Итоги 76-й церемонии «Эмми»: Триумф «Сёгуна», новые рекорды «Медведя» и награды для «Олененка»
16 сентября в Лос-Анджелесе прошла 76-я церемония «Эмми». Это уже второе награждение за год, поскольку забастовки работников индустрии заставили перенести «Эмми-75» с сентября 2023-го на январь 2024-го. Рассказываем, как вручили главную телевизионную награду США.
Важное уточнение: «Эмми» раздают в несколько этапов. На церемонии в понедельник награды вручали за «творческие» заслуги (Primetime Emmy Awards), а награждение за «техническую» часть (Creative Arts Emmy) состоялось ранее, однако все итоговые цифры мы будем давать с учетом двух категорий.
Триумф «Сёгуна»
«Эмми» принято ругать за последовательное пристрастие к определенным сериалам. С середины 2010-х практически все «драматические» награды уходили «Игре престолов», а в начале 2020-х лауреатом премии с завидной частотой становились «Наследники». Январская «Эмми» по этой причине ощущалась как большое прощание с эпохальным шоу. Однако в этом году у премии новый фаворит — сериал «Сёгун», забравший 18 статуэток из 25 номинаций. Проект победил в номинации «Лучший драматический сериал», Хироюки Санада удостоился награды за лучшую мужскую роль, а Анна Саваи — за главную женскую роль (при этом актриса стала первой азиаткой с подобной наградой). Также свою статуэтку в номинации «За лучшую режиссуру в драматическом сериале» получил Фредерик И. О. Туа.
Триумф «Сёгуна» крайне парадоксален, но оттого еще интереснее наблюдать за тем, как проект постепенно пришел к нынешнему статусу. Шоу изначально могло и вовсе не попасть в номинацию, поскольку задумывалось как мини-сериал. Однако, увидев огромные рейтинги проекта и большую вовлеченность аудитории, FX продлили его сразу на несколько сезонов. Как отметил шоураннер проекта Джастин Маркс: «Вы, ребята, дали зеленый свет очень дорогой японской исторической пьесе с субтитрами, центральная кульминация которой вращается вокруг поэтического конкурса».
«Медведь» вновь бьет рекорды
В январе «Медведь» успел получить сразу 10 статуэток за первый сезон, побив рекорд премии по наградам в комедийном жанре. Но в этот раз сериал установил два новых рекорда. Первый — по числу номинаций среди комедийных проектов: он был представлен в 23 категориях. Второй — по общему числу наград: побив свой прошлый рекорд, «Медведь» забрал 11 статуэток. Джереми Аллен Уайт был отмечен как лучший главный актер в комедии, Эбон Мосс-Бакрак — как лучший актер второго плана, Лиза Колон-Зайас — как лучшая актриса второго плана (после чего выдала одну из лучших речей вечера), а Кристофер Сторер забрал «Эмми» за лучшую режиссуру. При этом «Хитрости» обошли «Медведя» в номинации «За главную женскую роль» (она досталась Джин Смарт) и в номинации «Лучший комедийный сериал».
При разговоре о победах «Медведя» сложно избежать дискуссий о том, насколько справедливо выдвижение сериала в комедийной категории. По существу, чисто юмористических элементов в истории повара Карми, старающегося поднять чикагскую закусочную со дна, практически нет. И если в январе обсуждение вопроса ушло на второй план, поскольку для «Медведя» это были первые серьезные награды, то в этот раз не обошлось без небольшого скандала. По поводу победы шоу высказалась бывшая участница Saturday Night Live Лорейн Ньюмен, написавшая в X, что сериал FX «отличное шоу, но, по моему скромному мнению, это не комедия — даже не черная комедия». Похожее мнение опубликовали в The Washington Post, где указали на то, что «едва ли страдания Джереми Аллена Уайта смешнее перформансов Мэтта Берри в „Чем мы заняты в тени“, Ларри Дэвида в „Умерь свой энтузиазм“, Д'Фарао Ун-А-Тая в „Псах резервации“ или Стива Мартина и Мартина Шорта в „Убийствах в одном здании“».
«Олененок» берет свое
«Олененка» отметили четырьмя наградами: как лучший мини-сериал, за лучшую мужскую роль в мини-сериале (Ричард Гэдд), за лучшую второстепенную женскую роль в мини-сериале (Джессика Ганнинг) и за лучший сценарий мини-сериала. А вместе с техническими наградами на счету сериала шесть побед. После череды больших проектов FX награждение «Олененка» ощущалась совершенно иначе, словно сериал и вовсе андердог с инди-фестиваля, а не зрительский хит Netflix. Немалый вклад в это внес Ричард Гэдд, который выдал отличную воодушевляющую речь.
«Олененок» — крайне редкий зверь в нынешней индустрии, поскольку у шоу нет больших звезд в касте, а сценарий был написан практически дебютантом, да еще и на крайне специфичную тему сталкинга. Однако благодаря социальным сетям сериал быстро взлетел во всех народных рейтингах и завоевал любовь публики, а также и критиков.
«Рипли», «Корона» и все-все-все
«Эмми» можно назвать премией компромиссов, потому что за исключением единичных случаев, таких как, например, полное игнорирование сериалов «Лучше звоните Солу» и «Прослушка», американская телеакадемия всегда старается не оставлять номинантов хотя бы без одной награды. Так, «Рипли» отметили за лучшую режиссуру мини-сериала и дали три «технических» статуэтки. Финал «Короны» отметили за лучшую женскую второстепенную роль в драме (Элизабет Дебики).
«Хитрости», помимо упомянутых наград за лучшую комедию и женскую роль, получили награду за лучший сценарий комедийного проекта. Билли Крудап и «Утреннее шоу» забрали приз за лучшую второстепенную мужскую роль в драме. Свою первую статуэтку в карьере также получила Джоди Фостер — за лучшую женскую роль в мини-сериале/антологии («Настоящий детектив: Страна ночи»). Отметили и Ламорна Морриса из «Фарго», вручив ему статуэтку за роль второго плана в мини-сериале.
Как это выглядело
Само награждение прошло штатно. Ведущими в этом году были Юджин и Дэн Леви, и химия между отцом и сыном во многом оживила мероприятие. По традиции на церемонии произошло несколько реюнионов: на сцене появились звезды «Западного крыла» Мартин Шин, Дьюли Хилл, Джанель Молони и другие, чтобы воссоединиться в честь 25-летия шоу. Звезды разных поколений Saturday Night Live также вышли на сцену, чтобы почтить 50-й сезон и высмеять 85 поражений Лорна Майклза на премии «Эмми». «Счастливые дни» также отметили свой 50-й юбилей, в честь чего Генри Уинклер и Рон Ховард явились в воссозданных декорациях проекта.
The Hollywood Reporter отмечает, что 76-я церемония «Эмми» собрала у экранов на 54% больше зрителей, чем предыдущая, тем самым наконец-то вернув внимание аудитории до уровня, предшествовавшего пандемии COVID-19. Можно сказать, что этот год полностью за FX и их материнской компанией Disney, поскольку «Медведь» и «Сёгун» стали абсолютными фаворитами в своих нишах, забрав большую часть наград.