Всё, что нужно знать о продаже студии Warner Bros.
© Cheng Xin/Contributor/Getty Images
Слияние Warner Bros. и Netflix — одно из главных событий киноиндустрии 2025 года. Просто и понятно разбираем основные моменты крупной сделки. Совсем недавно мы разбирали проблемы студии Warner Bros. и выяснили, что их на самом деле нет. Тем не менее она не в состоянии содержать себя. Почему?
Почему Warner вообще продаётся?
Самый простой ответ: Warner Bros. ищет слияния, поскольку хочет скрыть последствия других неудачных слияний. Когда мы говорим о студии Warner, то часто забываем, что она не оперирует сама по себе. В 1970-х годах та самая историческая студия Warner объединилась с несколькими активами, образовав Warner Communications. Затем в 1990-м Warner Communications объединилась с медиагигантом Time Inc., что привело к созданию Time Warner.
В 2001 году состоялась одна из самых неудачных сделок в истории индустрии развлечений: Time Warner объединилась с крупной коммуникационной компанией AOL, вследствие чего началось десятилетие сокращений и ответвлений. Time Warner в итоге осталась с Warner Bros., HBO и сетью каналов Turner, в которую входили CNN, TNT, TBS, TCM и другие.
Как будто этого было мало, в 2016 году другой коммуникационный гигант AT&T приобрёл Time Warner, в процессе пережив затяжную борьбу со стороны администрации президента Дональда Трампа. Назовём его вторым худшим слиянием после сделки с AOL, поскольку оно привело к выделению компании в отдельную структуру и… к очередному слиянию. В 2022 году Warner Bros. объединилась с Discovery Inc.
Это очень краткая история слияний без подробностей организаций тех или иных компаний внутри конгломерата. Нужно знать главное: все эти процессы привели к возникновению долга в размере 53 миллиардов долларов (по данным на 2022 год). В своё время каждое слияние казалось удачной идеей для руководителей и стратегов, но все они очень плохо сказались на бизнесе. Долг держал студию в постоянном кризисе. Слияния не должны были создать качественный и успешный продукт, будь то фильмы или сериалы. Их задачей было получение денег. Так что теперь в попытках покрыть огромные долги начались поиски солидного покупателя.
Индустриальный ландшафт меняется
NurPhoto/Contributor/Getty Images
Киноиндустрия больше не может существовать по прежним правилам, что необходимо учитывать, прежде чем пускаться в рассуждения о гибели кинопроката. Отрасль незаметно для себя перешла на стриминги, не представляя, как это скажется на получении прибыли. Устаревшие кабельные активы Warner сейчас похожи на зомби, постоянно проигрывающих повторы старых фильмов и сериалов. Зрители повально отписывались от кабеля, даже появилось понятие cut the cord, что означало отказ от услуг кабельного ТВ.
Warner, как и многие студии, запустила свой стриминговый сервис HBO Max, куда перекочевала вся библиотека. Надо сказать, что она не только одна из самых обширных в Голливуде, но и может похвастаться такими хитами, как франшизы «Гарри Поттер», «Властелин колец», фильмы по комиксам DC.
Как показывает время, студии словно не имели точного бизнес-плана, запуская собственные стриминг-платформы. Делая такой важный и крайне затратный шаг, они как будто подчинялись новым правилам игры, заданным Netflix, Amazon и Apple. Вместе с тем это отчасти кульминация долгосрочного плана по объединению производства и дистрибуции контента, как это было в первые годы существования кино. Напомним, что тогда кинотеатры в Штатах принадлежали студиям, то есть фильмы Warner Bros. показывали только в кинотеатрах Warner Bros. и так далее. В 1948 году приняли так называемый декрет Paramount, разъединивший кинопроизводство и прокат. 70 лет спустя администрация Трампа отменит этот декрет.
Глава антимонопольного комитета министерства юстиции Макан Дельрахим пояснил отмену декрета тем, что студии больше не владеют сетями кинотеатров, а каналы дистрибуции разнообразны и устойчивы к монополизации. Впоследствии Дельрахим будет нанят Paramount, чтобы помочь приобрести Warner Bros.
Борьба за студию Warner
NurPhoto/Contributor/Getty Images
В начале ноября 2025-го Warner Bros. Discovery получила сразу несколько предложений о покупке. Больше всех студию хотел приобрести Дэвид Эллисон, с недавних пор владелец студии Paramount. Главным плюсом этой сделки стал бы скоростной пролёт через любые регуляторные препятствия, ведь семья Эллисонов связана с президентом США Дональдом Трампом. Ходили слухи, что в случае приобретения компании Эллисон первым делом возьмётся за канал CNN, вызывающий у американского президента массу негатива.
Медиаконгломерат Comcast, владеющий студией Universal, также пытался приобрести Warner. Новый генеральный директор компании Майк Кавана особенно интересовался стриминг-платформой и студией, тогда как все остальные активы Warner Bros. Discovery его заботили гораздо меньше.
У частных инвестиционных фондов было мало шансов на покупку Warner Bros. Discovery, равно как и у студии Sony. Причиной тому слабо проявленный интерес. Любопытным могло быть предложение техногиганта Apple, однако за пределами своего бизнеса Apple не занимается крупными слияниями и поглощениями. Руководство компании в итоге заявило, что Warner Bros. Discovery их не интересует.
Наконец, стриминговый сервис Netflix. Ещё в октябре 2025-го считалось, что им интереснее самим производить контент, нежели покупать ещё одну студию. Тем не менее Netflix нанял компанию Moelis & Co., чтобы проанализировать финансовые показатели Warner Bros. Discovery. Содиректор Netflix Тед Сарандос упоминал своё нежелание владеть эфирными телеканалами, но библиотека Warner Bros. Discovery и её интеллектуальная собственность были слишком соблазнительны.
Новость, которая потрясла Голливуд
Anadolu/Contributor/Getty Images
5 декабря 2025 года стриминг Netflix заключил сделку на сумму 87,2 млрд долларов о приобретении Warner Bros. и HBO Max. В этом Netflix обошёл Paramount Skydance Дэвида Эллисона, хотя его предложение было выгоднее: покупка всей компании Warner Bros. Discovery, включая телеканалы CNN, TNT, HGTV и Food Network.
Индустрия дружно впала в истерику. Как так? Компания, начинавшая с проката DVD, покупает одну из старейших киностудий Голливуда? Netflix убьёт кинотеатры! Они будут показывать фильмы Warner только у себя! Или же они сократят окно между релизом в кино и выпуском на платформе до двух недель, а то и до одной. Гильдия сценаристов (WGA) заявила, что слияние следует запретить. Директор кинотеатральной ассоциации Cinema United называл сделку «беспрецедентной угрозой». Как будто бы само понятие кинопроката оказалось перед экзистенциальным вопросом, и слияние Netflix с Warner гарантировало конец массового проката.
Увещевания Сарандоса не помогали. Содиректор Netflix говорил, что намерен сохранить Warner Bros. в её нынешнем виде, то бишь как киностудию, производящую фильмы для кинопроката. Но он же напоминал, что посещаемость кинотеатров сокращается в пользу стриминговых сервисов, и называл походы в кино «нишевым занятием» и «устаревшей идеей».
Кинокритик одного из солиднейших американских изданий New Yorker Ричард Броуди в своём тексте «Чем обернётся продажа Warner Bros. для искусства кино» соглашался с Сарандосом: «К сожалению, думаю, что он по большей части прав. В прокате по-прежнему хорошо показывают себя зрелища, масштабные либо по размаху, либо по эмоциональному воздействию (шокирующие и кровавые). Больше всего пострадали фильмы, ориентированные на обычных людей, — реалистичные драмы и комедии. Сейчас их снимают за небольшие деньги, и они становятся крохотными релизами, попадая чаще в списки критиков, нежели на верхние строчки бокс-офиса».
Броуди также напоминает, что в наше время стриминги финансируют дорогостоящие проекты именитых режиссёров вроде Спайка Ли, Мартина Скорсезе, Уэса Андерсона и Ричарда Линклейтера. Безусловно, бывают и исключения вроде недавних «Грешников» Райана Куглера, снятых на студии Warner. И тут Броуди предлагает читателям мысленный эксперимент: если бы фильм Куглера вышел ограниченным релизом в кино, а потом сразу оказался на Netflix, стал бы он хуже? Отразился бы способ его показа на месте фильма в истории кино?
Пока многие кинематографисты клеймили сделку, Ричард Броуди спокойно исследовал этот вопрос. «Я благодарен возможности смотреть фильмы, расширяющие искусство кино, где бы они ни были доступны». Критик отмечает как масштаб и возможность совместного просмотра с незнакомцами в кинотеатре, так и интимность домашнего просмотра, общение с фильмом один на один. Кроме того, Броуди сомневается, что при покупке студии Дэвидом Эллисом Warner смогла бы выпустить такие фильмы, как «Грешники» и «Битва за битвой».
Paramount наносит ответный удар
Jason Mendez/Stringer/Getty Images
Почему Дэвид Эллисон не лучший кандидат на покупку Warner? Отец бизнесмена, Ларри Эллисон, — близкий друг Трампа. Для покупки Warner Bros. Discovery (WBD) Дэвид подтянул компанию Affinity Partners зятя американского президента Джареда Кушнера, которая, в свою очередь, не брезгует деньгами от суверенных фондов государств Персидского залива. Кроме того, Эллисон заявил, что надеется объединить CNN с CBS News, которую Paramount Skydance передала под управление консервативной журналистке Бэри Вайсс. Либеральный Голливуд не в восторге от такой идеи (кому нужен новый Fox News вместо CNN?) и выбирает из двух зол меньшее.
Но Эллисон оказался упрямым. 8 декабря, спустя три дня после заявленной сделки с Netflix, он объявил о враждебном поглощении WBD по цене 30 долларов за акцию (Netflix предложил 27,75 доллара за акцию), то есть за 108,4 млрд долларов. Своё предложение Эллисон направил непосредственно акционерам Warner Bros. Discovery, «потому что они заслуживают прозрачности и возможности принять взвешенное решение». Кроме того, Ларри и Дэвид Эллисоны предлагали главе WBD Дэвиду Заславу компенсационный пакет стоимостью несколько сотен миллионов долларов, а также роль второго СЕО новой компании.
Сарандос казался спокойным. «Мы ожидали этого шага, — заявил он на пресс-конференции. — Сделка заключена. Мы абсолютно уверены, что доведём её до конца». Дуэль между Netflix и Paramount должна была продлиться до 19 декабря, однако уже 17 декабря совет директоров WBD отказался от предложения Эллисонов. Днём ранее Affinity Partners Кушнера вышла из сделки с WBD (компания должна была вложить в слияние 24 млрд долларов).
Дональд Трамп высказывался в пользу Paramount, заявив, что «очень большая» доля рынка в руках Netflix может стать проблемой. Президент также сообщил, что будет вовлечён в процесс одобрения сделки, отметив, что ни одна из компаний не дружественна ему. «Я хочу поступить правильно», — сказал президент США.
И всё-таки Netflix
Mario Tama/Staff/Getty Images
Борьбу за Warner идеально отражает фраза на постере блокбастера «Чужой против Хищника»: «Кто бы ни победил, мы проиграли». «Мы» в данном случае — сотрудники WBD, над которыми дамокловым мечом нависла перспектива массовых увольнений. Индустрия опасается, что, помимо рабочих мест, сокращению подвергнется и количество кино- и телепроектов. Индустрия и без того с трудом оправилась от коронавирусного кризиса и последовавшей за ним забастовки сценаристов и актёров. С 2020 года десятки тысяч человек потеряли работу в Голливуде.
Сделка с Netflix будет завершена через 12-18 месяцев, но уже в третьем квартале 2026 года Warner Bros. Discovery полностью отсоединится от Discovery Global. Эти и другие данные о будущем слиянии можно почерпнуть на специальном сайте Netflix Warner Bros. Together, где собраны все материалы для акционеров компаний. Согласно им, Netflix гарантирует Warner прокат фильмов студии в кинотеатрах, а также обещает не увольнять сотрудников.
Каким образом сделка повлияет на киноиндустрию? Пока сложно сказать, надо дождаться, пока слияние получит одобрение государственных органов и Warner окончательно станет частью Netflix. Всё остальное покажет только время.
При работе над текстом использованы материалы American Prospect, Variety, The Wrap, Financial Times (1) (2), New Yorker.