На неведомых дорожках: 10 российских сериалов о сверхъестественном
Хоррор и мистика приживались в отечественной культуре не так естественно и бурно, как на Западе. Однако истории о жутком и непонятном всё же полюбились нашим кинозрителям. Показываем на примере 10 сериалов на паранормальные темы.
Вымышленный городок Чангадан, беспомощно распластавшийся среди вечно белых снегов и горных вершин Заполярья, был родиной «Ураникума» — предприятия по добыче урана. Но в наши дни убийство юной и прекрасной Дины, местной телеведущей, а заодно и дочери владельца «Ураникума» Юрия Кобрина (Андрей Смоляков), добавило городу печальной известности. Тело убиенной было несколько театрально выставлено на обозрение у стеллы — в одной руке девушка зажала цветок, а в другой — белый с черными прожилками камень. Кобрин вызвал в Чангадан одного из лучших сыщиков Москвы Максима Покровского (Евгений Цыганов). Тот приступает к расследованию, пользуясь шансом отогнать мысли о собственной неизлечимой болезни и суициде.
Место действия, повествовательная компактность и изолированность, контрастирующие с визуально подчеркнутой широтой географического пространства, явно роднят «Мертвое озеро» с «Твин Пиксом». Собственно, мистика происходит из резвящихся вместе с ветром духов коренных народов Севера, которые первым делом попадают под подозрение. Цыганов же с удовольствием снова играет скучающего по жизни детектива, как в «Блокбастере» и «Девятой».
Небольшое путешествие в глубинку ожидает и еще одного москвича — Дениса Титова (Иван Янковский), создателя популярного приложения со встроенным «правдометром». Как и сыщик Покровский, Денис смертельно болен, потому ищет спасения в старинном храме, затерянном где-то в лесах Архангельской области. У таинственных организаторов поездки, правда, есть одно условие — Денис должен привезти с собой еще трех человек. На его клич отзываются его хороший знакомый Макс Кольцов (Тихон Жизневский) — разнузданный журналист, недавно уволенный из провластного СМИ, большеглазая тихоня Соня (Анастасия Крылова), сражающаяся после многих лет внутренних запретов с соблазнами плоти, только расставшаяся с парнем Катя (Екатерина Шпица), привыкшая этим соблазнам поддаваться, и ставшая пятой лишней в этом путешествии Эля (Софья Володчинская), в прямом смысле бегущая от своего прошлого.
По приезде выяснится, что в округе частенько пропадают люди, монастырь заброшен, связь не работает, время как будто бы навеки остановилось, а населяющие Топи и окрестности «аборигены» ведут себя крайне странно. В общем, несколько закамуфлированная метафорами и иносказаниями реалистическая российская действительность, бережно воссозданная писателем Дмитрием Глуховским, автором популярных романов «Метро 2033» и «Текст». Он же выступил шоураннером сериала.
Еще один набег на территорию первобытной хтони совершили создатели «Перевала Дятлова». Впрочем, для этого у них было вполне документальное основание — печально известная история смерти целой группы советских спортивных туристов под руководством Игоря Дятлова. Молодые люди отправились в январе 1959 года в лыжную экспедицию на север Свердловской области и там же встретили свою погибель. Мистический флер истории придают некоторые обстоятельства. Туристы среди ночи внезапно покинули палатку, изорвав ее ножом изнутри, и отправились, толком не одевшись, в лес неподалеку. У трех из девяти участников похода были обнаружены тяжелые повреждения внутренних органов. Официальное следствие не нашло следов преступного умысла и списало всё на слипшиеся в единый снежный ком ошибки Дятлова при руководстве и крайне неблагоприятные погодные обстоятельства. Что, однако, не пресекло спекуляций на тему действительных причин трагедии.
Шоураннер сериала Илья Куликов, прежде создававший в основном телекомедии вроде «Полицейского с Рублевки», сделал акцент на версии подлинно мистической. В ней сошлись верования манси и эзотерические эксперименты Третьего рейха. Эти внешне несхожие сюжетные элементы алхимически переплавляются в единое целое благодаря «дышащей» и слегка подернутой туманом картинке. Крайне удачным вышло и разделение повествования на два режима — расследовательский (каждая четная серия) и ретроспективный (каждая нечетная серия), стилизованный под наивное и полное энтузиазма кино оттепели.
В Смоленске проживает целое семейство вампиров, патриарху которого — Станиславу Вернидубовичу (Юрий Стоянов) — уже около тысячи лет. Каждого из своих детей дед Слава обратил сам, но в разные времена. Старшенького, чрезвычайно любвеобильного француза Жана (Артем Ткаченко), ставшего по иронии гематологом, во время Отечественной войны 1812 года, среднюю, строгую Аннушку (Екатерина Кузнецова), служащую в полиции, еще в 1950-х, а младшенького, блогера Женька (Глеб Калюжный), совсем недавно. Семейная жизнь текла тихо и спокойно в духе заключенного много веков назад с хранителями города пакта о мире, пока в лесной роще недалеко от Смоленска не нашли несколько обескровленных до последней капли тел. Тень подозрений, разумеется, падает на вампиров, которым по условиям договора за его нарушение грозит смерть. Так что деду Славе и его команде нужно как можно быстрее найти настоящего убийцу.
Шоу, придуманное Алексеем Акимовым, стало победителем первого фестиваля телесериалов «Пилот», а карьера Юрия Стоянова, под которого был написан дед Слава, обрела новое дыхание.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
Европа в Средние века кишела воинами за веру, христианскими солдатами армии Господней. Огнем и мечом они давали отпор дьяволу и его воинству на земле. В наше время это настоящее бывшего православного священника отца Сергия (Роман Маякин) — страстного грешника, по ночам сражающегося не словом, но мечом, колом и кулаком со всякой сказочной нечистью вроде тех же вампиров, ведьм и кощеев. Дни этот крестоносец проводит в компании девушек наилегчайшего поведения. Иными словами, Сергий — типичный охотник за нечистью, но в православных тонах. Компанию в «крестовом походе» ему составляет пытливая следовательница Катя Земцова (Лукерья Ильяшенко), ставшая случайной свидетельницей очередной священной зачистки.
Славный и в высшей степени символический союз церкви и полиции бойко снят, задорно смонтирован и напоминает этакий фольклорный панк-рок.
Мистическое может принимать и весьма заурядные, обыденные формы. Например, река Стикс может выглядеть как обычный московский подъезд, лодка, на которой неприкаянные души переправляются на ту сторону, — как старый желтенький «мерседес», а правящий ею Харон — как обычный московский таксист Андрей с грустными глазами и непрестанным желанием поговорить по душам. Последнее, впрочем, обязательно, если, конечно, мертвые души не хотят остаться бродить на Земле невидимыми призраками.
В первом сезоне роль таксиста-исповедника, помогающего душам понять, что еще удерживает их в смертном мире, исполнял Кирилл Кяро, а во втором ему на смену пришли сразу двое — бывший клиент Андрея Кирилл (Сергей Гилёв) и его строптивая, на том свете и на этом, помощница Мэри (Аня Чиповская).
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».
А вот еще один сериал с не только мистическими, но и религиозными отсылками, который к тому же заигрывает с эсхатологическими ожиданиями, неизменно популярными в России. Главный герой Демьян (Семен Трескунов), выросший без отца, исправно трудится кассиром в магазинчике за углом, выслушивает громогласные проповеди от своего начальника (небольшая, но запоминающаяся роль Владимира Маркони), ютится в одной комнате со своей девушкой Галей (Екатерина Ильина) и мечтающей о скорой смерти бабушкой (Ольга Науменко). Однажды он надеется покинуть это родовое гнездо в Чертанове. Несмотря на удручающие обстоятельства, Демьян не теряет веры и всеми силами сдерживает готовый в любой момент прорваться гнев. Он даже проходит обряд крещения, чем вызывает недовольство своего папеньки. Ведь тот оказывается самим Сатаной (Юрий Колокольников), как раз планирующим Апокалипсис. Соответственно, Демьяну уготована роль Антихриста.
Свободный юмор, местами забредающий на околозапретные темы, объединяет «Отца Сергия» и «Конец света». К слову, режиссером последнего выступил узко известный в широких кругах стендап-комик Александр Незлобин, поставивший в титрах — в отличие от комедийного сериала «Я не шучу» — свое собственное имя.
Молодой сыщик Вадик (Кузьма Сапрыкин) перебирается из Москвы не в далекую неведомую Россию, а в однозначно полярный ей Санкт-Петербург — город, служащий символом мертвой высокой культуры и всякой инаковости, воспетый Пушкиным и Достоевским. В сериале по сценарию Дениса Артамонова Петербург служит идеальной декорацией для истории фантасмагоричной, полной гиперболизированных преувеличений и неадекватных личностей.
Как, например, сам Вадик, по воле высокопоставленного отца следователь, а в душе стендап-комик, или его напарник — исключительный петербуржец Гоша Колпаков (Гоша Куценко), зачитывающийся литературой о самоубийстве и бессменно слушающий в стареньком «субару» древние хиты Татьяны Булановой. Расследуя дело о похищенном из морга теле убитой вебкам-модели (незаурядный набор обстоятельств), они встречают поэта с суицидальными наклонностями в исполнении Шарлота, слона, разгуливающего по залитым желтым светом улочкам Петербурга, могильщиков из ЧВК, адептов тайного ордена и «многих-многих других».
Еще один проводник душ с этого света на тот и таксист по совместительству: бывший продавец машин Федор Ярцев (Александр Ильин — младший). Свою ответственную должность он получил, сам погибнув после случайного падения из окна. Работу Федору сильно осложняет его «елеусатый» папа (Денис Власенко), умерший в 19 лет и потому внешне сам годящийся герою в сыновья, но вечно пристающий с нравоучениями.
Режиссер сериала Максим Пежемский счастливо воссоединился на съемках «Гештальта» с Александром Ильиным, с которым работал еще в «Интернах».
Атмосферный мистический триллер с Елизаветой Янковской в роли Лены Гарбер — блудной дочери, пропавшей без вести около десяти лет назад и неожиданно вернувшейся в семью. Глава клана Гарберов Михаил (Владимир Мишуков), гневливый домашний тиран и довольно успешный бизнесмен, не верит, что появившаяся из ниоткуда девушка действительно его дочь. Ей также мало помогают ссылки на потерю памяти. Гарбер склонен подозревать в Лене шпиона, подосланного конкурентами, которые пытаются насильно выкупить его компанию. Впрочем, сама Лена дает достаточно поводов усомниться в правдивости своей истории.
В первой же сцене она, облаченная в просторные белые одежды и марлевую маску, прикрывающую лицо, гуляет по туманным лугам в компании одетых подобным же образом «сестер» по секте, которая, как потом выяснится, называется «Раем». Лена ведет ловкую игру, манипулируя родителями с помощью чувства вины и заставляя их вспомнить то, что они стремились забыть.