Опубликовано 01 февраля 2024, 13:12
9 мин.

Док про ирландский хип-хоп с Майклом Фассбендером, новый фильм Джесси Айзенберга и еще три лучших фильма «Сандэнса-2024»

Поделиться:
Док про ирландский хип-хоп с Майклом Фассбендером, новый фильм Джесси Айзенберга и еще три лучших фильма «Сандэнса-2024»

© Neilson Barnard/Staff/Getty Images

На минувших выходных в американском штате Юта закончился «Сандэнс» — главный фестиваль независимого кино в мире. Из первых рук рассказываем о главных победителях и пяти фильмах, которых стоит дождаться.

В этому году «Сандэнс» отмечал юбилей — он прошел в 40-й раз. На «Сандэнсе», как и в прошлые годы, было много дебютов (39 % всех показанных на фестивале полнометражных фильмов), а также картин, снятых женщинами (46 % всех полных метров).

Одну из главных наград фестиваля получил как раз дебютный фильм, снятый женщиной-режиссером, — в программе американского драматического кино жюри вручило гран-при «Летним дням» колумбийки Алессандры Лакораццы Самудио, семейной драме про двух девочек, которые каждое лето приезжают на каникулы к отцу. Лакорацца также получила приз за режиссуру в этой программе.

Награду за лучший сценарий жюри американского конкурса присудило Джесси Айзенбергу. Он привез на «Сандэнс» свой второй фильм «Настоящая боль» — комедию про двоюродных братьев (их играют сам Айзенберг и Киран Калкин), которым поездка в Польшу, откуда родом их бабушка, помогает наладить отношения. Жюри отметило способность Айзенберга-сценариста «поженить мрачность с комедией» («Настоящая боль» — это смешное кино, герои которого отправляются в тур по связанным с Холокостом местам).

Лучшим игровым фильмом в программе мирового драматического кино было признано «Сухо» мексиканки Астрид Рондеро — картина про мальчика Сухо, отца которого убили в войне картелей, — и ему, возможно, судьба готовит ту же участь.

Лауреаты кинофестиваля «Сандэнс» 2024 года

Кадр из фильма «Сухо»

реж. Астрид Рондеро, 2024

Гран-при жюри в конкурсе американского документального кино вручили фильму «Фарфоровая война» про трех украинских художников, ставших солдатами (один из них выступил и сорежиссером этого фильма). Лучшим международным доком стала норвежская картина «В диких условиях» про семью, живущую в лесу.

Приз зрительских симпатий получили документальные «Дочери», фильм про четырех маленьких девочек, которые в качестве подарка на праздник готовят танец для своих отцов, находящихся в тюрьме.

Зрительскую награду в экспериментальной программе NEXT получил фильм Рича Пеппиатта Kneecap — хулиганский байопик одноименной хип-хоп-группы из Белфаста.

Но самые громкие премьеры, как обычно, были не в конкурсных программах фестиваля: в секции жанрового кино (прежде всего, ужастиков) Midnight показали «Любовь истекает кровью» Роуз Гласс про влюбленных бодибилдерш с Кристен Стюарт и Кэти М. О’Брайан. В Midnight же участвовал слэшер про русскую мафию «Сумасшедший дом» с Ником Фростом в главной роли (фильм, правда, пресса назвала главным провалом фестиваля). А в программе «Премьеры» можно было увидеть психологический триллер Аарона Шимберга «Другой человек» с обезображенным Себастианом Стэном (позже картину покажут на Берлинале). Кроме того, на фестиваль в Юту приехал Кристофер Нолан (его второй фильм — «Мементо» — показали на «Сандэнсе» 23 года назад), которому вручили почетную награду.

«Настоящая боль», реж. Джесси Айзенберг (программа американского драматического кино, приз за лучший сценарий)

«Сандэнс-2024»: список фильмов-победителей

Двоюродные братья Дэвид и Бенджамин (Айзенберг и Киран Калкин) прилетают в Польшу из Америки, чтобы принять участие в туре, посвященном еврейскому прошлому страны. Когда-то их бабушка Дорис чудом выжила в концлагере и уехала в Америку, теперь они хотят увидеть дом, в котором она жила в Польше. Но отношения между братьями оставляют желать лучшего: Дэвид считает непосредственного кузена причиной всех проблем, а Бенджи видит в Дэвиде, у которого есть серьезная работа, жена и ребенок, скучного обывателя. Поездка становится для отношений между братьями тестом на прочность.

Название фильма перевели на русский как «Настоящая боль», что не совсем верно: в заголовке игра слов, a real pain — это скорее «головная боль» или даже «заноза в заднице», так называют того, кто вечно создает окружающим проблемы (и речь, очевидно, про кузена Бенджи). Это второй фильм Айзенберга, для которого он сам написал сценарий, — премьера предыдущего, «Когда ты закончишь спасать мир» с Джулианной Мур и Финном Вулфхардом, прошла два года назад опять же на «Сандэнсе». И если режиссерский дебют Айзенберга был прежде всего семейной драмой, то его второй фильм — комедия. При этом совсем не глупая: тур по Польше посвящен прежде всего Холокосту, герои отправляются в том числе в концлагерь в Люблине.

Фильм строится на отношениях главных героев. И если Айзенбергу в роли скучноватого Дэвида, в принципе, ничего не нужно играть, то Калкину роль обаятельного, но проблемного кузена немного не по плечу — его герой получился не противоречивым и сложным, а скорее раздражающим. У обаятельного и остроумного фильма отличный сценарий (кстати, отчасти автобиографический — у режиссера есть польские корни). Одним словом, Айзенберг когда-то снимался у Вуди Аллена, а теперь сам им понемногу становится.

Где посмотреть: Права на фильм за 10 млн долларов купила студия Searchlight Pictures. Когда картина выйдет в прокат, пока неизвестно.

«Солнечное побережье», реж. Лаура Кинли (программа американского драматического кино, специальный приз жюри за «актерский прорыв» — Нико Паркер)

Лучшие фильмы фестиваля «Сандэнс-2024»

Тихая старшеклассница со старомодным именем Дорис (Нико Паркер) после школы ухаживает за больным братом, у которого рак в терминальной стадии, — из-за болезни он не может говорить, двигаться и не реагирует на ее присутствие. Никаких других занятий у Дорис нет, хобби или друзей тоже — но ее мама (Лора Линни) всё равно считает, что девочка делает недостаточно много для брата. Однажды, когда мама остается ночевать в больнице, Дорис предлагает одноклассникам устроить вечеринку у нее дома и неожиданно начинает дружить с самыми популярными ребятами в классе. Кроме того, она случайно знакомится с активистом (Вуди Харрельсон), у которого, как скоро выяснится, своя драма.

«Солнечное побережье» (название относится не только к прибрежному городу во Флориде, где проходили съемки, так называется хоспис, где лежит брат главной героини) — один из самых зрительских фильмов, которые показали на фестивале в этом году. Он начинается с заставки Searchlight Pictures (как правило, перед картинами на «Сандэнсе» можно увидеть логотипы совсем небольших малоизвестных студий), да и снялись в картине звезды первой величины. А особенно хочется отметить Лору Линни, душевная боль которой трансформировалась в истерическую гиперактивность.

«Солнечное побережье» — режиссерский дебют актрисы Лауры Кинли, которая сама написала сценарий, отчасти биографический. Действие фильма происходит в начале нулевых, когда Кинли была подростком. Она посвятила картину своему умершему брату. Вероятно, искренним и трогательным фильм делает рассказанная личная история. И это залитое солнцем, окрашенное в яркие цвета кино, совсем не похожее на депрессивные драмы про потерю, может стать терапевтическим не только для его создательницы.

Где посмотреть: 9 февраля фильм выйдет на Hulu.

Kneecap, реж. Рич Пеппиатт (программа NEXT, приз зрительских симпатий)

«Сандэнс-2024»: главные фильмы фестиваля

Двое друзей из Белфаста слоняются по городу, торгуют наркотиками и ходят по тусовкам. Так происходит, пока одного из них не задерживает полиция. При досмотре у него обнаруживают тетрадку с текстами песен, которая случайно попадает к школьному учителю музыки. Он предлагает парням записать вместе трек. Так появляется трио Kneecap — первая в истории хип-хоп-группа, которая пишет тексты на ирландском языке (так, по крайней мере, утверждают ее создатели). С помощью песен — про наркотики, секс и ненависть к британским властям — они попытаются привлечь интерес к родному языку.

Kneecap режиссера Рича Пеппиатта рассказывает о реально существующей группе из Белфаста, участников которой сыграли... ее настоящие участники. Но это не документальное кино, как можно было бы подумать, как и в предыдущем полном метре режиссера Пеппиатта «Репортер-мошенник», всё сложнее.

Kneecap — это гибрид документального (в фильме есть съемки протестов за признание ирландского официальным языком в Северной Ирландии) и игрового кино. Отчасти воссоздание истории группы, отчасти выдумка — отца одного из рэперов, радикала, который «взрывал всё британское», играет Майкл Фассбендер. Отчасти пародия, отчасти пранк (и главный, кажется, можно увидеть в титрах: съемки фильма, в котором постоянно ругают всё британское, профинансировал Британский институт кино). Поэтому фильм, который совсем не похож на обычные документальные работы с говорящими головами и закадровым голосом режиссера, будет интересен даже тем, кто не является поклонником группы и не борется за независимость Северной Ирландии.

Каким был главный источник вдохновения для создателей Kneecap, догадаться несложно — «На игле» Дэнни Бойла. В фильме есть и прямая цитата из Бойла: герои убегают от полиции под ритмическую музыку. Похожи фильмы и по вайбу — это хулиганское кино, которое показывает властям фак, не стремится нравиться зрителю и тем самым его привлекает.

Где посмотреть: Kneecap купила Sony Pictures Classics, дата выхода фильма в прокат пока не сообщалась.

«Летние дни», реж. Алессандра Лакорацца Самудио (программа американского драматического кино, главный приз и приз за лучшую режиссуру)

Фильмы-победители «Сандэнса» в 2024 году

У фильма незамысловатый сюжет: две девочки каждое лето приезжают на каникулы к отцу (пуэрториканский рэпер Residente) в приграничный штат Нью-Мексико.

Но в такой простоте и поэтика фильма. Каждый раз они ходят в одни и те же магазин, бар, парк аттракционов, плавают в бассейне рядом с домом. Однако с каждым повторением в тех же декорациях происходят заметные изменения: девочки растут (играющие их актрисы меняются дважды за фильм), отец стареет, отношения между ними портятся и снова восстанавливаются. Фильм охватывает несколько лет, но за это время практически не происходит конфликтов, а драматические события вынесены за кадр — об их последствиях зрители узнают из разговоров героев. Отношения между отцом и дочерьми прописаны тоньше: окрашенные то недовольством, то разочарованием, старыми и новыми обидами, ностальгией по прошлому и, конечно, любовью друг к другу. Это кино похоже на семейный альбом — ему удается запечатлеть момент, ухватить и сохранить воспоминания, которые и составляют семейную историю.

Где посмотреть: Пока неизвестно.

«Маленькая смерть», реж. Джек Бегерт (программа NEXT, приз NEXT Innovator)

Топ лучших фильмов «Сандэнса-2024»

Голливудский сценарист (Дэвид Швиммер) переживает кризис средних лет: ему надоели его работа (он написал 11 сезонов ситкома, в котором муж и жена обменялись телами), нелюбимая невеста (Джена Мэлоун), и, несмотря на горы лекарств, которые ему прописывает психотерапевт, он чувствует себя глубоко несчастным. Кроме того, он хочет снять фильм про страдающего белого мужчину по автобиографическому сценарию, но уже несколько лет не может получить на него финансирование. Но однажды продюсеры сообщают ему хорошую новость: на его картину согласились выделить деньги. Правда, есть одно условие: он должен сделать главного героя женщиной.

«Маленькая смерть» — дебютный полный метр клипмейкера Джека Бегерта, который снимал видео для многих известных музыкантов (в том числе для Кендрика Ламара и SZA). Вероятно, в этом причина того, что это один из самых звездных проектов, который показали на «Сандэнсе» в этом году: кроме Швиммера, в нем снялись Карл Глусман, Талия Райдер и Доминик Файк («Эйфория»), один из продюсеров — Даррен Аронофски. Завязка про страдающего белого мужчину, у которого всё есть, напоминает вышедший в прошлом году фильм «Все страхи Бо» Ари Астера — и из-за фрейдистских отсылок, и из-за психоделических видений, которые посещают главного героя (в них использованы анимация и визуальные эффекты — Бегерт известен их применением). Но синопсис вводит зрителя в заблуждение: после внезапного и абсурдно-смешного, в духе братьев Коэн, сюжетного поворота история сценариста обрывается и начинается совсем другое кино — про молодых ребят, которые ездят по Лос-Анджелесу и попадают в разного рода передряги. И если первая часть кажется избыточной визуально и избитой сюжетно, то вторая — ее противоположность. Это искреннее, странное и обаятельное кино, похожее на «Под Сильвер-Лэйк», «Лакричную пиццу» (место действия «Маленькой смерти» — также Лос-Анджелес, а сам режиссер отмечал, что его картина — любовное письмо городу) и фильмы Ричарда Линклейтера. За подобные картины мы и любим «Сандэнс».

Где посмотреть: Неизвестно.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке