Рецензии4 мин.

«Я видел свечение телевизора» студии А24: Смерть в пригороде

В зарубежных онлайн-кинотеатрах появился один из самых необычных фильмов года — «Я видел свечение телевизора» Джейн Шёнбрун. Сразу же после премьеры хоррора на «Сандэнсе» критики и первые зрители рассыпались в комплиментах. У картины Шёнбрун есть все задатки культового кино, пусть и не для самой широкой аудитории. Объясняем, что же особенного в фильме о шоу про монстров из 90-х, трансформации тела и смертельном одиночестве пригородов.

Середина 1990-х. Семиклассник-интроверт Оуэн (Иэн Форман), которого слишком опекают родители, знакомится с девятиклассницей Мэдди (Бриджетт Ланди-Пейн), которая помешана на телевизионном сериале «Розовый непрозрачный». В многосерийном проекте девочки с экстрасенсорными способностями Изабель (Хелена Ховард) и Тара (Линдси Джордан) сражаются с монстрами. Новые эпизоды показывают в субботу поздно вечером, когда Оуэна уже укладывают спать. Мальчик тайком отправляется к новой знакомой в гости и сам подсаживается на шоу. Мэдди снабжает приятеля VHS-кассетами с записанными сериями. Проходит два года. Оуэн (Джастис Смит) продолжает прятаться от унылого мира в любимом сериале. Мэдди предлагает другу вместе сбежать из скучного местечка. Парень отказывается, старшеклассница бесследно исчезает, а «Розовый непрозрачный» внезапно закрывают на полуслове.

Джейн Шёнбрун громко заявила о себе первой же игровой картиной — низкобюджетным хоррором «Мы все поедем на всемирную выставку». Премьера состоялась на «Сандэнсе», а в России фильм можно было увидеть на фестивале дебютного кино в Новой Голландии. Главная героиня соглашалась на участие в таинственной онлайн-игре, которая меняла сознание и внешний вид участников. Большую часть времени зрители наблюдали за старшеклассницей со стороны экрана компьютера, так что фильм легко мог называться «Я видела свечение монитора». Девочке-подростку было тяжело встроиться в реальный мир, но оказалось намного проще в виртуальной реальности. Странноватый челлендж является метафорой гендерной дисфории и кризиса идентичности. Для постановщицы это близкие и личные темы.

«Я видел свечение телевизора» расширяет намеченную Шёнбрун в первой картине проблематику, но в то же время является идейным приквелом. Если дебют говорил об онлайн-пространстве, то новый фильм содержит ностальгические вайбы 1990-х и связывает прошлое с настоящим. В начале картины Оуэн смотрит любимый сериал по телевизору, а ближе к концу пересматривает «Розовый непрозрачный» уже на стриминге. Снова столкновение человека с медийными технологиями приводит к пугающим последствиям. Цифровая эстетика противопоставляется аналогу, а телесные метаморфозы — их отсутствию.

Среди продюсеров фильма — Эмма Стоун и ее муж Дэйв МакКери, режиссер драмеди «Медвежонок Бригсби»

© Кадр из фильма «Я видел свечение телевизора», реж. Джейн Шёнбрун, 2024

Неслучайно главные герои фильма — подростки, формирующиеся наивные личности, которые пока еще ищут себя. Перед Оуэном дважды встает выбор: отправиться вслед за Мэдди в неизведанную реальность или же продолжить гнить в пригородном чистилище. Оба раза парень трусит и отказывается задавать себе неудобные вопросы. Получается портрет подростка с подавленными эмоциями и желаниями, который сам вместе со строгими родителями нанес себе тяжелую психологическую травму и заковал себя в четырех стенах. В фильме хватает как крупных планов в интерьерах, так и дальних планов в экстерьерах. Вот Оуэн сидит в своей комнате или в жилище подруги, а вот на огромном футбольном поле парочка едва различима. Но воздуха в унылом населенном пункте нет. Может быть, чуть свободнее Оуэн чувствовал бы себя в мире любимого шоу или далеко-далеко. Иронично, что трагические будни уже взрослый герой проводит сначала в кинотеатре, а потом в парке развлечений. На фоне мест, где люди веселятся и получают удовольствие, драма парня выглядит еще более выпуклой.

Если же обобщать, «Я видел свечение телевизора» — печальное кино об упущенных возможностях и тоске по юности, когда все дороги вроде бы были открыты. Но встреча с суровой реальностью взрослой жизни приносит только разочарование. Теперь остается лишь серость повторяющихся будней. Кажется, главный злодей «Розового непрозрачного» Мистер Меланхолия одержал уверенную победу.

Отца Оуэна сыграл едва узнаваемый лидер Limp Bizkit Фред Дёрст

© Кадр из фильма «Я видел свечение телевизора», реж. Джейн Шёнбрун, 2024

Фильм Шёнбрун отказывается вписываться в жанровые рамки. Это и психологическая драма, и хоррор, и мелодрама, и триллер. Современные фильмы ужасов часто говорят о травмах из прошлого. Другие, непохожие на окружающих Оуэн и Мэдди вроде бы и не могут вспомнить яркий момент, перечеркнувший настоящее. Выраженная беда вынесена за скобки, в обычной жизни и так хватает грусти.

Главные герои напоминают персонажей культовой фантасмагории Ричарда Келли «Донни Дарко». Съедающий зрителя телевизор — «Видеодром» Дэвида Кроненберга. А порой сюрреалистические и не имеющие ни окончания, ни однозначной концовки сцены заставляют вспомнить творчество другого Дэвида — Линча. В «Синем бархате» молодой человек по имени Джеффри страдал в родном пригороде, а в третьем сезоне «Твин Пикса», как и в «Я видел свечение телевизора», хватает музыкальных номеров в полумраке. Кстати, Шёнбрун признавалась, что ей часто снятся сны о «Твин Пиксе», поэтому линчевские мотивы тут закономерны. Над саундтреком работал современный инди-исполнитель Alex G, а песни для фильма записали Кэролайн Полачек, Фиби Бриджерс, Кристина Эсфандиари, Sloppy Jane, Florist, Yeule, Drab Majesty и другие.

Шёнбрун рассказывала, что отчасти при создании шоу «Розовый непрозрачный» отталкивалась от ситкома из своего детства «Приключения Пита и Пита»

© Кадр из фильма «Я видел свечение телевизора», реж. Джейн Шёнбрун, 2024

Картина «Я видел свечение телевизора» не могла и не стала хитом проката, зато подтвердила появление в американском независимом кино нового самобытного голоса. За Шёнбрун точно стоит следить, ведь далеко не каждый удостаивается похвалы от Пола Шредера. Может быть, кого-нибудь из зрителей фильм сподвигнет на давно назревшие перемены, ведь времени тянуть с решением нет. Любимое шоу могут закрыть, а подруга исчезнет раз и навсегда.