Пустой серпентарий: Каким получился сериал «Золотое дно»
На «Иви» вышли все серии первого сезона сериала «Золотое дно» — драмы о корпоративной войне по-русски от создателя «Духless» Сергея Минаева. Главные роли исполняют Алексей Гуськов, Юлия Снигирь, Ростислав Бершауэр, Ангелина Пахомова и другие. Рассказываем, какими получились, а точнее, не получились русские «Наследники».
«Король умер, да здравствует король!» — размечтался Сергей Минаев, досмотрев финал «Наследников». Ничтоже сумняшеся позвал он в соавторы однофамильца Дмитрия Минаева, чтобы написать сценарий московской версии эпохальной корпоративной саги. Ну, в общем, и написали… Сценаристы отнесли свои труды продюсерам, те одобрили, пошла работа. Так появилось «Золотое дно» — ожидаемо пробитое то тут, то там.
Эти строки пропитаны не злорадством, а усталостью от мертворожденных творческих схем, оккупировавших значительную часть российских онлайн-кинотеатров. Да, и на зарубежных платформах дела обстоят печально, но проекты, на которые пытаемся ориентироваться мы, никуда оттуда не делись. Что ж, вердикт вынесен в первом абзаце — самое время перейти к разбору.
Упоминание «Наследников» в любой заметке о «Золотом дне» — не лукавство и не подмигивание, а неизбежность, ставшая штампом. Вкратце описание сериала выглядит так: владелец крупной строительной компании по фамилии Градов умирает, его дети-мажоры пытаются сохранить бизнес, воюя с захватчиком извне и друг с другом. Тут уж куда ни ступи, вляпаешься в общее место, заговорив о недавнем титане от HBO. Если расширять выжимку минаевской фабулы, то расклад кардинально не поменяется. У детей-мажоров еще есть дед (Алексей Гуськов), местный Логан Рой, который после долгих лет европейского гедонизма среди виноградников возвращается в Москву, чтобы помочь жадным недорослям спасти компанию от рейдерского захвата. Дело в том, что у их отца (Ростислав Бершауэр) был партнер-чиновник Кудрявцев (Игорь Гордин), который сначала захотел кусок побольше, а после отказа решил идти на семейство Градовых войной. Это событие отчасти и сгубило Градова-среднего — сердце не выдержало потрясений. На стороне фамильного клана до сих пор стоит большинство акционеров, зато у министерского жулья есть связи со спецслужбами, которые готовы завести свою пресс-машину по щелчку пальцев. После двухсерийной экспозиции события развиваются по четкому лекалу — каждый последующий эпизод посвящен борьбе за одного из вкладчиков, от чьих голосов зависит судьба строительного холдинга.
Поверх корпоративной войны, разумеется, накладывается рисунок из переплетающихся линий характеров. Старший сын Дима (Павел Попов) — отморозок с замашками школьного физрука-альфача и лудоманией, средний Антон (Валерий Карпов) — карикатурный тюфяк с эректильной дисфункцией, младшая дочь Полина (Ангелина Пахомова) — конечно же, доверчивый несмышленыш, а их дед — матерый и принципиальный бизнесмен старой закалки, на досуге постигающий дейтинг-приложения. А еще есть Надежда (Юлия Снигирь) — серый кардинал в компании. После смерти Градова-отца ее внезапно увольняют оттуда за любовную связь с ним же, но приходит Градов-дед и назло всем членам семьи девушку возвращает. Кто рвался посмотреть на очередную змеиную яму, именуемую крупным бизнесом, пусть присаживается и не стесняется. Однако даже самый прожженный герпетолог-энтузиаст может свалиться от скуки после первых серий.
Даже при таком раскладе многие бросились снисходительно хвалить новый сериал за его «люксовость» и «объемность персонажей», игнорируя многочисленные заплатки на стилистических и драматургических брешах. Перечислять поведенческие штампы большинства героев-масок смысла нет — они упакованы в краткие описания из абзаца выше. Спасибо, что хоть местные акционеры отдаленно напоминают гоголевских помещиков. Достаточно сказать, что банальность российского корпоративного сознания, транслируемая с экрана, в тысячи раз мерзее всех девиаций семейства Роев вместе взятых. Добавьте сюда рекламу фейспея, шутки про эскортниц и женские квоты, которые, скорее всего, действительно вызывали смех у сценаристов. Этот микс тривиальности и цинизма образует толстенный налет махровой пошлости — вот и главное новаторство отечественной версии «Наследников».
Пожалуй, поначалу интерес тут вызывает только чувство изображения у оператора Григория Рудакова. Горизонт всегда симпатично завален набок, отражающие поверхности заполняют кадр и даже используются в нем по своему художественному назначению, а от внешнего вида экранной Москвы, собранного из бетона и стекла, веет родной дегуманизацией — всё в целом уместно. Стилистическая герметичность, впрочем, приедается быстро, потому что без воздуха жить тяжело. Нет и никаких визуальных перепадов, но это понятно, ведь они должны быть хоть чем-то обусловлены. Здесь же — полный штиль на море беззубых трюизмов. Золотое дно.