Игра даймё: Почему стоит обратить внимание на исторический сериал «Сёгун»
На Hulu и FX вышли первые эпизоды «Сёгуна» — масштабной исторической драмы по известному роману Джеймса Клавелла. Рассказываем, чем может приятно удивить один из самых эпичных сериалов года.
Япония, начало XVII века. Страна находится на грани гражданской войны, поскольку Тоётоми Хидэёси, первый военачальник, объединивший японские земли, умирает, а его наследник совсем молод. Перед смертью правитель разделяет регентскую власть между пятью даймё (влиятельными феодалами). Ёси Торанага (Хироюки Санада) — единственный из всей пятерки, кому почивший лидер доверял в полной мере. Опасаясь слишком большого влияния Торанаги на наследника, остальные четыре даймё приговаривают героя и весь его клан к смерти.
В это же время английский штурман Джон Блэкторн (Космо Джарвис) терпит крушение у берегов Страны восходящего солнца и попадает в плен к самураям. На беду героя единственные европейцы в Японии — португальцы-иезуиты — религиозные враги моряка-протестанта. Блэкторна ложно обвиняют в пиратстве и приговаривают к казни, однако им заинтересовывается Торанага. Вскоре англичанина спасают, и он направляется в Осаку.
«Сёгун» — совместный проект Hulu и FX. Мало кто ожидал от студий столь мрачный исторический мини-сериал, пытающийся в чем-то даже зайти на территорию «Игры престолов». Классическое произведение Джеймса Клавелла уже однажды экранизировали в 1980 году. Тогда за постановку отвечал Джерри Лондон, и у него отлично получилось рассказать историю первого европейского самурая. В этот раз шоураннерами сериала выступила супружеская пара: Рэйчел Кондо и Джастин Маркс. Проект можно назвать долгостроем, поскольку в производство его запустили еще в 2018 году, однако съемки начались лишь в 2021-м, когда эпидемия COVID-19 немного отступила.
Весь этот контекст намекает на то, что «Сёгун» — крайне парадоксальный сериал, который состоялся скорее вопреки. Во главе проекта стоят люди, не снимавшие подобных вещей, хотя и с долгим опытом работы в индустрии. У сериала есть успешный предшественник, что увеличивает груз ответственности. Да и производство затянулось на пару лет, а это редко хорошо сказывается на финальном продукте. Однако «Сёгун» преодолел все эти помехи и получился крайне увлекательным.
Сюжет завязывается весьма сумбурно. Титры в начале описывают эпоху и статус-кво главных персонажей, однако на протяжении первой серии легко запутаться в персонажах и именах. На мрачный и серьезный тон проекта нас настраивают с первого же появления в кадре Джона Блэкторна, изможденного цингой. «Сёгун» не стесняется колоритного и изощренного насилия в кадре. Именно через нарочито жестокие сцены зрителя вводят в мир феодальной Японии, где регулярно летят головы, людей казнят самыми изощренными методами, а угрозы сделать сэппуку звучат практически каждые десять минут.
Блэкторн в исполнении Космо Джарвиса то и дело переходит от высокомерия белого господина к ропоту раба, находящегося в зависимом и униженном положении. Актеру отлично удается образ растерянного европейца в дикой для него стране, однако едва ли он столь же убедителен в качестве решительного полководца. Всё же наиболее яркая и властная роль досталась Хироюки Санаде. Ёси Торанага в его исполнении выглядит невероятно сурово и хардкорно. Образ проницательного и решительного даймё разительно меняет оптику восприятия сюжета.
Главное успешное решение сериала — перенести историю в плоскость феодальных интриг. Европейского рыцаря, который меняет латы на японский доспех, а меч на катану, чтобы поступить на службу благородному господину, мы встречали уже не раз. Джон Блэкторн в «Сёгуне» — не столько бравый воитель и последняя надежда своего хозяина, сколько еще одна фигура в сложной шахматной партии. Маркс и Кондо умело смещают акценты, понимая, что нельзя дословно пересказать сюжет первоисточника еще раз, как это было сделано в версии 1980 года. Вместо этого авторы создают масштабное полотно, полное тонких нюансов и самобытности. Конечно же, сравнение с «Игрой престолов» напрашивается само собой, но у «Сёгуна» меньше времени на проработку всех линий (всего заявлено десять серий), поэтому действие развивается куда стремительней.
При этом в проекте нашлось место не только большим политическим сюжетам, но и паре неплохих персональных веток. Здесь всё внимание крадет Анна Саваи, исполнившая роль Марико — переводчицы Ёси Торанаги. Ее семейная драма разворачивается на фоне основного конфликта.
Первые эпизоды не выдают в «Сёгуне» эпическое батальное кино, отчасти заявленное в трейлере. До самурайских боев дело доходит в последний момент, пока в основном экшен отдан на откуп одиноким убийцам. И это вполне закономерно, главные сражения, скорее всего, придутся на финал. У сериала отличная динамика, напряженные диалоги чередуются с битвами. Диалоги также делают шоу мало подходящим для фонового просмотра: герои по большей части ведут разговоры, чередуя японский и английский. Но на просмотр вполглаза это кино и не рассчитано.
«Сёгун» дарит при просмотре ощущение причастности к чему-то масштабному. Подобно ранним проектам HBO из 2000-х и начала 2010-х, сериал стремится поразить размахом, однако делает это постепенно и неспешно, так, чтобы зритель успел в нем обжиться. А подобную роскошь нам год от года предоставляют всё реже.