Мистика из Аргентины и сюрреализм из Чили: 10 очень страшных латиноамериканских фильмов ужасов
Уже не первый год хорроры из Латинской Америки радуют поклонников жанра. Фильмы из Мексики, Аргентины, Бразилии, Чили и других стран региона не могут похвастать огромными бюджетами, сравнимыми с голливудскими блокбастерами. Но зато они отлично пугают: не самые дорогие спецэффекты компенсируются атмосферой животного ужаса, завязанного на народных поверьях сюжетами, социальных темах и религии, а также неожиданными поворотами и скримерами. В сумме этого оказывается более чем достаточно, чтобы напугать зрителя. А нестандартная постановка выделяет латиноамериканские хорроры среди однообразного потока ужастиков. Предлагаем обратить внимание на несколько ярких примеров.
В тихом спальном районе Буэнос-Айреса разворачиваются сверхъестественные и жуткие события. Мужчина попадает в тюрьму за убийство жены, хотя на самом деле застал ее в крови летающей в ванной. Его сосед не выходит из дома, опасаясь монстров. Ребенок попадает под машину, его хоронят, но вскоре мальчик возвращается домой с кладбища. Полиция и охотники на призраков решают разобраться в странной ситуации: они изучают несколько домов в этом районе, но вскоре сталкиваются с силами, с которыми даже они не могут совладать.
«Оцепеневшие от страха» — один из главных латиноамериканских хорроров 2010-х. Фильм снимали с маленьким бюджетом: действие по большей части разворачивается в нескольких домах, иногда заметны слабые спецэффекты. Зато вся картина построена на обмане ожиданий и действительно страшных моментах. Поначалу кажется, что покажут стандартный сюжет о семье в проклятом доме, но потом всё меняется. И буквально в каждой сцене на фоне мельком происходит нечто пугающее: монстры прячутся под кроватью и в шкафах, пробегают где-то в тени и выскакивают в самый неожиданный момент. В 2023 году тот же режиссер Демиан Рунья снял картину «Одержимые злом». Она не связана с «Оцепеневшими от страха» напрямую, но действие разворачивается в том же мире.
Валерии всё время говорили, что она не создана для материнства и воспитания детей. Однако девушка готова доказать родне, что они ошибаются. Она беременеет и вместе с мужем Раулем готовится растить ребенка. Но вскоре Валерия начинает думать, что ее прокляли. Поначалу она видит пауков, а потом и вовсе наблюдает за женщиной, которая прыгает из окна и следует за ней в виде переломанного монстра. Окружающие считают, что все проблемы героини связаны исключительно со стрессом из-за беременности. Но на самом деле она в реальной опасности.
За долгие годы выходило множество хорроров, посвященных страху материнства. Конечно, «Дитя тьмы» не сравнится по тонкости подачи и атмосфере с «Ребенком Розмари». Но и у этой картины есть много достоинств. В первую очередь отлично передана атмосфера, когда родственники предпочитают не замечать чужих проблем и не стесняются ставить близких в неудобное положение. И лишь несколько женщин готовы рискнуть и помочь Валерии. А еще здесь есть множество ненавязчивых, но действенных скримеров, которые заставляют внимательно всматриваться в каждую сцену.
В Аргентине 1987 года идет предвыборная гонка. Люди собираются на протесты против действующего президента. В это же время в прямой эфир должен выйти последний выпуск передачи «За 60 минут до полуночи». Там выступит человек, который обещает не только разоблачить связь президента с коррупцией и преступниками, но рассказать о его контактах с черной магией. Несколько журналистов, готовивших программу, собираются в секретной квартире и наблюдают за происходящим. Однако политические дебаты превращаются в нечто мистическое.
Фильм удивительным образом совмещает два жанра: политический триллер и авторский хоррор. Картина показывает, как правители борются за власть: они готовы на что угодно, только бы удержаться на посту. Мистическая часть завязана на мелких деталях и субъективном восприятии каждого героя. Значительная часть действия — тот самый прямой эфир, в который добавлена несуществующая реклама, датчик температуры, обрывы трансляции, перемены цветовой гаммы и прочие интересные элементы. Герои в какой-то момент начнут проводить опыты над собой, чтобы понять — не подменили ли их мир. Конкретных ответов на все вопросы авторы не дадут, но от этого станет лишь интересней.
В XVI веке алхимик изобрел устройство, дарующее владельцу вечную жизнь. Но через 400 лет он все-таки трагически погибает в своем доме. Новый владелец здания случайно обнаруживает прибор в виде скарабея и использует его. Он тут же чувствует себя моложе и сильнее. Но оказывается, у устройства есть пугающий побочный эффект. Еще хуже, что за скарабеем охотится старый бизнесмен, который боится смерти, — он отправляет своего племянника по следу нового хозяина.
С этого фильма началась карьера знаменитого Гильермо дель Торо в полнометражном кино. На первый взгляд это хоррор, сюжет которого завязан на фольклоре и старых поверьях. Но на самом деле главные злодеи в картине — люди, ведущие себя более жестоко, чем любые монстры. «Хронос» — дебютная работа начинающего режиссера, снятая с небольшим бюджетом, поэтому ставку сделали на актерскую игру и неожиданные повороты сюжета. Фильм сформировал стиль дель Торо на многие годы: после него сразу можно посмотреть «Хребет дьявола» и «Лабиринт Фавна» — они сняты в том же жанре, но уже с большим опытом.
В 1980-х Энрике Монтеверде был диктатором Гватемалы. Прошли годы, он постарел и отошел от дел. Однако теперь его судят за геноцид местных индейцев. Обвинительный приговор отменяют, но правосудие преследует Энрике и дома: особняк его семьи окружают протестующие, а прислуга уходит. Чтобы справиться с хозяйством, горничная приглашает помощницу. Но всё становится только хуже: бывшего диктатора преследуют кошмары, а в доме происходят сверхъестественные события. Или же ему просто не дают покоя прошлые прегрешения.
Фильм частично основан на латиноамериканских поверьях о призраке плачущей женщины. Причем в том же 2019 году вышла американская картина «Проклятие плачущей» (или «Проклятие Ла Йороны»), которую включают во вселенную «Заклятия» Джеймса Вана. Но гватемальская версия предлагает более вдумчивую и тонкую трактовку легенды. Здесь сверхъестественные элементы переплетаются с социальными и политическими темами. Причем у главного героя есть реальный прообраз — бывший президент Гватемалы Хосе Эфраин Риос Монтт, которого действительно судили за военные преступления.
Мария живет в немецкой колонии в Чили. Девушка не хочет выполнять свои обязанности, но боится наказания, поэтому убегает в лес. По дороге она чуть не попадает в лапы волка, но спасается и селится в странном доме, где живут две свиньи. Постепенно здание преображается, будто бы подстраиваясь под Марию, а хозяева превращаются в людей и становятся ее друзьями. Однако волк уговаривает девушку вернуться в колонию, а еда в доме заканчивается.
«Дом волка» — сюрреалистичный мультфильм, в котором рисунки мелом совмещены с покадровой анимацией. Здесь всё работает в логике сна: меняется сама реальность, размеры и пропорции дома. Завязка же больше похожа на комбинацию нескольких известных сказок: от «Красной шапочки» до «Трех поросят». Но еще удивительнее, что сюжет частично основан на реальных событиях, произошедших в Чили. Об этом даже сняли триллер «Колония Дигнидад» с Эммой Уотсон — картину можно посмотреть сразу после «Дома волка».
Когда-то отец Феникса был циркачом и показывал на арене опасные трюки, а мать стала фанатичкой в религиозном культе. Застав мужа с любовницей, она облила его гениталии кислотой. В ответ тот отрезал ей руки и покончил с собой. Сам Феникс от этого сошел с ума и на многие годы оказался в сумасшедшем доме. Когда он смог выбраться, то нашел свою мать и решил в буквальном смысле стать ее руками. Вместе эта пара отправляется убивать людей, которые им не нравятся.
Работы Алехандро Ходоровски не поддаются классификации по жанрам: его «Святая гора» — возможно, самый странный фильм в истории, а «Крот» выглядит смесью хоррора и сюрреалистического триллера. В «Святой крови» режиссер вовсю использует элементы классического слэшера. Однако и здесь Ходоровски завязывает действие на религии, о чем напоминают тема культистов и даже сам образ главного героя с явными отсылками к Иисусу. Однако в центре сюжета настоящее кровавое безумие с запредельной жестокостью: обычный мир здесь практически не отличается от психиатрической лечебницы, а религиозные организации похожи на цирк.
В 1981 году Дульче жила в старом доме со своим мужем и двумя детьми. Однажды ночью нечто сверхъестественное убило супруга и похитило ребенка. Женщину обвинили в этом преступлении и посадили в тюрьму на 30 лет. Освободившись, Дульче заручается поддержкой священника и решает разобраться, что же произошло годы назад. Она узнаёт об истории дома, но потом понимает, что события 1981 года связаны исключительно с ней самой и ее семьей. Можно ли исправить то, что уже случилось много лет назад? Или же Дульче может только исполнить предначертанное?
«Дом в конце времен» — самый кассовый и чуть ли не единственный известный фильм ужасов из Венесуэлы. Это вроде бы классический хоррор о проклятом доме и семейных узах, примерно такой же, как «Окулус» или «Другие». Но потом действие склоняется к фантастическим концепциям. Возможно, с середины сюжет выглядит слишком запутанным. Но это не отменяет удивительной завязки и не менее яркого финала, который объясняет все произошедшие события и заставляет задуматься о правильности поступков разных героев. А те, кто больше любит азиатские картины, могут посмотреть корейский ремейк «Дом исчезнувших», который вышел в 2017 году.
Стенио дежурит по ночам в морге бразильского города, в котором постоянно происходят жестокие события. Но он отличается от всех своих коллег — всё дело в том, что герой разговаривает с покойниками. В первые часы после смерти мертвецы доверяют ему свои тайны. Стенио уже привык к своим способностям, но однажды свежий труп рассказывает ему нечто неприятное, связанное с личной жизнью самого работника. Это дает толчок жестоким событиям, которые коснутся множества людей.
«Голоса с того света» — первая полнометражная работа бразильского режиссера Деннисона Рамалью и один из самых удачных примеров хоррора из этой страны. Стоит предупредить, что он наполнен гротескными кровавыми сценами: часть действия происходит в морге, где постоянно вытирают лужи крови и собирают внутренности. А в это время с героем вовсю общаются ожившие трупы. Хотя параллельно разворачивается мрачный триллер, связанный с изменами и криминалом.
Во время стрельбы в школе учительница дает юной Эстрелле три мелка и говорит, что каждый из них выполняет желание. Вскоре девочка обнаруживает, что ее мать пропала, — женщину убили местные преступники. Эстрелла общается с ее призраком и присоединяется к таким же детям-беспризорникам. Именно им придется противостоять криминальному авторитету и его банде, по чьей вине и происходят все эти кошмары. Однако они всё еще дети, поэтому Эстрелле потребуется помощь мамы — пусть и призрачной.
Фильм сняла мексиканка Исса Лопес. До недавнего времени это имя было не на слуху, но теперь выходит четвертый сезон «Настоящего детектива», один из эпизодов которого поставила именно Лопес. А «Тигры не боятся» по большей части придерживается стиля магического реализма: это драматическая история о разгуле преступности и социальных проблемах. Но потом в дело вмешиваются призраки и даже ожившие игрушки. Это не только пугает, но и помогает лучше понять историю с точки зрения ребенка, который еще не готов сталкиваться с окружающими кошмарами.