Жуткое обаяние чертовщины: 10 завораживающе красивых готических фильмов
Вампиры и оборотни; туман, стелющийся по холмам, каменные надгробия, скрывающие секреты мертвецов, бархат и кружева… Представляем 10 фильмов — от драм до боевиков, которые увлекут вас за собой в мир готических фантазий.
Начало XIX века. Юная дочь известного лондонского философа Мэри Годвин живет в Лондоне с отцом, сестрой и мачехой. Ее жизнь переворачивает знакомство с начинающим поэтом Перси Биши Шелли. Между молодыми людьми быстро разгораются чувства, но есть проблема: Перси женат, и у него есть маленький сын. Мэри, однако, это не пугает. Девушка сбегает с любимым — и скоро на собственном опыте узнаёт, что такое бедность, предательство и одиночество.
«Красавица для чудовища» саудовской постановщицы Хайфы Аль-Мансур идеально передает атмосферу викторианской эпохи: туманные кладбища, мрачный и сырой Лондон. Зрители будто смотрят классическую готическую новеллу. Но на самом деле это байопик о реальной исторической личности — писательнице Мэри Шелли, создательнице «Франкенштейна», жертве собственной доверчивости. Этот тяжелый личный опыт со временем трансформировался в классический роман о монстре-отщепенце, который долго отказывались публиковать под женским именем.
Эдит Кушинг, дочь американского строительного магната, знакомится с обаятельным британским аристократом Томасом Шарпом. Молодые люди страстно влюбляются, и Эдит, невзирая на недоброе предчувствие и странную смерть отца, отправляется с Томасом и его сестрой Люсиль в Англию, в их родовой особняк. Но стены наследного имения хранят ужасающую тайну, которую героине предстоит раскрыть.
Мрачная утонченность «Багрового пика» загипнотизирует даже самых искушенных киноманов. Здесь и режиссура признанного визионера Гильермо дель Торо, и атмосфера классических викторианских романов, и просто очень красивые Миа Васиковска, Джессика Честейн и Том Хиддлстон в главных ролях. Любителей готики же очарует постмодернистская смесь из Эдгара Аллана По, Оскара Уайльда и Артура Конан Дойла, сдобренная оммажами к Мурнау, Кубрику и немного наивным фильмам ужасов, которые создавала в 50–60-е годы английская компания «Хаммер».
1799 год. В маленькой деревушке под названием Сонная Лощина кто-то жестоко убивает людей. Расследовать дело отправляют эксцентричного инспектора полиции Икабода Крейна — амбассадора дедуктивного метода. Местные жители считают, что за преступлениями стоит демонический Всадник без головы. Рациональный Икабод не верит этой ерунде и пытается найти более разумное объяснение — пока сам однажды не сталкивается с призрачным душегубом.
Фильм снят по мотивам рассказа Вашингтона Ирвинга. Надо сказать, мастер страшных сказок Тим Бёртон обошелся с юмористической новеллой американского классика несколько бесцеремонно. Сюжет полностью переделали, по сути, от рассказа остались лишь имена героев и название места действия. Зато какой здесь харизматичный Джонни Депп и какая готическая атмосфера!
Англия, конец XIX века. Молодой юрист Артур Киппс недавно стал вдовцом, оставшись с четырехлетним сыном Джозефом на руках. Главного героя отправляют в типичное британское захолустье, чтобы уладить дела с недвижимостью недавно скончавшейся клиентки фирмы. По прибытии Артур делает неприятное открытие: в городке, оказывается, один за другим гибнут дети. Вдобавок молодому человеку начинает мерещиться силуэт женщины в черном платье.
Закончив сниматься в фильмах о Гарри Поттере, Дэниэл Рэдклифф всеми силами старался избавиться от ярлыка Мальчика, который выжил, выбирая максимально дикие и неожиданные роли: рогатого получеловека в необычном фэнтезийном хорроре Александра Ажа, горбуна в «Викторе Франкенштейне» или даже трупа с метеоризмом в безумном драмеди «Человек — швейцарский нож». Но это всё будет потом, а вот в 2012 году вышел готический детектив «Женщина в черном», где герой Рэдклиффа очень напоминает старого доброго Гарри: такой же отважный и самоотверженный юноша (хоть и постарше Поттера), оказавшийся в сложных жизненных обстоятельствах.
Конец XIX века, Лондон. Молодой лондонский клерк по работе с недвижимостью Джонатан Харкер едет в Трансильванию к состоятельному графу Владу Дракуле, который надумал купить в британской столице несколько особняков. Однако Дракулу интересует вовсе не контракт, а невеста Джонатана Мина, как две капли воды похожая на его любимую жену, погибшую много веков назад.
Великий Фрэнсис Форд Коппола на закате карьеры создал на удивление энергичную экранизацию «Дракулы» Брэма Стокера — яркий микс Тима Бёртона, Питера Джексона и классики вампирского кино вроде «Носферату: симфония ужаса». В итоге получилась не столько даже готическая, сколько барочная картина с убийственным кастом — Вайноной Райдер, Энтони Хопкинсом, Киану Ривзом и Гари Олдманом в роли вампира. Коппола в «Дракуле» не только объединил развлекательное кино с авторским, но и модернизировал сюжет книги, добавив в него романтическую линию. В адаптации романа трансильванский кровопийца уже не зло во плоти, а сложный многомерный персонаж, способный на глубокие чувства.
Братья-авантюристы Джейк и Уилл Гриммы ведут семейный бизнес — изгоняют ими же выдуманную нечисть из амбаров доверчивых крестьян. Но однажды слава об их «подвигах» доходит до властей. Аферистам дают ответственное задание: расследовать загадочные исчезновения девушек в лесу на границе Франции и Германии. Тут-то герои и сталкиваются нос к носу с настоящей чертовщиной.
Режиссер Терри Гиллиам и сценарист Эрен Крюгер смешали в одном флаконе мистику, готику, легкий налет абсурда и многочисленные цитаты из бессмертных сказок. Впрочем, братья Гримм из фильма не имеют ровно никакого отношения к реальным сказочникам, сочинившим «Красную Шапочку» и «Бременских музыкантов». И даже зовут их не Вильгельм и Якоб, а просто Уилл и Джейк.
Конец XIX века, Англия. Молодой врач Эдвард Ньюгейт приезжает в психиатрическую больницу для элитных душевнобольных. Его встречает доктор Лэмб, который поражает новичка лояльным подходом к пациентам: они свободно разгуливают по коридорам и даже ужинают с персоналом за одним столом. Но больше всего Эдвард заинтригован молодой женщиной по имени Элиза Грэйвс. Через некоторое время герой понимает, что все вокруг не те, за кого себя выдают.
Фильм Брэда Андерсона «Обитель проклятых» основан на рассказе Эдгара Аллана По «Система доктора Смоля и профессора Перро». Сюжет новеллы укладывается в пару предложений. Как такое экранизировать? Очень просто: сценарист Джо Ганджеми существенно расширил рассказ, превратив его в напряженный психологический детектив. Но главный козырь фильма — актерский состав. Тут зажигает старая гвардия: Дэвид Тьюлис, Бен Кингсли и Майкл Кейн, а венчает британский хит-парад талантов тандем Кейт Бекинсейл и Джима Стёрджесса.
Конец XIX века. Ван Хельсинг, знаменитый истребитель нечисти, едет в Трансильванию на очередное задание. Ему нужно спасти местных жителей от Дракулы и его любовниц-вампирш. Проблема в том, что у кровопийцы народилось многочисленное потомство.
Фильм задумывался как сиквел «Дракулы» Брэма Стокера, а главную роль должен был исполнить Энтони Хопкинс. Но в итоге идею отложили в долгий ящик, а первоначальный сценарий изменился до неузнаваемости. Если в «Дракуле»Коппола нашел баланс между авторским и зрелищным кино, то в «Ван Хельсинге» Стивен Соммерс без зазрения совести свел вместе Хью «Росомаху» Джекмана в роли Ван Хельсинга, графа Дракулу, доктора Джекилла, монстра Франкенштейна, оборотней, вампиров и боевитую принцессу. Получилось ярко, дерзко, дорого и очень эффектно.
Банда головорезов, нанятая мафиозным боссом Детройта, жестоко убивает рокера Эрика Дрэйвена и его невесту Шелли Уэбстер. Спустя год Эрик, обернувшись черным вороном, возвращается, чтобы отомстить подонкам.
«Ворон» Алекса Пройаса по мотивам комикса Джеймса О’Барра — один из лучших готических боевиков 90-х. Но, как ни печально, «Ворон» вошел в историю в первую очередь из-за реальной трагедии: во время финальной сцены картины, где 28-летний Брэндон Ли стреляет в Фанбоя, в актера попала заглушка от пистолета. Заряд смертельно ранил его в живот. Причем это не единственный странный случай на съемках: несколько членов группы получили ранения, а буря уничтожила часть декораций. Наконец, незадолго до гибели Брэндон серьезно порезался стеклом.
Когда сын фермера Авраам Линкольн был маленьким, его мать убил плантатор Джек Бартс. После этого герой много лет ждет шанса отомстить. Однажды уже взрослый Авраам встречает таинственного незнакомца, который вводит его в курс дела: рабовладельцы — на самом деле злые вампиры. С этих пор Линкольн становится охотником на упырей: днем делает политическую карьеру, а по ночам шинкует нежить посеребренным топором.
Сценарист Сет Грэм-Смит — автор необычный. Он сочинил сюжет для «Мрачных теней» Тима Бёртона, а также написал мэшап-романы (когда из нескольких оригинальных произведений разных жанров делают одно) «Гордость и предубеждение и зомби» и «Авраам Линкольн: Охотник на вампиров». Как ни странно, писателю отлично удалось соединить реальную историю с фэнтези. Почти все факты жизни Авраама Линкольна отображены в фильме правдиво. Что касается экшена, за него со свойственным ему драйвом и безумием отвечал король slow-mo Тимур Бекмамбетов. И боевые сцены выглядят тут просто фантастически.