Голая вечеринка с поющим Гослингом: Итоги «Оскара»
96-я церемония вручения премии Американской киноакадемии началась рано, прошла быстро, скандалов не допустила. Если только не считать вышедшего на сцену обнаженного Джона Сину, глядя на которого многие в зале могли почувствовать уколы зависти, ведь им приходится сидеть в пусть и красивых, но зачастую неудобных костюмах и платьях несколько часов. Рассказываем о главных событиях памятного вечера.
Важное изменение
«Оскар» всеми силами пытается стать легкой и удобоваримой церемонией, привлечь и развлечь зрителей, угодить всем возрастным группам. Поскольку рейтинги трансляции стабильно падают (в прошлом году ее смотрели 18,75 млн человек — сравните с 1998 годом, когда «Лучший фильм» выиграл «Титаник», а церемонию смотрели рекордные 57,25 млн человек), продюсеры идут на разные ухищрения, но только в этом году решились перенести начало на час раньше. Америка — большая страна, разделенная на шесть часовых поясов, и Лос-Анджелес, находящийся на западе, должен помнить о востоке, где расположены крупнейший город страны Нью-Йорк и столица Вашингтон. Как правило, трансляция затягивалась, что приводило к существенному падению интереса зрителей на востоке, не желавших перед рабочим днем сидеть допоздна перед телевизором.
Почему Киноакадемия не перенесет трансляцию на субботу или пятницу? Здесь всё просто: «Оскар» должен стать главным обсуждаемым событием, все газеты и сайты, все новостные программы должны рассказывать о нем, а для этого нужен читатель и зритель. Отсюда и рабочий день.
Короче говоря, «Оскар» начали на час раньше: не в 20:00 по Лос-Анджелесу, а в 19:00.
Монохром на красном
Очень кратко о нарядах — люди, лучше сведущие в моде, расскажут и покажут вам звезд отдельно, у меня же есть только одна мысль. Глядя на актрис, вышагивающих по красной дорожке в белых, черных или черно-белых платьях, кажется, будто все они насмотрелись «Анатомии падения» и просили своих стилистов: «Чтобы как у той собачки». Обладатель пронзительно-голубых глаз, бордер-колли Месси с черно-белыми пятнами задал моду голливудским звездам.
Кстати, Месси побывал на предоскаровской вечеринке, познакомился с Райаном Гослингом и Билли Айлиш, а затем прибыл на главное кинособытие года.
Ведущий
Когда-то существовала привычка показывать монтаж из фильмов-номинантов, куда вклеивали ведущего. В этом году Джимми Киммел (его зовут вести уже в четвертый раз) выпустил такой монтаж заранее, но в начале церемонии все-таки зашел не в ту дверь, оказавшись на остановке рядом с Барби. «Ты такой красивый», — говорит героиня Марго Робби, глядя на него (мы помним, что на лавочке сидела старушка). Киммел отвечает: «Знаю! Я не ел три недели! Так жрать охота! Пойду вести „Оскар“». Под инструментал песни Дуа Липы Dance the Night он вышел на сцену.
«Спасибо, что пришли вовремя! Мы начинаем на час раньше, но не переживайте, всё равно закончим очень-очень поздно! Мы уже задерживаемся на пять минут. Серьезно!» Посмотрим, над чем шутил Киммел.
— Здесь полно талантливых людей и несметного потенциала, хотя в «Мадам Паутине» было так же.
— «Барби» — главный хит года. Какое достижение — снять фильм о пластиковой кукле, которую уже никто не любит. До его выхода моя жена могла скорее купить нашей дочери пачку сигарет, нежели куклу Барби.
— Смотрите, дети, Барби и Кен сидят рядышком. Райан и Марго, хочу чтоб вы знали: даже если никто из вас не получит «Оскар», вы выиграли нечто поважнее: в генетической лотерее!
— У Кристофера Нолана нет смартфона, он не пользуется электронной почтой, пишет сценарии на компьютере без интернет-соединения. До чего мощный способ сказать: «Я не позволю своей порнозависимости помешать работе!»
— Роберт Дауни — младший играл злодея в фильме, где Тим Аллен превращается в пса. И если решите снимать ремейк, я знаю, кто его должен играть. Месси! Да, он пес, но лучше всех сыграл в этом году в «Анатомии падения». У Месси была сцена с передозировкой, он обалденно сыграл. Честное слово, последний раз видел, как французский актер так ест блевотину, в исполнении Жерара Депардье.
— В этом году внимание зрителей захватили очень много прекрасных фильмов. В прямом смысле захватили. Люди, вы снимаете очень длинные картины! Фильмы из главной десятки длятся в среднем 2 часа 33 минуты. Это на 30 минут длиннее, чем три года назад. <...> «Убийцы цветочной луны» идут так долго, что за это время можно смотаться в Оклахому и найти убийц.
— Знаете ли вы, что прежде чем Лили Гладстоун получила роль у Скорсезе, она была готова бросить актерскую профессию и устроиться в Министерство сельского хозяйства, чтобы выслеживать шершней-убийц? Теперь она номинирована на «Оскар», и я рад за нее, но переживаю, что никто не выслеживает шершней-убийц.
— Впервые за звание лучшего фильма сражаются сразу три фильма из-за рубежа, и в двух есть Сандра Хюллер. В «Анатомии падения» она играет женщину, которую судят за убийство мужа, а в «Зоне интересов» — жену нациста, которая живет возле концлагеря. Для американских зрителей это непростое кино, но на родине Сандры, в Германии, это называют романтическими комедиями.
Серьезно, Джимми? Смеяться над разницей культур — это очень по-бумерски. И хотя Киммел напомнил про главное событие прошлого года в Голливуде, забастовки сценарной и актерской гильдий, а также попросил поаплодировать всем рабочим, которые заняты на производстве, некоторые его шутки были, мягко говоря, кринжовыми.
Киммел неуклюже пошутил над Робертом Дауни — младшим, намекнув на его прошлое, когда актер употреблял наркотики, за что Дауни-младший, судя по трансляции, сказал ведущему про себя пару ласковых. К счастью, обошлось без пощечин. Пошутив над тем, что Брэдли Купер приходит на «Оскар» всегда в сопровождении матери, Киммел спросил, сколько можно так делать, пока не выяснится, что ты встречаешься со своей матерью. «Брэдли, ты работаешь над фильмом про Фрейда и молчишь?» «Тяжелый выдался год. Помните пацана из „Фабельманов“? Вот как он выглядит сейчас, — камера выхватывает Стивена Спилберга. — Здорово, что пришел, Стивен. Ты сегодня номинирован или у тебя абонемент?»
Монолог Киммела занял 13 минут, и его содержимое никак не намекало на приличное шоу. И тем не менее это была одна из самых приличных церемоний последних лет.
Победители
Первым делом вручили «Оскар» актрисе второго плана, причем на сцену вышли пять лауреаток прошлых лет: Мэри Стинберген, Лупита Нионго, Джейми Ли Кёртис, Рита Морено и Реджина Кинг. Таким образом, каждая из прошлых победительниц представила одну из претенденток на награду в этом году. Актеры, говорящие о своих коллегах, — это идеальный прием, и если он покажется вам затянутым, просто вспомните, что «Оскар» — награда индустриальная и в ней свои награждают своих.
Жюстин Трие и Артур Харари выходили за «Оскаром» (лучший оригинальный сценарий) под ту самую невероятно бесячую версию песни P.I.M.P. рэпера 50 Cent в версии Bacao Rhythm & Steel Band, что зритель слышит на первых минутах фильма «Анатомия падения». «Очень мизогинная песня», — говорит обвинитель в фильме, на что защита парирует: «Это инструментальная версия!» Трие начала свою благодарственную речь словами: «Спасибо, наверное, это поможет мне разрешить кризис среднего возраста!» Кто виновен в смерти мужа героини Сандры Хюллер, она так и не рассказала.
Корд Джефферсон, чья адаптация романа сатирика Персиваля Эверетта «Американское чтиво» удостоилась «Оскара»: «Часто слышу, как обсуждают мой фильм, и говорю себе, что я не злопамятный, не надо быть злопамятным, что я многое сделал, чтоб не быть таким. <...> Я понимаю, что наша индустрия — рискованное предприятие и что снимать фильм за 200 млн долларов — это риск, но, может быть, вместо одного кино за 200 миллионов снять 10 фильмов по 20? Или 50 фильмов по 4 миллиона!» Как будто Джефферсон знает классическую советскую юмореску «Маленькие, но по три, большие, но по пять».
Джонатан Глейзер, чья картина «Зона интересов» стала лучшим зарубежным фильмом, произнес прекрасную речь, в которой отметил, что старался сделать историю максимально современной. «Все наши решения отражают нас и противостоят нам в настоящем. Говорите не „Смотрите, что они творили тогда“, говорите „Смотрите, что мы творим сейчас“. Наш фильм показывает, к чему приводит дегуманизация в своих худших проявлениях». На его словах камера выхватила в зале плачущую Сандру Хюллер.
Тим Роббинс, представляя Роберта Де Ниро, номинированного за «Убийц цветочной луны» на приз лучшему актеру второго плана, оговорился и вместо «роль, заслуживающая „Оскара“» сказал «оскароносная роль». Однако оговорка не помогла, и награда нашла другого героя, Роберта Дауни — младшего, с третьей номинации получившего заветную статуэтку. Зал аплодировал актеру стоя. «Спасибо моему ужасному детству, — начал благодарственную речь лауреат. — И Киноакадемии. В таком порядке. Спасибо моему ветеринару, то бишь жене Сьюзан Дауни. Она подобрала меня, сварливого пса, выходила и привела в чувство. Поэтому я здесь».
Монтажерка Дженнифер Лэйм, получив «Оскар» за «Оппенгеймера», поблагодарила первым делом продюсера Эмму Томас, наговорив ей кучу комплиментов. «Крис Нолан! Ты тоже ничего», — сказала Лэйн, вызвав взрыв смеха в зале.
Интересно высказался Хойте Ван Хойтема, лучший оператор («Оппенгеймер») по версии Киноакадемии. «Хочу сказать всем начинающим кинематографистам: попробуйте снимать на такую модную штуку под названием „пленка“. Это гораздо проще, да и результат выглядит гораздо лучше». Известно, что режиссер «Оппенгеймера» Кристофер Нолан — адепт пленки и продолжает снимать на нее свои фильмы, несмотря на всеобщую цифровизацию.
Киллиан Мёрфи посвятил награду всем миротворцам со словами «все мы живем в мире Оппенгеймера». Призрак атомной бомбы постоянно маячит на протяжении всех трех часов фильма Кристофера Нолана, но не на «Оскаре» — здесь только гламур, улыбки, счастье, а единственные взрывы тут только от смеха.
Стивен Спилберг выдал первый «Оскар» Кристоферу Нолану, чьи фильмы регулярно собирали миллиарды в прокате, но никак не признавались индустриальным сообществом. «Кинематографу всего лишь чуть больше 100 лет, и мы даже не знаем, куда он заведет нас со временем. Вы сочли меня важной составляющей этого пути, и за это я вам безумно благодарен». Со сцены Нолан уходил почему-то под мелодию из «Пиратов Карибского моря».
Уже под самый финал церемонии случился главный и единственный сюрприз церемонии. Казалось, что «Оскар» за главную женскую роль уйдет Лили Гладстоун за работу у Мартина Скорсезе в «Убийцах цветочной луны». Она могла бы стать первой коренной американкой с этой наградой, однако судьба и киноакадемики распорядились иначе. «Оскар» получила Эмма Стоун — кстати, совершенно заслуженно — за «Бедных-несчастных». Ее Белла Бакстер проходит невероятный путь на экране: от ребенка во взрослом теле до женщины с огромным уровнем интеллекта, в том числе и эмоционального. До сих пор бьются копья, поддерживает ли это кино женщин или является мизогинным, но ответ пока не найден.
Стоун настолько не ожидала награды, что первым делом сообщила, что у нее разорвалось платье: «Кажется, это произошло во время песни I’m Just Ken». Актриса получает уже второй «Оскар», и она говорила без подсказки. Тот факт, что у Стоун не было заготовки на случай выигрыша, свидетельствует о ее уверенности в выигрыше Гладстоун.
Развлечения
Один из самых ярких моментов церемонии случился перед выдачей «Оскара» костюмерам. Джимми Киммел вспомнил, как 50 лет назад Дэвид Нивен представлял Элизабет Тейлор, и вдруг внезапно на сцену вылетел совершенно голый мужчина. Вот он, этот исторический момент, вызвавший взрыв смеха в зале:
«Можете представить себе такое сегодня? Чтоб голый мужик выбежал на сцену?» — спросил Киммел. Из-за декорации высунулся Джон Сина. «Не хочу бежать голым! Такое изысканное мероприятие!» — сообщил он Киммелу. Дальше диалог развивался так:
— Да это ж смешно должно быть!
— Мужское тело — это не шутка!
— Мое — смешное!
— Нет! Ничего подобного!
— Ты же выступал на ринге голым!
— Не голым, а в джортах!
— Уж лучше голым, чем в джортах! Вылезай! То есть ты отказываешься? Ладно, выдай награду и всё. Бесишь.
Киммел выдал Сине конверт с надписью «дизайн костюмов», которым бывший рестлер прикрыл причинные места, после чего подошел к микрофону. «Костюмы... это очень важно», — выдохнул он и пожаловался, что не может открыть конверт.
Райан Гослинг и Эмили Блант — не только участники «Барбенгеймера», но и снялись вместе в комедийном триллере «Каскадеры», и Голливуд пользуется случаем напомнить вам об этом. Однако сценаристы вложили им в уста довольно странный диалог, выигравший исключительно благодаря подаче, — всё же как Блант, так и Гослинг обладают великолепным комедийным потенциалом! Поэтому они и представляли видеомонтаж о трюках в кино. К сожалению, каскадерам до сих пор не выдают «Оскар», и они довольствуются собственной премией.
Арнольд Шварценеггер и Дэнни ДеВито заявили, что вышли вместе потому, что оба пытались убить Бэтмена. «Как тебя победил Бэтмен?» — спросил ДеВито. «Против меня он использовал мою единственную слабость», — заявил Шварценеггер. «Жару?» — поинтересовался ДеВито. «Любовь», — ответил Шварценеггер, игравший мистера Фриза в фильме «Бэтмен и Робин». «А меня просто в окно выкинул», — сообщил ДеВито, который сыграл Пингвина в «Возвращении Бэтмена». Оказалось, что Бэтмен в зале, — камера выхватила Майкла Китона с покерфейсом, достойным Брюса Уэйна. Актеры представили номинантов за лучшие визуальные эффекты, и «Оскар» ушел команде фильма «Годзилла минус один». Тут, конечно, надо обязательно посмотреть на каблуки японских специалистов.
Еще один трогательный момент: комик Джон Мулэйни практически пересказал сюжет фильма «Поле чудес» с Кевином Костнером. «Фильму надо было дать „Оскар“», — сказал Мулэйни. Картина и впрямь номинировалась на «Оскар» в 1990 году, но проиграла «Шоферу мисс Дэйзи». Также проиграли «Рожденный четвертого июля», «Общество мертвых поэтов» и «Моя левая нога». Сейчас, спустя 30 с лишним лет, победа «Мисс Дэйзи» кажется такой же несправедливостью, как и выигрыш мелодрамы «Столкновение» в 2005 году.
Каким образом выбираются песни, номинированные на «Оскар», — великая тайна, но спасибо Вселенной за этот год, когда сразу две композиции из «Барби» вырвались в финал. И если исполнение Билли Айлиш с симфоническим оркестром песни What Was I Made For было очень нежным номером, то выход Райана Гослинга с мегахитом I’m Just Ken был максимально эпичным. Гослинг доказал, что умеет великолепно петь живьем. Продюсеры «Оскара» доказали, что могут показать Райана Гослинга как Мэрилин Монро, одев его в ярко-розовый костюм и окружив мужчинами во фраках, — ну точно как ММ в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок». Вокруг Гослинга собрались рекордные 65 «Кенов» (столько танцоров церемония вручения «Оскара» еще не видела на сцене) и гитарист Guns N’ Roses Слэш.
Песня Кена едва не оказалась на полу монтажной, поскольку студийные боссы после просмотра «Барби» не особо впечатлились номером. Режиссер Грета Гервиг боролась за нее всеми силами и выиграла. Жаль, конечно, «Барби» осталась с одним «Оскаром», жаль, что без номинации остались Грета Гервиг и Марго Робби, но фильм стал самым кассовым в 2023 году и совершенно точно не забудется со временем.
Лучший фильм
«Порвите, пожалуйста, этот конверт, чтоб не перепутали с „Лучшим фильмом“», — сказал Джимми Киммел, когда со сцены удалялась Эмма Стоун с «Оскаром» за свою роль в «Бедных-несчастных». Ведущий намекал на один из главных конфузов в истории «Оскара». В 2017 году Уоррен Битти и Аннетт Бенинг объявили «Ла-Ла Ленд» лучшим фильмом, и только через несколько минут, когда продюсеры уже стояли на сцене, произнося благодарственные речи, выяснилось, что победил «Лунный свет». Церемонию тогда вел всё тот же Джимми Киммел.
Перед тем как пригласить на сцену Аль Пачино, который и вскрыл конверт с названием главного победителя, ведущий сообщил, что у него уже есть рецензия на церемонию. «Нет хуже ведущего, чем Джимми Киммел», — прочитал он отзыв от кандидата в президенты США Дональда Трампа, оставленный в его собственной соцсети Truth Social.
«Оппенгеймер» со своими 13 номинациями выиграл 7 «Оскаров»: два актерских, режиссерский, операторский, за монтаж — оправдав старую традицию, что лучший фильм не бывает без «Оскара» за монтаж, — и, наконец, главный, за «Лучший фильм». Эмма Томас, жена Кристофера Нолана и продюсер всех его фильмов, вышла первой к микрофону со словами: «Каждый из нас, кто снимает кино, мечтает об этом моменте. Признайтесь, вы мечтаете! Не буду отрицать, но я так давно мечтала о нем, и казалось, что этот момент никогда не наступит. И вот я здесь. А причина, по которой мы здесь, — Крис Нолан».
Томас благодарила многих, в том числе и IMAX, на чьи камеры отчасти был снят «Оппенгеймер». «Спасибо, что поверили в наш фильм, хотя, может, в этом и не было смысла». Она благодарила кинотеатры, свою мать, приемную мать и только в последний момент — Киноакадемию. Кристофер Нолан благодарности за свой второй «Оскар» не произнес. «Жаль, он не может сейчас написать СМС с хорошими новостями своим родным и близким», — съязвил Киммел, снова намекая на отсутствие у Нолана смартфона.
На этой замечательной ноте Киммел пригласил всех смотреть его собственную программу и пожелал зрителям доброй ночи.