Опубликовано 15 февраля 2024, 19:10
4 мин.

Комедийная оскаровская драма «Американское чтиво»: Сделал fuck you — прячь в карман

Поделиться:
Комедийная оскаровская драма «Американское чтиво»: Сделал fuck you — прячь в карман

На Amazon Prime Video вышел один из номинантов на грядущий «Оскар» — необычное драмеди Корда Джефферсона «Американское чтиво» про «черную» культуру, расовые предрассудки и тяжелую участь художника в современном мире. Картина претендует на пять статуэток: «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучший саундтрек». Рассказываем, как экранизация сатирического романа двадцатилетней давности по-прежнему бьет и в бровь, и в глаз — а главное, над кем и почему насмехаются авторы.

Писатель Телониус Эллисон по кличке Монк (Джеффри Райт) написал несколько не очень популярных, но умных романов и теперь сидит без дела: мужчина ждет ответа от издательства по поводу новой книги на основе «Персов» Эсхила и учит студентов истории литературы. Положение усугубляется, когда автор срывается во время занятия: всё из-за одной принципиальной девушки, которую оскорбляет упоминание книги со словом на букву «н» в названии. Монка просят уйти в отпуск — и он возвращается домой в Бостон. В этот момент Телониусу отказывают в публикации романа: редакторы просят написать не абстрактную историю в духе античных трагедий, а настоящую «черную» драму.

«Американское чтиво»: обзор фильма, кадры, рецензия

Джеффри Райт номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль

Кадр из фильма «Американское чтиво», реж. Корд Джефферсон, 2023

Последняя нервная клетка героя рушится, когда он приезжает на книжную конференцию. Там все стоят в очереди за карикатурным романом про жизнь в гетто, который на 90 % состоит из нецензурной брани, убийств и ругани. Монк решает злобно пошутить и за несколько дней пишет собственный роман «Моя паталогия» (My Pafology) про «трушную» жизнь темнокожих: там есть отец-тиран, гангстерские разборки и наркотики. Пранк неожиданно выходит из-под контроля, и теперь издательства сражаются за права на книгу. А киношники из Голливуда пытаются договориться с Телониусом об экранизации еще до публикации.

В «Американском чтиве» соседствуют одновременно два разных фильма. Первый — плутовская комедия про циника и трикстера, который решил подшутить над миром белых. Монк считает, что популярные истории про гетто популяризируют стереотипы о темнокожих людях: неизменно бедных, необразованных и ругающихся через слово. Куда важнее для него — показать, что афроамериканцы сталкиваются с такими же проблемами, как и все остальные: например, долгами по дому или неудачами на работе. Но мир работает строго наоборот и подталкивает героя к радикальным действиям.

Рецензия на фильм «Американское чтиво»

«Американское чтиво» — дебютный фильм Корда Джефферсона, сценариста сериалов «Хранители» и «Станция одиннадцать»

Кадр из фильма «Американское чтиво», реж. Корд Джефферсон, 2023

Взаимодействия Монка с книжной индустрией — самая безудержно уморительная часть «Американского чтива». Телониус придумывает себе псевдоним Стагг Р. Ли и вместе с агентом создает максимально неправдоподобную легенду: дескать, автор «Моей паталогии» — беглый уголовник, который скрывается от властей, поэтому ни на какие встречи с книгопечатниками он ходить не будет. Все дела решаются по телефону. Чтобы соответствовать образу темнокожего преступника, Монк заменяет свою настоящую чистую и литературную речь на карикатурный афроамериканский слэнг, говорит басовее, хрипит и ругается. А в ключевой момент ставит ультиматум в духе альтер эго — произведение будет называться просто Fuck. Издатели учтиво соглашаются.

Чем дальше заходит шутка Монка, тем веселее закручивается сюжет. В один момент Телониусу приходится совмещать две роли на одном мероприятии: со своей реальной личностью он работает в жюри на книжной премии, эдаком аналоге «Оскара» — а в качестве уголовника Стагга Р. Ли становится одним из фаворитов на главную награду. Белые — и не только — в восторге от наскоро написанного романа: они хвалят Fuck за честность, реализм и остроту слога. А в голливудской экранизации шедевра находится место самой стереотипной развязке с упоминанием BLM — по мнению продюсера, так будет проще достучаться до Киноакадемии. «Американское чтиво» смеется над всеми: индустрией, дельцами и читателями, но прежде всего — современной культурой, которая тяготеет к упрощению и утрированию.

«Американское чтиво», 2023

Картина победила в зрительском голосовании на фестивале в Торонто

Кадр из фильма «Американское чтиво», реж. Корд Джефферсон, 2023

Второй фильм внутри «Американского чтива» — семейная драма. Дебютант Корд Джефферсон как бы хочет соответствовать заявленным с экрана ценностям: поэтому перегружает сюжет подробностями личной жизни темнокожего американца среднего класса. Монк переживает неожиданную смерть сестры (Трэйси Эллис Росс), пытается наладить отношения с братом-изгоем (Стерлинг К. Браун), уследить за матерью (Лесли Аггамс) с Альцгеймером и в то же время построить отношения с соседкой (Эрика Александр). А заодно нужно разобраться с долгами по дому, карьерой и мечтами. Никаких гетто, криминальных разборок и абортов — в мире Монка этого попросту не существует.

Вот только драматические сцены сильно уступают комедийным. В них меньше язвительности и оригинальности, поэтому история жизни Монка сама напоминает одну большую карикатуру на оскаровское кино: с погибшими родственниками, братьями-геями, больными родителями и кризисом среднего возраста. Герои заунывно разговаривают о комплексе вины, одиночестве и нереализованных амбициях, а иногда даже плачут. Жизнь Телониуса должна быть непримечательной концептуально — тем самым авторы показывают, что таких историй очень много. Однако из-за резкого контраста выдающейся сатиры и посредственной драмы эта часть сюжета откровенно теряется в глазах зрителей.

Фильм «Американское чтиво»: рецензия

Брата Монка Клиффа играет Стерлинг К. Браун. Актер номинирован на «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана

Кадр из фильма «Американское чтиво», реж. Корд Джефферсон, 2023

Чтобы стать феноменом, «Американскому чтиву» не хватает главного атрибута гениальности — умения скрещивать несовместимое. Смешное и грустное, правдивое и вымышленное, наконец, белое и черное. Зато для едкого драмеди момента кино удалось: до оскаровской гонки о нем можно подумать томными вечерами, после — забыть и переключиться на очередной «актуальный» фестивальный хит. Чем не американское чтиво?

Новое в подписке

Лучшее в подписке