Каким получился сериал «13 клиническая. Начало»: «Очень странные дела» без Данилы Козловского и в Советском Союзе
На «Иви» вышли все серии проекта «13 клиническая. Начало» — приквела мистического процедурала, в котором Данила Козловский боролся с демонами и в буквальном, и в переносном смысле. В «Начале» действие перенесено в советские годы, из прежнего актерского состава осталась только Виктория Исакова, а место режиссера вместо Клима Козинского занял Илья Ермолов. Рассказываем, почему, несмотря на перемены, «13 клиническая. Начало» — один из самых интересных сериалов зимы и в чём второй сезон оказался даже лучше первого.
В застойные советские годы Брежнев (неузнаваемый Игорь Миркурбанов) решает заключить контракт с потусторонними силами, чтобы они «помогали нам, а не им», то есть Штатам. Демоны, по мысли высшего начальства, должны работать на укрепление советской оборонной промышленности и разведку. Однако при заключении контракта с одной из потусторонних сущностей всё идет не по плану. В результате генсеку требуется неотложная помощь. Для решения проблем с демонами (или, как их тут называют, N-явлениями) советское руководство создает 13-й институт. Во главе новой клиники становятся сразу трое: психоневролог Яна (Ирина Старшенбаум), присланный советским руководством полковник (Павел Прилучный) и демоновед (Сергей Гилёв).
«13 клиническая» была одним из самых интересных российских сериалов 2022 года. Она понравилась и критикам, и зрителям, а открытый финал, казалось, требовал продолжения. Однако без Данилы Козловского (за последние два года с актером вышел один только «Летучий корабль», и то без упоминания в титрах) продюсеры, кажется, решили пойти другим путем и вместо второго сезона представили на суд зрителей приквел. В «Начале» почти полностью сменился врачебный состав клиники, из прежнего осталась только Виктория Исакова. Кроме того, вместо снявшего первый сезон Клима Козинского («Первый номер» и «Вне себя») режиссером стал Илья Ермолов («Золотое дно» и «Разрешите обратиться»). У проектов осталось и немало общего: оба сезона написал сценарист Андрей Золотарёв, а генеральным продюсером остался Теймур Джафаров.
Пересказ завязки «Начала» не случайно такой длинный: у сериала долгая экспозиция, первые две серии, по сути, вступительные. Но это и неплохо: «13 клиническая» не страдает недугом многих сериалов, которые заметно проседают после пилота. Проект, напротив, постепенно раскачивается, прирастая новыми героями и сюжетными линиями. Ближе к середине шоу приближается к первому сезону. Это снова увлекательный процедурал про врачей, в котором каждый эпизод посвящен новому пациенту или пациентам, только, в отличие от обычных медицинских сериалов, тут у больных в анамнезе контакты с потусторонними силами.
Правда, событий так много, что разобраться в них сложно. Чтобы помочь зрителю не запутаться, герои периодически переспрашивают друг друга, что же произошло и какой демон в чём виноват, но и такие объяснения не очень помогают. «Начало», по идее, должно рассказать про зарождение института, но скорее запутывает зрителей. Тем, кто не видел первый сезон, пожалуй, начинать со второго будет непросто. Из-за обилия сюжетных линий на некоторые из них явно не хватает экранного времени, например, исчезновение сына главной героини используется только как аргумент в спорах.
«13 клиническая» строится на одной прозрачной метафоре: внутри каждого человека буквально живут демоны. Злость, страх, ревность, зависть в сериале становятся потусторонними сущностями, которые подчиняют себе тех, в ком сидят. Во втором сезоне эта связка уверенно опирается на психологию, например, алкогольная зависимость оказывается демоном, который разрушает и самого зависимого, и его близких, — и с этим сложно поспорить. Единственное, воспринимать это следует именно как метафору, а не как руководство к действию. Пожалуй, сериалу не помешал бы дисклеймер о том, что не стоит лечить волчанку и алкогольную зависимость настоями из костей, амулетами и травами.
У приквела «13 клинической», как и у первого сезона, замечательный актерский состав: Сергей Гилёв (его герой, который не снимает кожаного пиджака, больше напоминает НКВДшника, а не исследователя демонов) и Павел Попов — главные исполнители ролей мерзавцев в российском кино последних лет — снова играют скользких типов. У женщин (кроме Старшенбаум и Исаковой, одну из главных ролей сыграла Татьяна Яхина) более серьезные, драматические партии. Но у всех у них крадет сцены усатый Павел Прилучный, сыгравший полковника без страха и упрека. Как оказалось, у Прилучного большой комедийный потенциал (те, кто смотрел «Ладу Голд», уже об этом знают), и такой актерский ребрендинг — лучший ответ тем, кто считает его артистом одного амплуа.
Сложно не заметить, что между приквелом «13 клинической» и «Очень странными делами» много пересечений: действие происходит почти в одно и то же время; когда ведьма в исполнении Исаковой слишком активно пользуется своими силами, у нее из носа идет кровь; а героиня Старшенбаум попадает в параллельное измерение, похожее на Изнанку. Одним словом, оказалось, у «13 клинической», как и у «Очень странных дел», большой потенциал для создания собственной киновселенной. И было бы забавно, если бы эти два сериальных мира где-то в параллельном измерении встретились для кроссовера.