Саспенс заказывали?: Лучшие триллеры 2000-х
1999-й регулярно вспоминают как лучший год в истории кино. Брайан Рафтери даже написал книгу, пытаясь доказать свой тезис. Впрочем, и впоследствии нулевые продолжили развитие одной тенденции в американском кино — слияния инди-индустрии со студийным Голливудом, подарившего нам немало уже признанных классикой шедевров. Причем значительная их доля пришлась на триллеры. О десяти находках жанра 2000-х годов рассказываем подробнее.
А для любителей жанра мы подготовили подборку триллеров с неожиданной развязкой.
Один из фильмов, в отношении которых слово «культовый» не выглядит преувеличением, родился из двухчасового пилотного эпизода, написанного и снятого Дэвидом Линчем для канала ABC. К слову, его идея появилась у режиссера еще во время работы над «Твин Пикс» — по изначальному замыслу, главной героиней должна была стать Одри Хорн, сыгранная в сериале Шерилин Фенн. Продюсерам отснятый материал не понравился (почти так же, как и самому Линчу), и они отказались запускать его в эфир. Несмотря на это, сам Линч очень хотел рассказать историю до конца и написал еще примерно 18 страниц сценария, досъемку которых профинансировала Studio Canal. Так спонтанно на свет появился самый, вероятно, известный фильм Линча, вошедший в списки лучших фильмов не только нового тысячелетия, но и всей истории кино.
Сюжет в типичном для Линча стиле заигрывает с классическими жанровыми формами — на сей раз нуарным детективом, — рассказывая несколько параллельных, но тем не менее связанных между собой необъяснимым сродством историй. Начинается всё — чем бы оно ни было — с того, как едущая в лимузине по Малхолланд Драйв девушка (Лаура Хэрринг) попадает в автоаварию и оказывается единственной выжившей, потеряв при этом память. Заблудившись в пространстве, она забредает в квартиру, в которую только что переехала прекраснодушная Бетти (Наоми Уоттс) — начинающая актриса, полная надежд покорить Голливуд. Вместе они пытаются выяснить, откуда пришла первая героиня и что с ней стряслось. Чем больше обе девушки вспоминают, тем страшнее становится.
Еще один триллер с изобретательной структурой сюжета, снятый другим современным мастером Кристофером Ноланом, дебютом которого был также неонуар «Преследование». Леонард (Гай Пирс), бывший в прошлом страховым агентом, страдает от антероградной амнезии. Он способен запоминать новую информацию всего лишь на несколько минут. Этой болезнью Леонарда наградил убийца его жены, ударивший героя по голове кастетом. Всё дробленое и изломанное сознание Леонарда проникнуто одной мыслью — найти преступника, уничтожившего его прежнюю жизнь (что осталось последним воспоминанием). В этих поисках ему помогает Тедди (Джо Пантолиано).
Нолан, как мы знаем, любит играть с форматом повествования, и эта его склонность замечательно проявилась в «Помни», поставленном, к слову, по рассказу его брата Джонатана (кроме прочего, одного из создателей сериала «Мир Дикого Запада»). Интроспективный нарратив, в котором бедняга Леонард пытается найти подсказки, где он и почему оказался, — для чего использует записки, мгновенные фотографии и татуировки, — Нолан разделил на две пересекающиеся последовательности сцен. Прямую, в которой действие направлено из прошлого в будущее, и обратную ей инвертированную. Каждую из них Нолан пометил хроматически: первую — черно-белой палитрой, вторую — полноцветной. Кассовый и критический успех этого экспериментального триллера позволил Нолану закрепиться в Голливуде.
Дэвид Гейл (Кевин Спейси) когда-то был уважаемым профессором философии и видным деятелем движения против смертной казни в штате Техас. Из-за связи со студенткой (Рона Митра), обвинившей его в изнасиловании, он лишился должности и семьи, несмотря на то что обвинения были признаны ложными. Обо всем этом он рассказывает журналистке Бетси Блум (Кейт Уинслет), после того как его приговаривают к смертной казни (иронично, не правда ли?) за убийство подруги и коллеги по движению Констанс (Лора Линни). Улики красноречиво указывают на вину Гейла, но он ее не признает. Разбираясь в истории Дэвида, Бетси находит в ней всё больше противоречий. Но чтобы доказать его невиновность, у нее есть всего лишь несколько дней.
«Жизнь Дэвида Гейла» стала первым экранизированным сценарием Чарльза Рэндольфа (как и его герой, университетского профессора), отмеченного «Оскаром» за «Игру на понижение», и последним фильмом в долгой и славной карьере английского режиссера сэра Алана Паркера — кассовая неудача и не слишком лестные отзывы прессы сыграли в этом не последнюю роль. Известный кинокритик Роджер Эберт высказался в том смысле, что лента, пытаясь встать на сторону противников смертной казни, напротив, выставляет их мошенниками. Впрочем, это не помешало, например, филиппинскому сенатору Пингу Лаксону, увидевшему драму Паркера на Netflix, изменить свое отношение к смертной казни и отозвать свой законопроект.
О Дэ-су (Чхве Мин-сик) — корейский бизнесмен средней руки. На третий день рождения своей дочери он напивается по дороге домой в крошечном баре и оказывается в полицейском участке, откуда его забирает верный и старый друг Чжу Хван. По дороге домой О Дэ-су похищают неизвестные. Приходит в себя он уже в камере, напоминающей номер дешевого отеля. Тюремщики героя безлики и молчаливы. Благодаря иногда включающемуся по воле пленителей телевизору он узнает, что его жена была найдена убитой, а его самого полиция заочно признала виновным в ее смерти. Дочь же была отдана на воспитание в другую семью. О Дэ-су понимает, что за его похищением и убийством жены стоит один и тот же человек. После чего начинает готовить свое тело и дух к мести. Спустя 15 лет заточения главного героя освобождают так же неожиданно, как когда-то похитили. К его удивлению, враг почти не пытается скрыться от него. Но Олдбой и не подозревает, какой у его Немезиды козырь в рукаве.
Сюжет фильма, ставшего второй частью в трилогии мести Пак Чхан-ука, отсылает к одноименной японской манге, которую повторно в 2013 году экранизировал Спайк Ли с Джошем Бролином в главной роли. Ремейк, впрочем, вышел пресным и оставил стойкое ощущение необязательности. Помимо статуса одного из главных корейских фильмов в истории, «Олдбой» завоевал еще и гору наград на фестивалях мира (среди них оказался и гран-при Канн).
«Охотниками за разумом» называют профайлеров — агентов ФБР, составляющих психологический портрет серийных убийц. Агент Харрис (Вэл Килмер) готовит очередной выпуск «охотников». В качестве финального теста Харрис отправляет Сару (Кэтрин Моррис), Джей Ди (Кристиан Слэйтер), Лукаса (Джонни Ли Миллер), Николь (Патрисия Веласкес), Бобби (Эйон Бэйли), Рэйфа (Уилл Кемп) и Винса (Клифтон Коллинз) на небольшой безлюдный остров, используемый военными для отработки действий во время экстренных ситуаций. Здесь в декорациях пустынных улиц, обветшалых витрин и безликих бетонных зданий им предстоит сыграть в игру — вычислить вымышленного серийного убийцу Кукловода. Профайлеры, жалуясь на причуды Харриса, берутся за дело, но вскоре обнаруживают, что на них самих ведется охота. Один за другим они гибнут, попадая в ловушки, расставленные по всему острову таинственным убийцей, который использует слабости и зависимости каждого и наблюдает за происходящим в качестве зрителя.
Сюжет в самых общих чертах повторяет фабулу «Десяти негритят». Роман Агаты Кристи также рассказывал об убийствах на безлюдном острове. Режиссером картины выступил Ренни Харлин — финский режиссер, много лет работающий в Голливуде: например, он поставил «Крепкий орешек 2». В 2017 году вышел сериал о профайлерах с почти таким же названием. Одним из его продюсеров и режиссеров стал Дэвид Финчер, о триллере которого мы расскажем ниже.
Успех «Молчания ягнят» — не первой, но самой известной экранизации романов Томаса Харриса о привередливом людоеде Ганнибале Лектере — породил череду приквелов, сиквелов и несколько сериалов. Причем «Красный дракон» Бретта Ратнера стал уже вторым киновоплощением романа «Охотник на людей» — премьера первого из них, поставленного Майклом Манном, чей «Феррари» не так давно появился в кинотеатрах, состоялась еще в 1986 году. Сценарий к «Дракону» написал Тед Тэлли, работавший и над сценарием к «Молчанию ягнят».
Бывший профайлер ФБР Уилл Грэм (Эдвард Нортон), которому удалось вычислить и поймать самого Ганнибала Лектера, оставшись при этом в живых (о задержании напоминает лишь «небольшой» шрам на животе), отошел от дел, женился и теперь занимается починкой моторов. Его экс-начальник Джек Кроуфорд (Харви Кейтель) обращается к Уиллу, когда объявляется новый серийный убийца по прозвищу Зубная Фея (Рэйф Файнс). Маньяка так прозвали, потому что он убивает целые семьи, оставляя на жертвах следы от укусов. Грэм, согласившийся только взглянуть на место преступления, втягивается в расследование и просит совета у своего старого знакомого доктора Лектера (Энтони Хопкинс), вынашивающего тем временем планы мести.
Отдохнем слегка от маньяков с их перверсиями и фиксациями и обратимся к истории бедняги Слевина Келевры (Джош Хартнетт). С ним за день приключилось так много несчастий, как не со всяким киноперсонажем. Сначала Слевин лишается работы и дома, затем его бросает любимая девушка, а по прибытии в Нью-Йорк, куда он прилетел к старому другу Нику Фишеру, у него крадут бумажник с документами и оставляют на память об ограблении перебитый нос. Слевин добирается до квартиры приятеля, только чтобы выяснить, что Ник бесследно пропал. Но и на этом еще не всё. В квартиру наведываются боевики двух противоборствующих криминальных организаций, возглавляемых Боссом (Морган Фриман) и Раввином (Бен Кингсли), которым Фишер задолжал немалую сумму денег. Раввин в качестве расплаты предлагает Слевину, которого принимает за Ника, убить сына Босса. В общем, бедолага оказывается пешкой в криминальной игре, в которой участвует еще и таинственный киллер по прозвищу Добрый Кот (Брюс Уиллис), когда-то работавший с Боссом и Раввином. К большой удаче для Слевина соседка Ника Линдси (Люси Лью) обожает детективы и достаточно сострадательна, чтобы помочь парню выжить в этой передряге.
Сценарист картины Джейсон Смилович изобретательно обыгрывает в «Слевине» старый сюжетный троп о не том человеке не в том месте, а режиссер Пол МакГиган умело удерживает тональность повествования на грани драмы и черной комедии. К слову, оба были хорошо знакомы с Джошем Хартнеттом еще до начала работы над фильмом. МакГиган снял его в главной роли в «Одержимости» — ремейке французской «Квартиры» (1996), а Смилович во время написания сценария и вовсе был соседом актера и, как и в фильме, часто видел того разгуливающим в одном полотенце на бедрах.
1969 год. В День независимости на севере Калифорнии неизвестный нападает на ничего не подозревающую влюбленную парочку в автомобиле и расстреливает обоих. Спустя месяц убийца, представившийся Зодиаком, отправляет в местную газету San Francisco Chronicle письмо с шифром и требованием его публикации. Журналисты Пол Эйвери (Роберт Дауни — младший) и Роберт Грейсмит (Джейк Джилленхол) присоединяются к паре детективов Дэйву Тоски (Марк Руффало) и Биллу Армстронгу (Энтони Эдвардс) в расследовании убийств, которое вскоре заходит в тупик. Когда остальные теряют надежду вычислить Зодиака, Грейсмит решает начать собственное расследование.
«Зодиак» основан на пугающе реальных и, увы, так и не разгаданных событиях прошлого века. Причем Финчер вместе со сценаристом Джеймсом Вандербилтом весьма скрупулезно подошел к их пересказу. Они не только досконально изучили книгу реального Роберта Грейсмита, положенную в основу сюжета, но и на протяжении 18 месяцев опрашивали участников расследования, свидетелей и оставшихся в живых жертв Зодиака. Интересно, что история этого серийного убийцы, так и оставшегося не пойманным, когда-то вдохновила братьев Финк на написание сценария к «Грязному Гарри» Дона Сигела с Клинтом Иствудом в главной роли — одному из первых полицейских триллеров, заложившему основы жанра.
Мартин Скорсезе большую часть карьеры мастерски избегал силков жанровых определений, вот и его «Остров проклятых» получился триллером весьма диковинным. В нем чувствуется явное влияние классических нуаров и «черных» фильмов категории «Б», многие из которых режиссер по традиции показывал актерам перед началом съемок (с ДиКаприо и Беном Кингсли они вместе посмотрели «Лору» Преминджера, «Из прошлого» Турнера, «Головокружение» Хичкока и «Стальной шлем» Сэма Фуллера). К слову, Деннис Лихейн, написавший роман, положенный в основу сценария, сам вдохновлялся такими же нуарами. Впрочем, от классического триллера и нуара «Остров проклятых» отличен неповторимой, подрагивающей атмосферой, оказываясь в которой зритель теряет всякое представление о реальности происходящего.
Действие фильма начинается с прибытия на остров Шаттер, где располагается психиатрическая лечебница для душевнобольных преступников, пары федеральных маршалов — нервного Тедди Дэниелса (Леонардо ДиКаприо), страдающего от морской болезни, и спокойного как скала Чака Оула (Марк Руффало). Формально они здесь для того, чтобы расследовать исчезновение пациентки Рейчел Соландо (Эмили Мортимер), однако у Дэниелса есть и личный мотив — именно на Шаттере, в одном из строго охраняемых корпусов, содержится пироман Эндрю Лэддис (Элиас Котеас), убивший его жену (Мишель Уильямс). Вместе с тем маршалы начинают сомневаться в реальности существовании Рейчел, как и в методах лечения, применяемых директором лечебницы доктором Коули (Бен Кингсли) с доктором Нэрингом (Макс фон Сюдов). Вдобавок Дэниелсу, воевавшему на полях Второй мировой, всё чаще являются призраки прошлого.
Один из самых титулованных фильмов в жанре — кроме прочего, четыре «Оскара» и два «Золотых глобуса», — братья Коэн, начинавшие также с триллера «Просто кровь», поставили по роману Кормака Маккарти. Причем экранизировали они не отвлеченные «мотивы» его прозы, а следовали ей почти буквально. Что не помешало им придать повествованию свойственную коэновским фильмам темную иронию.
Сюжет, развивающийся на просторах Техаса, представляет собой типичную гонку за «макгаффином». Здесь его роль играет чемоданчик, набитый двумя миллионами долларов. В выцветших от солнца прериях недалеко от побоища, устроенного двумя бандами, кейс находит Льюэллин Мосс (Джош Бролин) — ветеран Вьетнама, работающий сварщиком. За ним по пятам, не слишком торопясь, следует неумолимый, как сама судьба, Антон Чигур (Хавьер Бардем) — профессиональный убийца с нелепой прической в духе XV века и пневматическим пистолетом. Его нанял наркокартель, чтобы вернуть злополучные деньги. Издалека за схваткой наблюдает старый шериф Эд Том Белл (Томми Ли Джонс), прилично уставший от бесконечной череды насилия.