Чертовщина, да и только: 10 отличных мистических триллеров
Всадники без головы, призраки, старухи без глаз, чучела-убийцы — всё это персонажи фильмов, в которых происходящие на экране события сложно объяснить чем-то рациональным или логичным. Остается разве что воскликнуть: «Мистика какая-то!» Собрали 10 мистических триллеров, от которых становится не по себе, но которые точно захочется досмотреть до конца.
Тим Бёртон давно известен не только как режиссер, перепридумавший готику в кино, но и как мастер вольных экранизаций. И именно «Сонная Лощина» стала первым фильмом Бёртона, снятым по литературному произведению (если не считать, конечно, «Бэтмена», сделанного по комиксу). Рассказ «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, писателя-романтика и одного из «отцов американской литературы», был лишен мистики и таинственности. Бёртон пересобрал сюжет на свой лад и снял один из лучших мистических триллеров конца 90-х.
В глухую деревушку для расследования загадочных убийств приезжает молодой полицейский Икабод Крейн. Местные жители рассказывают ему, что всех жертв обезглавил некий всадник без головы, а головы забрал. Но Крейн привык для любого мистического события или явления находить логичное и рациональное объяснение, поэтому он пытается выяснить, какова цель этих убийств.
«Сонная Лощина» стала третьей совместной работой Тима Бёртона и актера Джонни Деппа, которые до этого сотрудничали на фильмах «Эдвард руки-ножницы» и «Эд Вуд». Многие зрители и критики до сих пор отмечают атмосферные кадры и изобретательные операторские решения, и не зря: за камерой стоял Эммануэль Любецки, впоследствии ставший одним из самых известных операторов в мире и обладателем трех премий «Оскар».
Один из главных фильмов Стэнли Кубрика, бесконечно входящий в списки величайших картин в истории кино. Экранизация книги Стивена Кинга, которую сам Король ужасов называет одной из худших киноадаптаций. В год выхода в прокат «Сияние» получило не самые приятные отзывы зрителей и прессы, но это не помешало картине обрести культовый статус и стать неотъемлемой частью массовой культуры.
Писатель Джек Торренс приезжает с женой и сыном в расположенный в горах отель «Оверлук» на зиму, чтобы работать смотрителем в мертвый сезон, когда у людей даже нет возможности добраться до гостиницы из-за постоянных снежных завалов. Джек планирует писать новый роман, его жена Венди не очень довольна предстоящим заточением, а их сын Дэнни и вовсе часто разговаривает с воображаемым другом. Семья остается в запутанных лабиринтах и залах отеля, где довольно быстро сталкивается не только с внутренними демонами, но и другими обитателями старинной гостиницы.
Можно очень долго пересказывать интересные факты о «Сиянии», но рассказать все в любом случае не получится. Например, Джек Николсон, исполнивший главную роль, оказался тезкой своего персонажа, а актера, сыгравшего его сына Дэнни, зовут Дэнни Ллойд. Благодаря случайным или специальным совпадениям Кубрик усиливает мотив раздвоения, пронизывающий весь фильм. Все же помнят кадр двух девочек-близняшек в голубых платьях?
Количество отсылок к «Сиянию» в современных хоррорах, сериалах, клипах и компьютерных играх тоже не поддается подсчету. Именно поэтому идеально симметричные и пугающие лабиринты психоза, созданные Кубриком более 40 лет назад, до сих пор пугают и вселяют ужас, а киноманы по всему миру продолжают отыскивать и разгадывать зашифрованные смыслы и знаки.
Эталонный триллер о привидениях от испанского режиссера Алехандро Аменабара с Николь Кидман в роли матери на грани нервного срыва. Атмосфера мистики и ужаса в «Других» окутывает с первых кадров, а напряжение и страх растут с каждым скрипом двери или пристальным взглядом кого-то из героев в полутьме.
В огромном особняке на Нормандских островах живут мама и двое детей. На дворе 1945 год, и только закончилась Вторая мировая война. Грейс (Кидман) берет на работу новую прислугу, так как все старые слуги ушли из дома, ничего не объяснив. Кроме обязанностей, новым работникам нужно соблюдать строгие правила: нельзя открыть в доме дверь, пока не закрыта предыдущая, а также все окна в любой комнате всегда должны быть занавешены. Всё потому, что у детей странная болезнь — им противопоказан дневной свет. Но, конечно, в какой-то момент не все двери будут закрыты и не все окна зашторены.
При этом никаких визуально страшных вещей в фильме практически нет, всё это — лишь в воображении зрителей. А за историей о привидениях скрывается пугающий своей реалистичностью сюжет: драма женщины с психологической травмой и неудачными попытками с ней справиться. Режиссер Алехандро Аменабар нагнетает саспенс минимальными средствами, например, игрой теней. Постановщик сам написал саундтрек, добавляющий триллеру нервозности и мрачности.
В новой экранизации известной сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель» произошла перестановка имен в названии, благодаря которой несложно догадаться, что в истории главной становится сестра Гретель, а брат Гензель здесь на втором плане. В остальном режиссер Осгуд Перкинс остается верен оригиналу: брат с сестрой живут в бедности и голоде и однажды, убежав из дома, попадают в хижину к ведьме, у которой всегда много еды, хотя нет ни огорода, ни хозяйства.
Несмотря на рейтинг PG-13, в фильме находится место жутким и довольно неприятным сценам, которые делают мрачный и медлительный фолк-хоррор достойным внимания. А главную роль в картине сыграла молодая восходящая звезда Голливуда София Лиллис, известная по сериалу Жан-Марка Валле «Острые предметы» и хоррору «Оно», нашумевшему в 2017 году.
Ностальгический хоррор о подростках, бросающих вызов монстрам и собственным страхам, от продюсера Гильермо дель Торо. Изначально мексиканский оскароносный режиссер сам должен был снимать картину, так как является большим поклонником американского писателя и журналиста Элвина Шварца. Именно его книги лежат в основе «Страшных историй для рассказа в темноте», для которых он годами собирал детские страшилки и затем выпустил в виде трилогии с мрачными рисунками Стивена Гаммелла. За экранизацию в итоге взялся норвежский хоррормейкер Андре Овредал, автор «Охотника на троллей» и «Демона внутри», с которым дель Торо познакомился в соцсетях.
Маленький городок в штате Пенсильвания, четверо подростков-аутсайдеров в хэллоуиновскую ночь залезают в заброшенный особняк. В прошлом там жила самая богатая семья города, но после самоубийства одной из дочерей — Сары — дом так и остался нежилым. Всё дело в том, что, по легенде, родители прятали девочку от других детей, но если кто-то из них проникал в жилище, Сара рассказывала им страшные сказки, после которых вскоре мальчики и девочки умирали. Так герои находят жуткую книгу с теми самыми историями, написанными буквально кровью. И монстры из страшилок — Пугало, Толстая женщина, Гремучий человек — начинают преследовать подростков, заставляя столкнуться с тайными фобиями и травмами.
Майка Флэнегана можно смело назвать человеком, который поднял сериалы про привидений на новый уровень психологизма. «Призрак дома на холме», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса» и «Падение дома Ашеров», вышедшие на Netflix, показали, как тонко и глубоко мистические сюжеты могут работать со сложными темами: страх смерти, детские травмы, религиозная одержимость.
«Окулус» — один из первых и главных фильмов Флэнегана. Картина помогла ему стать классиком современного хоррора. Это история брата и сестры, которым в детстве пришлось пережить страшную и загадочную смерть родителей. Сестра росла в приемных семьях, а брат долго лежал в психиатрической больнице. Вновь встретившись, они решают разобраться с прошлым и убить то, что прикончило их мать и отца, — старинное зеркало.
«Окулус» вырос из одноименной короткометражной работы Флэнегана, которую он снял еще в 2005 году. Расширив идею спустя 10 лет, режиссер создал умный и изобретательный хоррор с пугающей атмосферой, при этом обойдясь без классических скримеров.
Психиатр-криминалист в исполнении Джулианны Мур убеждена, что раздвоения личности не существует и этим расстройством обычно прикрываются те, кто не хочет отвечать за совершенные преступления. Однажды ее отец и коллега направляет к ней пациента, который прямо у нее на глазах из недееспособного человека в инвалидной коляске превращается в здорового и подвижного. А затем она узнает страшную тайну того, как в одном человеке поселилось несколько личностей. Роль преступника с расстройством личности органично и убедительно сыграл актер Джонатан Риз Майерс, известный по «Матч Поинту» и сериалу «Тюдоры».
Противоречивый религиозно-мистический триллер в какой-то момент из детективной истории с холодной атмосферой и нарочито серой цветокоррекцией превращается то в кровавый хоррор с жестокими сценами насилия, то почти в библейскую притчу о природе добра и зла.
Культовый параноидальный триллер Романа Полански о беременной женщине, которая подозревает соседей в связи с сатанинской сектой. Агностик Полански знал, что если будет снимать картину о дьяволе, то до последней сцены в фильме всё будет показано так, чтобы зритель сомневался не в существовании чего-то мистического и сверхъестественного, а в здравомыслии главной героини.
Критики называют «Ребенка Розмари» второй частью «квартирной трилогии» режиссера, куда также входят «Отвращение» и «Жилец». Все три картины объединены местом действия, неоднозначностью происходящего и ментальной нестабильностью героя или героини. И, конечно, сложно не упомянуть, как события фильма спустя год трагически переплелись с реальностью: жена Полански, актриса Шэрон Тейт, была жестоко убита в собственном доме членами секты «Семья» Чарльза Мэнсона.
Экранизация повести Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад» с Джонни Деппом в роли пьющего писателя в депрессии, которого начинает преследовать странный человек в шляпе. Он утверждает, что герой Деппа украл у него рассказ, и предупреждает, что не оставит в покое. Тревожный писатель пытается доказать свою честность, но в процессе понимает, что, возможно, их взаимодействие с неприятным подражателем не закончится ничем хорошим.
Фильм вышел в 2004 году, когда Депп был на пике популярности после проката первой части «Пиратов Карибского моря». Критики и зрители сошлись во мнении, что роль нервного и депрессивного писателя-интроверта идеально подошла актеру, а его игра помогла триллеру стать даже глубже и убедительнее книжного первоисточника.
Триллер Шьямалана повлиял сразу на несколько важных вещей в кинематографе: на переосмысление термина «спойлер», на разрушение канонов жанра в хоррорах и на карьеру режиссера.
Кажется, ни один список фильмов с неожиданным финалом не обходится без истории мальчика, который приходит к детскому психиатру и говорит, что видит мертвых людей. Но в конце 90-х начинающему режиссеру М. Найту Шьямалану пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить продюсеров Disney дать проекту шанс. Когда фильм был снят, студия не понимала, как продвигать картину и отдала продюсерские права Spyglass, но оставила за собой процент прибыли от проката. В итоге «Шестое чувство» при бюджете в 75 миллионов долларов вместе с расходами на маркетинг собрал в мировом прокате более 650 млн и стал абсолютным лидером американского проката. Всё благодаря финальному твисту, узнав который, зрители хотели пересматривать фильм сами и показывать друзьям, наблюдая за их реакцией.
Режиссер М. Найт Шьямалан, считавший своими вдохновителями великих Кубрика и Спилберга, сам стал автором, чьи работы показали, как фильмы про сверхъестественные силы могут нарушать шаблоны и переворачивать смыслы. Появление современных хорроров, снятых в том числе Ари Астером, Робертом Эггерсом, Джорданом Пилом, вряд ли было бы возможно без «Шестого чувства».