Уэс Андерсон, Педро Альмодовар и не только: Лучшие короткометражные фильмы 2023 года
Короткометражное кино стабильно остается в тени полнометражного. Во-первых, всегда большой проблемой был его показ. То ли на специализированных фестивалях, то ли в блоках с другими короткими метрами одним сеансом. Сегодня частично эту проблему решают стриминги. Во-вторых, многие зрители принципиально смотрят только полные метры. В 2023 году короткометражные фильмы сняли Педро Альмодовар и Уэс Андерсон, так что, может быть, и другие мастера последуют их примеру. Но не будем забывать и о талантливых новичках. Вспоминаем наиболее интересные короткие метры прошлого года.
Также предлагаем вам посмотреть лучшие короткометражные фильмы за все время.
XIX век. Индия является частью Британской империи. Однажды индийский факир Имдад Хан (Бен Кингсли) пришел в больницу, чтобы рассказать о своем удивительном таланте. Он умеет видеть даже с повязкой на глазах. Правда, свой дар мужчина никак не смог монетизировать. Ханом интересуется британский джентльмен Генри Шугар (Бенедикт Камбербэтч). Оказывается, годы тренировок могут развить полезный навык. Шугар сначала использует его в корыстных целях, но потом находит способности благородное применение.
Премьера «Чудесной истории Генри Шугара» состоялась во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля. В прошлом году американский автор Уэс Андерсон снял четыре короткометражных фильма. Все картины вышли на Netflix в конце сентября. В отличие от трех других короткометражных работ («Лебедь», «Крысолов» и «Яд) по рассказам Роальда Даля, «Чудесная история Генри Шугара» длится почти 40 минут. Андерсон побуквенно переносит на экран литературный первоисточник, а актеры напрямую обращаются к зрителю, пересказывая эмоции героев в тот или иной момент. Получается забавно и абсурдно. В роли доброго рассказчика и одновременно Роальда Даля предстает Рэйф Файнс. «Чудесная история Генри Шугара» — странная сказка, в которой действие развивается в ураганном темпе. Это маленький подарок всем фанатам Андерсона, концентрат его творчества. Картина номинирована на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный фильм».
Восемнадцатилетняя сирота Лиля (Александра Быстржицкая) учится в провинциальном техникуме, живет в общежитии и неплохо ладит с сокурсниками, даже есть парень. Девушка ото всех скрывает один большой секрет. Когда в общежитие приходит знакомый (Ярослав Штефан) из прошлой жизни, Лиля в ужасе, ведь он может всем рассказать о ее тайне. И тогда девушка почти наверняка станет изгоем.
«Мне надо вам что-то сказать» — невероятно смелый и здорово сделанный короткометражный фильм Евгения Марьяна. В августе 2023-го картина стала лучшим фильмом конкурса короткометражного кино на фестивале «Короче». В 2021 году дебютный полный метр режиссера получил приз за лучшую операторскую работу на «Кинотавре». До сих пор в российском кино тема интерсекс-людей и их жизни в современном обществе не поднималась вовсе. Режиссер снова мастерски создает безысходную и гнетущую атмосферу. В кадре практически нет света, общежитие представлено мрачным местом, а подростки жестоки — зритель чувствует себя так же дискомфортно, как Лиля.
Юный Саша (Ильдар Тагиров) воспитывается в религиозной семье. Родители вечером будут смотреть по телевизору прямую трансляцию богослужения из храма по случаю Пасхи, сын же хочет пойти на день рождения подруги Алисы (Ольга Балацкая) и наконец-то признаться ей в своих чувствах. Девушка является полной противоположностью застенчивого парня, но Саша рассчитывает покинуть френдзону. Кроме него, на вечеринку приходят еще двое друзей. С собой у них волшебные таблеточки, которые могут унести в другой мир. Алиса с нетерпением ждет, что же будет дальше. Саше приходится выбирать между любовью и верой.
Режиссер Фёдор Кравчук — выпускник мастерской Александра Котта и Владимира Котта во ВГИКе. Премьера короткометражного фильма прошла на фестивале «Короче» в Калининграде. Автор снимает яркую неоновую картину, в которой ключевой сценой становится галлюциногенный эпизод наркотического трипа. Получается необычная история о последнем искушении совсем юного героя. Может быть, никакой дихотомии и нет вовсе, Саше не придется делать невыносимый выбор. Возможно, эпизод с Алисой — просто еще один важный этап взросления. Фильм получил российскую премию «Золотой орел» как лучший короткометражный фильм 2023 года.
Четверо друзей закупились пивом и едой и решили отправиться на пляж на старой иномарке. В дороге машина ломается, никто из ребят не в состоянии починить железное корыто, а потому парни просто ругаются. Один из друзей в расстроенных чувствах даже уходит. Но тут появляется девочка-ангел на велосипеде. Поразительным образом она помогает бедолагам и чинит машину.
«Здесь и сейчас» — фильм ученика Сергея Соловьёва Павла Королько. Премьера прошла на фестивале «Короче» в Калининграде. «Здесь и сейчас» удостоился на смотре приза за режиссуру. Интересно, что также в Калининграде показали и другой фильм Королько — сделанный по заветам «Догмы 95» «Калининград, проспект Калинина, 107,5, 236039, Марк Янсонс». Картина также была номинирована на «Золотого орла» как лучший короткометражный фильм года. У фильма очень точное название. Куда толкают старую машину четверо молодых друзей? Уж не в дальние ли края? Когда машина заводится, по радио слышны новости о боях в зоне специальной военной операции и частичной мобилизации. Получается любопытный прием: на первом плане вроде бы пустые разговоры ни о чем, а всё главное слышно фоном. Может быть, и сюжет фильма не так прост, а ответы стоит искать в метафорической плоскости. Парни пытаются двигаться вперед и наслаждаться жизнью, но старая машина никак не довезет до пляжа. Где бы он ни был.
Пожилая женщина в берете (Валентина Нейморовец) сидит на остановке на проселочной дороге и ожидает автобус. На остановку поочередно приезжают автобусы из разных эпох, примерно с 1950-х до наших дней. В салоне разворачиваются узнаваемые истории. Все пассажиры дружно поют песню, но замолкают, когда начинает плакать младенец. Молодой человек почти украл пенсию у бабули. Бандит в кожаной куртке орет и мешает всем пассажирам. Ворчливая старушка просит то открыть окно, то закрыть.
Съемки трогательного фильма велись на территории Ленинградской области, на Глуховском тракте и на территории Аннинского городского поселения. Короткометражка Александра Удальцова представляет собой путешествие по истории нашей страны. Отражением прошедших эпох являются люди, которые меняются как внутренне, так и внешне. Все пассажиры символизируют тех, с кем когда-либо общалась ожидающая на остановке автобус бабушка, так что это также одиссея по волнам памяти конкретного человека.
Взрослая девушка Электра (Зузана Касткова) вспоминает свой 10-й день рождения. Она позвала всех подруг, мама Клитемнестра (Зузана Стивинова) испекла пирог и впервые в жизни накрасила дочь. Утром девочка остригла волосы, чем сильно разозлила отца Агамемнона (Роберт Ясков), да настолько, что тот ушел из семьи. Мать винила дочь, дочь винила мать. А теперь Электра с трудом может вспомнить в деталях тот злополучный день.
Дарья Кащеева родилась в Таджикистане, выросла в России и училась в Московском институте имени Гнесиных. В 2014-м вместе с мужем переехала в Чехию. Ее дебютный короткометражный анимационный фильм «Дочь», снятый в 2019 году, был номинирован на «Оскар». Новую работу «Электра» показали в конкурсе студенческих фильмов на Каннском фестивале. Кащеева учится в чешской школе анимации FAMU. Картину признали лучшим коротким метром киносмотра в Торонто. Режиссер соотносит фильм с античным мифом, но прежде всего с понятием «комплекса Электры» из психоанализа, описывающим взаимоотношения дочери с отцом. В «Электре» соединяются стоп-моушн-анимация и игровые эпизоды, путаются воспоминания и фантазии главной героини, куклы сменяются людьми, так что разобраться в сюжете не так просто, но зрелище незабываемое. Картину можно назвать компактной сюрреалистической версией «Барби» Греты Гервиг.
Дэйо (Дэвид Ойелоуо) занимает важную должность в большой компании, а потому времени на семью всегда мало. Он идет с дочкой Лорой (Амели Докубо) по улице и встречает жену Аманду (Джессика Пламмер). На семью нападает неизвестный с ножом. Девочка умирает, а мама бросается с моста. Проходит год. Дэйо работает таксистом. Общество пассажиров позволяет водителю не сойти с ума.
«После» — режиссерский дебют британского фотографа Мисана Хэрримана. Картину показали на Лондонском фестивале, а затем драма эксклюзивно вышла на Netflix. «После» номинирован на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный фильм». Это очень житейская и трогательная история переживания невосполнимой утраты. В мыслях Дэйо часто возвращается к жене и дочке, да и в пассажирах видит свою семью. Жаль, что прошлое нельзя изменить. В и без того трагическом фильме много сентиментальной музыки, так что зрителям непросто сдержать слезы.
Ваню (Иван Ерохин) воспитывают бабушка Геля (Валентина Васильева) и дедушка Лёша (Виктор Мартынов). Мама мальчика уехала в Москву и в родной провинциальный Тамбов больше не заглядывала. Летом, когда Ваня окончил школу, бабушка умерла. Подросток отправился поступать в университет в Москву, а в августе вернулся за вещами. Дед лежит на диване без сил, не хочет ни пить, ни есть. Внук решает отремонтировать дом и слегка подбодрить Лёшу.
Короткометражный дипломный фильм выпускника мастерской Александра Сокурова в Петербургском институте кино и телевидения Андрея Кречетова «Дом, в котором мы жили» был показан на Шанхайском фестивале. Молодой режиссер снял нежную историю о прощании с родным домом и детством. Наверняка Ваня будет приезжать к дедушке каждое лето, но всё равно это уже не то, да и не вернуть гармонию, в которой они жили. Кречетов с любовью снимает Тамбов на средних и дальних планах, находя в ординарных пейзажах поэзию.
Дикий Запад. 25 лет назад Джейк (Итан Хоук) и Сильва (Педро Паскаль) были очень близки, но все последние годы не общались. Джейк является шерифом городка Биттер-Крик. Внезапно сюда спустя все эти годы заявляется Сильва. Джейк уверен, что старый приятель приехал не просто так, а чтобы защитить сына, которого подозревают в жестоком убийстве.
Премьера короткометражного фильма Педро Альмодовара состоялась на Каннском фестивале. В 2019-м испанский мастер уже снимал короткий метр с голливудской звездой — «Человеческий голос» с Тильдой Суинтон. Теперь больших актеров в кадре уже двое, да еще и в шляпах от Saint Laurent. А в 2024-м или 2025-м должен выйти первый полный англоязычный метр Альмодовара. Испанский режиссер умеет мастерски миксовать и перепридумывать знакомые и устаревающие жанры. Неудивительно, что режиссер взялся за вестерн. Современные образцы жанра вовсе не похожи на классические фильмы с Джоном Уэйном. «Странный образ жизни» — ревизионистский вестерн о неожиданной любви на суровом Диком Западе, а еще о настоящей мужской дружбе, которая тоже встречается в этих краях крайне редко.
Луз (Акеми Эндо) следит за порядком в одной из арт-галерей Мехико, но ее истинной страстью является опера. И девушка очень неплохо поет. Луз приглашают на прослушивание в один из оперных театров Мехико на партию в «Мадам Баттерфляй». К важному событию девушку готовят два друга: слепой специалист по вокалу Лусиан (Алан Пингаррон) и хореограф Кио (Ирене Акико Иида). Но Луз не только учится правильно петь и двигаться, но и теперь смотрит на мир по-другому. Во всем она видит красоту. И пусть Луз даже не пройдет прослушивание, любовь к искусству точно останется с ней.
«Глаз как половинка рта» — поэтическая история о волшебной геометрии мира вокруг и страсти к прекрасному, которая есть в каждом из нас. Хореограф Кио показывает Луз, что по размеру глаз составляет ровно половину рта, да и вообще всё человеческое лицо геометрически выверено, потому и каждое движение должно быть плавным и точным. Короткометражный фильм мексиканской постановщицы Лилы Авилес показывали на прошлогоднем фестивале в Венеции. Также в 2023-м на Берлинале картина Авилес «Тотем» удостоилась приза экуменического жюри. Это уже 25-я часть «Женских историй». Проект спонсирует итальянский модный дом Miu Miu. Все короткометражные фильмы сняты лучшими современными женщинами-режиссерами.