смотреть с субтитрами.
Красавица Настенька долгие годы живет под гнетом своей злой мачехи. Она покорно делает всю работу и даже находит время учиться грамоте и письму. Но мачеха отказывается любить Настеньку и однажды велит старику, своему мужу, увести девочку в лес да оставить там замерзать. Так бы и пропала Настенька, если бы не добрый волшебник Морозко и хвастливый паренек Иван, обращенный колдуном в медведя.
Разумеется, этот список был бы неполным без хотя бы одного сказочного мультфильма. Анимация и сказки — уже конвенциональное, прошедшее проверку временем сочетание. Лучше его может сделать только музыка! И в случае снятого Гарри Бардиным «Летучего корабля» музыкальные номера не просто украшают картину, но даже слегка «воруют шоу» — чего стоит одна только «Песня Водяного», намертво врезающаяся в память с первого прослушивания.
Впрочем, к классическому, но остроумно представленному сюжету тоже не возникает никаких вопросов: царевну Забаву пытаются выдать замуж за богатого боярина Полкана. Но, конечно, она всем сердцем любит простого трубочиста Ивана. Тогда-то у влюбленных и возникает план — поставить царю условие, по которому взять царевну в жены сможет только тот, кто построит волшебный летучий корабль.
Идею взгляда на сказочный мир со всеми его атрибутами и клише через призму современной массовой культуры, конечно, сложно назвать новой. В самом начале 2000-х это делал «Шрек» (а десятью годами ранее — диснеевский «Аладдин»), затем эстафету переняли бесчисленные подражатели. В современной же отечественной анимации первопроходцем в области деконструкции фольклора можно назвать ленту «Алёша Попович и Тугарин Змей». Мультфильм студии «Мельница» был достойно нарисован, веселил зрителя остроумными гэгами и удивлял смелыми социальными комментариями, но тем не менее провалился в прокате. Впрочем, заслуженная слава всё равно настигла его спустя время, превратив смелый эксперимент Константина Бронзита в одну из самых затянутых (и коммерчески успешных) анимационных франшиз современности.
Непутевый Алёша Попович с детства отличался недюжинной силой и мечтал стать богатырем. Когда к городу Ростову подступает непобедимая орда Тугарина Змея, у юноши наконец появляется шанс проявить себя. Чтобы одолеть злодея, Алёше придется проделать долгий и опасный путь, компанию на котором ему составят дед Тихон, Любава, бабуля и говорящий конь по имени Гай Юлий Цезарь.
После запоздалого, но феноменального успеха «Алёши Поповича» продюсеры студии «Мельница» верно поняли, в каком направлении нужно копать, чтобы разбогатеть. Поэтому под прицелом оказались вообще все сказки, имеющие в своем описании слова «русский» или «народный». И если «Иван Царевич и Серый Волк» по образцу своего богатырского прародителя разросся до огромной франшизы, то про «Федота-стрельца» сейчас вспоминать как-то не принято. Хотя он выделяется на фоне прочих поделок «Мельницы» тем, что является не очередной вольной экранизацией сказки, а данью уважения одноименной сатирической пьесе в стихах Леонида Филатова. Вдобавок к прочему, среди актеров озвучки тут затесались Сергей Безруков, Михаил Ефремов и, для фанатов старого камеди, Александр Ревва. А визуальный стиль и дизайн персонажей подчас действительно удивляют своей авангардностью.
Стрелец Федот живет размеренной, но веселой жизнью со своей женой Марусей. Вот только однажды на Марусю положил глаз ухажер, и не абы кто, а сам царь. Чтобы сжить Федота с белого света, царь начинает загадывать ему загадки, самой сложной из которых становится принести то, чего на свете «вообче не может быть». Как можно догадаться, вечно везучий герой принимает и такой вызов.
Один из главных новых трендов современного Голливуда — переосмысление персонажей-антагонистов. «Малефисента», «Круэлла» или, например, «Хищные птицы» — все эти фильмы роднит желание представить злодеев в образе непонятых героев, раскрыть их не как набор необходимых сюжету клише, но как сложных многогранных личностей. На словах звучит здорово, вот только на деле ни «Малефисента», ни та же «Круэлла» не имеют абсолютно ничего общего со своими оригинальными версиями — антигерои превращаются в типичных рафинированных добряков.
Мода не прошла мимо отечественного кино, поэтому теперь мир берется спасать главная злодейка русских народных сказок — Баба Яга. Помогать в этом нелегком деле ей будет школьник Сенька, а настоящим злодеем (ведь он все-таки должен быть!) выступит Кощей Бессмертный. Фильм сложно назвать выдающимся, но он точно годится для семейного просмотра, особенно если вы уже устали от темы богатырей.
Без всяких скидок самый коммерчески успешный фильм по мотивам русских сказок. Это не первый отечественный проект, вышедший из под крыла Disney, — в 2009 году свет увидела печально известная «Книга мастеров». Но если «Книга» оказалась грандиозным провалом, то «Последний богатырь» пришелся по вкусу многим и даже удостоился двух продолжений. Что тут сказать, Дмитрий Дьяченко, набивший руку на экранизациях спектаклей театра «Квартет И», определенно знает, что делает: и «Последний богатырь», и недавний «Чебурашка» вышли крайне добротными семейными комедиями. Без претензий на высокое искусство, но с вполне понятными художественными решениями и рабочим, словно написанным по учебнику нарративом.
В центре сюжета — Иван Найдёнов, обычный молодой человек из Москвы, который неожиданно для себя попадает в мир русских былин. Там он узнает, что является потомком великих богатырей и должен принять участие в схватке с древним злом, ведь некогда заточенный Кощей Бессмертный вновь задумал побег из темницы.
Вопреки всем трендам, «По щучьему велению» не пытается впечатлить зрителя отсылками, актуальностью и метаюмором. Это самая что ни на есть классическая киносказка — красиво снятая, с уместными шутками и знакомым с детства сюжетом. «По щучьему велению» не стремится быть ни новым главным прокатным хитом, ни, прости господи, импортозамещением фильмов Marvel. Это скорее кино, на которое вы идете всем классом в субботу вместо уроков. Что лишь играет ему на руку. Если сплошной постмодерн уже набил оскомину, «По щучьему велению» — ваш выбор.
Емеля, сын слепого кузнеца, находит в проруби волшебную щуку, которая согласна исполнить три его заветных желания. Но, как часто бывает в сказках, подлинное желание можно исполнить лишь самому — магия оказывается бессильна. А желает Емеля ни много ни мало заполучить руку царской дочери Анфисы.
Закрывает сегодняшний список не анимация, не сериал и даже не полнометражный фильм. Стихотворная волшебная сказка Александра Пушкина имеет множество экранизаций, в том числе одну культовую, 1972 года. Но как вам «Руслан и Людмила» в формате ледового шоу? В этой версии богатыри, ученый кот и прочие обитатели Лукоморья надевают коньки, чтобы выразить свои чувства через танец, песню и, конечно, фигурное катание. Поверьте, несмотря на минусовую температуру на съемочной площадке фильм получился жарким!
Доблестный Руслан отправляется на поиски своей возлюбленной! Ему предстоит преодолеть множество опасностей — помимо него за Людмилой отправились Ратмир, Рогдай, Фарлаф. Но это полбеды, ведь в конце пути его непременно будет ждать битва с могущественным колдуном Черномором.