Опубликовано 19 ноября 2024, 17:39
11 мин.

Я так вижу: 10 знаковых операторов

Поделиться:
Я так вижу: 10 знаковых операторов

© Cinematic/Legion-Media

30 ноября Эммануэлю Любецки, трехкратному обладателю премии «Оскар», исполняется 60 лет. Заранее поздравляем великого оператора. Свет, камера, мотор! Уже не первое десятилетие ведутся рассуждения и споры о том, что кино — не сольное выступление режиссера-творца, а сложная монументальная работа целой команды. И мы хотим повнимательнее приглядеться к тем, кто отвечает за то, как эта внушительная махина будет выглядеть на экране. Рассказываем про великолепную десятку операторов, чьими глазами мы смотрим культовые картины.

Роджер Дикинс

Роджер Дикинс

Kevork Djansezian/Staff/Getty Images

Краткая справка: Британский оператор Роджер Дикинс — один из самых уважаемых мастеров своего дела в Голливуде. Свою операторскую карьеру он начал со съемок документальных лент для местного телевидения. Первыми же работами именно в художественном кинематографе стали культовые «Сид и Нэнси» (реж. Алекс Кокс) и «1984» (реж. Майкл Рэдфорд). После этих картин Дикинс начал снимать преимущественно в США. Рядом с именем Дикинса у синефилов логично всплывают имена других мэтров кинематографа — братьев Коэн, с которыми оператора связывает многолетнее творческое сотрудничество.

Художественный метод: Дикинс — перфекционист. Многолетняя работа в документальном кино и съемка на пленку научили его не тратить время и средства впустую. Он всегда с особой дотошностью продумывает, как, где и сколько он будет снимать тот или иной кадр. Нежелание распыляться выражается в стремлении оператора там, где это возможно и оправданно, снимать в одну камеру, а не выстраивать огромную операторскую махину для работы над дублем. Возможно, пиком виртуозности и технической изобретательности Роджера стоит окрестить фильм Сэма Мендеса «1917» — масштабную военную картину, снятую практически одним кадром (склейки на монтаже настолько хорошо «спрятаны», что невооруженным взглядом их крайне сложно разглядеть).

Фильмография: Трудно отыскать оператора, который за свою жизнь умудрился бы посотрудничать с таким огромным количеством разношерстных режиссеров. Помимо упомянутых братьев Коэнов и Мендеса, Дикинс трудился на одной площадке с Роном Ховардом над «Играми разума», с М. Найт Шьямаланом снял жуткий и гнетущий «Таинственный лес», с Дени Вильнёвым они сотворили разбивающих «Пленниц», удушающего «Убийцу» и абсолютно феноменального «Бегущего по лезвию: 2049». Такое разнообразие естественным образом диктует быть универсальным спецом, чтобы иметь возможность «спеться» со столь отличными друг от друга мастерами. Дикинсу это удается: он легко покоряет любой материал, взамен даруя режиссерам неизменно высокое качество съемки и уникальное видение их истории.

1917
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.4
Жанры: Военное, Историческое, Драмы
2019, 118 мин
Великобритания, США, 16+
Режиссер: Сэм МендесГлавные роли: Джордж Маккэй, Дин-Чарльз Чепмен, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Клэр Дюбюрк

Эммануэль Любецки

Эммануэль Любецки

Michael Tran/Contributor/Getty Images

Краткая справка: Свою карьеру мексиканский оператор Эммануэль Любецки начал на родине, и первой его работой стало телевидение. Но Эммануэль не оставлял надежду работать и творить в кино, поэтому начал учиться в киношколе, где познакомился с будущим режиссером Альфонсо Куароном. Эта дружба подарила обоим творческое сотрудничество, вместе они сделали 6 фильмов. Для своего друга Любецки снял в том числе и поразительный технический триллер «Гравитация», и виртуозную антиутопию «Дитя человеческое»: сцена из этого фильма, снятая одним кадром, до сих пор разбирается в киношколах по всему миру. Эммануэль — первый оператор в истории премии «Оскар», получивший три статуэтки подряд: «Гравитация» (2013), «Бёрдмэн» (2014), «Выживший» (2015).

Творческий метод: В своей съемке Любецки преследует одну цель — максимально погрузить зрителя в продуманный и самобытный кинематографический мир, построенный по своим законам. В освещении кадра Любецки придерживается принципа «естественного света». Это основа его чистого и выдержанного стиля. Оператор создает ощущение присутствия, давая зрителю возможность воспринимать события в фильме как будто бы от первого лица.

Фильмография: Любецки снял одно из самых сложных и масштабных философских размышлений Терренса Малика «Древо жизни», дикий и неотесанный фильм «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, мелодраматичную картину «Знакомьтесь, Джо Блэк» Мартина Бреста. И этот ряд столь непохожих друг на друга работ дополняет мрачная и бледная «Сонная лощина» Тима Бёртона.

Бёрдмэн
Birdman
Рейтинг: 7.7IMDb: 7.7
Жанр: Драмы
2014, 114 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Алехандро Гонсалес ИньярритуГлавные роли: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис, Андреа Райзборо

Роберт Ричардсон

Роберт Ричардсон

NurPhoto/Contributor/Getty Images

Краткая справка: Перед тем, как поступить в киношколу, американский оператор Роберт Ричардсон изучал дизайн, но сердце сво всё же отдал именно кино. Полномасштабная карьера кинооператора началась с совместных проектов с Оливером Стоуном. Как это часто бывает, когда оператор и режиссер говорят на одном художественном языке, они предпочитают в дальнейшем работать преимущественно друг с другом. И Ричардсон в этом плане не исключение: с полюбившимися режиссерами он снимает снова и снова. Так, он многократно сотрудничал с Квентином Тарантино, Оливером Стоуном, Мартином Скорсезе.

Творческий метод: Одним из важных условий для успешной работы Ричардсон называет доверие. Это относится в первую очередь к атмосфере на площадке. Он признавался, что старается работать с теми режиссерами, которые относятся к своей команде, как к семье. Ещё один принцип Ричардсона — отказаться от мониторов (плейбэков) на съемочной площадке. Называя себя старомодным, Роберт отсылает к идее, что оператор, который воспринимает снимаемый материал через монитор, распыляет свое внимание на то, что происходит вокруг. Он же привык работать с видоискателем и концентрироваться именно на картинке, которую видит в нём. Весь стиль Ричардсона отлично описывается словами «концентрация и сосредоточенность». Будто оператор неотрывно следит за действием, не давая и зрителю отвлечься от картинки.

Фильмография: Нет смысла гадать, какой бы получилась трилогия Тарантино «Убить Билла» без Ричардсона. А «Остров проклятых» имел бы тот же успех? А какой вклад в приобретение статуса культового внес оператор для фильма «Прирожденные убийцы»? Но то, что Ричардсон приложил руку к созданию такого большого количества фильмов, которые точно видели не только синефилы, критики, но и рядовые поклонники кино, говорит о многом.

Остров проклятых
Shutter Island
Рейтинг: 8.4IMDb: 8.1
Жанры: Триллеры, Детективы
2010, 138 мин
США, 18+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов, Мишель Уильямс, Эмили Мортимер

Родриго Прието

Родриго Прието

Chelsea Guglielmino/Contributor/Getty Images

Краткая справка: Дед Родриго Прието был мэром Мехико, но по политическим причинам эмигрировал в США вместе с семьей. Возможно, жизнь и карьера оператора сложились бы совсем по-другому, если бы его отец не решил вернулся в Мексику после свадьбы. Поэтому свою карьеру оператора Родриго начал именно в мексиканском кинематографе. Но после фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Сука любовь» (2000) Прието получил приглашение работать в Голливуде. И круг всё равно замкнулся.

Творческий метод: Прието признавался, что постоянно обращает внимание на свет вокруг себя. Даже при разговоре с человеком он всегда подмечает, как свет ложится на лицо и одежду собеседника, где расположен источник этого света. Он уверен, что притягательность кинематографа заключается в том, что зритель не понимает, как на самом деле им манипулируют при помощи ракурса, выбора объектива, точки съемки, того же самого освещения. Свою ведущую роль Прието видит в том, что он помогает режиссеру выразить его чувства через картинку и заодно вызвать схожие переживания у зрителя.

Фильмография: Прието снял целый ряд громких фильмов: от «Александра», «Вавилона», «Волка с Уолл-стрит» до отшумевших совсем недавно «Убийц цветочной луны» и «Барби». В фильмографии оператора можно найти и несколько крайне неожиданных тайтлов: например, «8 милю» Кёртиса Хэнсона и «Интервью с Путиным» Оливера Стоуна.

Убийцы цветочной луны
Killers of the Flower Moon
Рейтинг: 7.4IMDb: 8.1
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное, Детективы, Вестерны, Историческое
2023, 206 мин
США, 18+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Роберт Де Ниро, Лили Гладстоун, Джесси Племонс, Танту Кардинал, Джон Литгоу

Асакадзу Накаи

Список лучших операторов

Wikipedia

Краткая справка: Японский оператор Асакадзу Накаи поражает фильмографией: за свою продолжительную карьеру он снял более 90 художественных и документальных лент. Накаи работал с ведущими японскими режиссерами, но чаще всего его вспоминают в связке с Акирой Куросавой.

Художественный стиль: Как было сказано выше, Накаи образовал плодотворный союз с Акирой Куросавой. И вместе они сняли одни из самых поэтичных и сильных работ режиссера: «Без сожалений о нашей юности», «Бездомного пса», великих «Семь самураев». Надо понимать, что в арсенале других операторов из этого списка были быстро развивающиеся технологии съемки. Творческий же метод Накаи сформировали не только достижения в области операторского искусства — в то время на мир во всех сферах обрушился шквал изменений, которые застал и ощутил оператор. Поэзию Асакадзу перепридумывал на ходу: низко летящая камера, рассекающая пространство фильма, ее непредсказуемое движение и монументально выстроенные общие планы — «градообразующие» элементы стиля японского оператора.

Фильмография: Если брать наиболее известные фильмы, над которыми трудился оператор, можно назвать «Конец лета» Ясудзиро Одзу, «Ран» Куросавы, который получил номинацию на премию «Оскар» как раз за операторскую работу. Но наиболее часто упоминаемая картина, повлиявшая на множество режиссеров от Клинта Иствуда до Квентина Тарантино, — фильм «Семь самураев» того же Куросавы, оставивший значительный след в истории мирового кинематографа.

Бездомный пес
Nora inu
Рейтинг: 7.5IMDb: 7.9
Жанры: Триллеры, Драмы, Криминальное, Детективы
1949, 122 мин
Япония, 12+
Режиссер: Акира КуросаваГлавные роли: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Авадзи, Эико Миёси, Норико Сэнгоку, Норико Хонма

Витторио Стораро

Витторио Стораро

Stephane Cardinale — Corbis/Contributor/Getty Images

Краткая справка: В начале своего обучения Витторио Стораро изучал фотографию, с которой думал связать жизнь, но уже во время учебы его пленил кинематограф, поэтому Витторио поступил в киношколу. В Италии он работал со многими крупными режиссерами, например, снял 8 фильмов для Бернардо Бертолуччи, в том числе его «визитные карточки» «Конформист» и «Последнее танго в Париже».

Творческий метод: Стораро, как и многие операторы, безостановочно и запойно изучает новые технологии съемки, способные освежить кинопроизводство и обогатить художественный язык фильма. Для себя оператор это определил как «постоянное ощущение, что я всё еще студент и учусь», а «кино — это путешествие длиною в жизнь». Витторио выступает за то, что оператор фильма — полноценный партнер и соавтор режиссера.

Фильмография: В Америке Витторио начал тесное сотрудничество с Фрэнсисом Ф. Копполой. Для него он снял культовую картину «Апокалипсис сегодня». Также Витторио выступил оператором последних фильмов Вуди Аллена: «Светская жизнь», «Колесо чудес», «Дождливый день в Нью-Йорке», «Фестиваль Рифкина».

Светская жизнь
Café Society
Рейтинг: 7IMDb: 6.6
Жанры: Драмы, Мелодрамы, Комедии
2016, 92 мин
США, 18+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Стив Карелл, Паркер Поузи, Блейк Лайвли, Кори Столл

Кристофер Дойл

Лучшие операторы: Кристофер Дойл

MJ Kim/Staff/Getty Images

Краткая справка: Кристофер Дойл — гонконгский оператор австралийского происхождения, и этот симбиоз явно оказал влияние на его творческое мышление. В 2021 году Дойл вошел в список «самых влиятельных людей Гонконга». Однако в рабочей биографии Дойла можно найти информацию не только о проектах в кино: он успел поработать на нефтяной вышке, попробовать себя в роли пастуха, даже некоторое время работал доктором китайской медицины в Таиланде. Также занимался съемкой клипов. Например, снял видео для группы The Strokes на песню Juicebox.

Творческий метод: Возможно, тотальной ошибкой будет пытаться выразить и описать художественный язык оператора через один фильм, но «Падшие ангелы» могут стать иллюстрацией того, что так выделяет Дойла. Необычные ракурсы, потрясающе смелая и отчаянная цветовая игра. Когда открываешь фильмографию оператора, кажется, что между этими картинами нет ничего общего, настолько разный стиль у режиссеров. Но, перебирая в памяти отдельные кадры и сцены, можно уловить это уверенное и вдумчивое движение камеры — где-то резкое, где-то невыносимо плавное.

Фильмография: Оператор работал над всеми фильмами Вонга Кар-Вая. Его камера гонялась за героями «Чунгкингского экспресса» и нежно следила за персонажами «Любовного настроения». Кроме постоянного сотрудничества с Кар-Ваем, в фильмографии Дойла есть совместные работы с Гасом Ван Сентом, Джимом Джармушем, Алехандро Ходоровски, М. Найтом Шьямаланом — удивительное разнообразие и эклектика творческого выбора оператора.

Любовное настроение
Fa yeung nin wa
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
Жанр: Драмы
2000, 98 мин
Франция, Гонконг, 18+
Режиссер: Вонг Кар-ВайГлавные роли: Мэгги Чун, Тони Люн Чу-Вай, Пинг Лам Сиу, Джо Чун, Ребекка Пань, Келли Лай Чэнь

Ксения Середа

Ксения Середа

Кадр со съемок фильма «Кислота»

реж. Александр Горчилин, 2018

Краткая справка: Ксения Середа окончила операторский факультет ВГИКа. Хоть она и зарекомендовала себя больше как операторку художественного кинематографа, но успела поработать на съемках дока «Гоголь-центра» «Кому на Руси жить хорошо» за авторством Александра Горчилина. За время творчества в России Ксения трудилась над наиболее яркими и запоминающимися проектами отечественного кино, такими как «Кислота», «Дылда», «Звоните ДиКаприо», «Мама, я дома».

Творческий метод: Картины, которые снимала камера Ксении, отличает безоговорочное погружение в мир не только фильма, но и героя. Зритель волей или неволей срастается с пространством картины, прилипает к нему, впечатывается в это полотно. В одном из интервью оператор заключила, что не хочет снимать просто красиво. В любом ее самом поражающем визуально кадре скрываются конкретные идея и цель, которые и нужно разгадать зрителю.

Фильмография: Синефилы и поклонники кино с придыханием ждали выхода сериала «Одни из нас» не только из-за масштабности проекта и культовости первоисточника — над пилотной серией трудились Кантемир Балагов и Ксения Середа. И с огромным удовольствием многие отметили, как восхищает операторская работа открывающего эпизода.

Кислота
Рейтинг: 6.1IMDb: 5.9
Жанр: Драмы
2018, 97 мин
Россия, 18+
Режиссер: Александр ГорчилинГлавные роли: Филипп Авдеев, Александр Кузнецов, Арина Шевцова, Савва Савельев, Александра Ребенок, Роза Хайруллина

Эри Вегнер

Топ лучших голливудских операторов

Tristan Fewings/Stringer/Getty Images

Краткая справка: Австралийская операторка Эри Вегнер за фильм «Власть пса» Джейн Кэмпион получила не только широкое признание критиков, но и номинацию на премию «Оскар», став второй женщиной в этой категории за всю историю премии.

Творческий метод: Если Середа уверена, что не стоит снимать красиво без повода, то Вегнер, специально или нет, эстетизирует своей съемкой абсолютно всё. Сцены кровавой расправы из артхаусного фильма ужасов, трагическую массовую гибель банды отчаяннах парней, холодные и одинокие будни скучающей жесткой женщины. Ее камера медленно, въедливо и дотошно изучает героев фильма и окружающий их мир.

Фильмография: «Власть пса» — одна из самых обласканных критиками и зрителями картин. Но в фильмографии Вегнер есть ленты, чей художественный язык заслуживает не меньшего внимания: «Подлинная история банды Келли» — невероятное визуальное приключение и потрясение, «Леди Макбет» — отталкивающая и притягательная картина, «Зола» — страстный и головокружительный фильм-танец.

Леди Макбет
Lady Macbeth
Рейтинг: 6.75IMDb: 6.9
Жанр: Драмы
2016, 85 мин
Великобритания, 18+
Режиссер: Уильям ОлдройдГлавные роли: Флоренс Пью, Космо Джарвис, Пол Хилтон, Наоми Аки, Кристофер Фэйрбэнк, Голда Рошевель

Эллен Кёрас

Эллен Кёрас

Jeremy Chan/Stringer/Getty Images

Краткая справка: Эллен Кёрас — американская операторка, снимающая документальное, игровое кино и музыкальные видео. Послужной список Кёрас впечатляет: она работала с Сэмом Мендесом, Спайком Ли, Джимом Джармушем, Мартином Скорсезе. Эллен — одна из любимиц «Сандэнса», что многое говорит о ее авторском методе.

Творческий метод: Каждый оператор так или иначе акцентирует свое внимание на каком-то аспекте изображения больше, чем на других. Для кого-то это ракурс, для кого-то освещение, Эллен же внимательно следит за цветом. И находит самый нужный цвет для любой из снимаемых действительностей. Холодные цвета, вступающие в противостояние с теплыми, в «Вечном сиянии чистого разума», замаскированные контрастные цвета в черно-белом фильме «Кофе и сигареты», смягченные, но страстные оттенки в картине «Кокаин». Каким бы ни был мир в объективе Кёрас, он удивительно цветной.

Фильмография: Эллен работала оператором на съемках дока Скорсезе о Бобе Дилане и его документального сериала «Представьте, что вы в городе». Отдельного упоминания заслуживают ее режиссерские работы, в которых она трудилась в партнерстве с коллегами: сериал-афера «Изобретая Анну», антивоенная сатира «Уловка-22», стильная «Академия „Амбрелла“». Также ее имя вы встретите в титрах культового сериала «Озарк».

Кофе и сигареты
Coffee and Cigarettes
Рейтинг: 7.6IMDb: 7.1
Жанры: Драмы, Комедии, Музыкальное
2003, 96 мин
США, Япония, 16+
Режиссер: Джим ДжармушГлавные роли: Роберто Бениньи, Стивен Райт, Игги Поп, Том Уэйтс, Кейт Бланшетт, Альфред Молина
Читайте также

Новое в подписке

Лучшее в подписке