Следующая остановка — жизнь, а пока…: Фильмы, с которыми не соскучишься в дороге
В машине, автобусе, на поезде или на самолете — дорога всех настраивает на особенный лад. Кому-то нравится мечтать, кому-то — таращиться в окно или фантазировать о неведомых приключениях. Предлагаем вам фильмы в дорогу, среди которых каждый отыщет себе попутчика по душе: кто-то помчится с вами на скорости ветра, кто-то разделит ваши мысли, кто-то уведет в неведомые дали — космические, макабрические, ностальгические или исторические.
В движении
Простоватый парень проходит путь в несколько десятилетий, за время которых история США успевает совершить двойное сальто, но едва ли Форрест Гамп понимает это. Пока мир вокруг него меняется, неизменной остается лишь его доброта. Мальчик с низким уровнем IQ, который играет в футбол за команду университета, участвует в войне во Вьетнаме, а потом в теннисном турнире, занимается креветочным бизнесом и много бегает, Форрест Гамп становится воплощением самого времени. Неостановимый и не особенно вникающий в происходящее. Интересный попутчик и герой, который позволяет в меру порефлексировать и в меру отвлечься от тяжелых дум в поездке.
В тандеме с «Форрестом Гампом» можно смотреть и недавний «За пивом!», в котором легкомысленный Джон Донохью отправляется прямиком во Вьетнам, чтобы привезти своим друзьям их любимое пиво. Проблема в том, что там сейчас война, ребята служат, а Джон оказывается в смертельной опасности, о которой на тихих улицах Манхэттена и не слыхали. И не зря говорят, что дуракам везет: Джон, конечно, не дурак, но спасает его, кажется, только собственное безрассудство.
Любителям экзотики советуем взять в попутчики Джима Джармуша и его «Мертвеца» — вариант досуга с загробным путешествием. В нём вы будете сопровождать незадачливого кливлендского бухгалтера Уильяма Блэйка в исполнении Джонни Деппа, который едет на Дикий Запад в поисках работы, но попадает в неприятности, из-за которых вынужден бежать. Бежать далеко, долго и под прицелом.
Боковые места
Джармушу на удивление близка тема дороги не только в его путешествиях через таинственные леса, как в «Мертвеце», или через время, как в «Выживут только любовники». Его «Кофе и сигареты» тоже могут составить идеальную компанию в поездке на поезде. Фильм, состоящий из 11 скетчей-разговоров за кофе и сигаретами, — это ли не идеальная компания в углу на боковушке? Особенно когда в разговорах участвуют Роберто Бениньи, Билл Мюррей, Стив Бушеми или Игги Поп.
«Кофе и сигареты» стал в свое время культовым, и было за что. Дело тут не только в оригинальных диалогах и фиксации солидного количества звезд, но и в излюбленных джармушевских приемах. Он эстетизирует происходящее черно-белой гаммой фильма, дополняя действие потрясающим саундтреком. К тому же зовет в картину своих любимцев, что превращает картину еще и в очень интимное высказывание. Вот и чувствуешь себя с ними — как с друзьями.
Под мерный стук колес
Разумеется, не всегда в поездке есть настроение для подобных авторских высказываний. Тогда можно просто посмотреть на других людей в поездах. Вот, например, в фильме «Убийство в Восточном экспрессе» (можно смотреть любую из трех экранизаций канонического детектива Агаты Кристи). Роскошные интерьеры, безмятежные пейзажи за окном и с десяток подозреваемых в убийстве. А дальше осторожное, но настойчивое расследование Эркюля Пуаро и долгие финальные штрихи, предваряющие самый логичный и возвращающий гармонию в мироздание вывод. А ведь детектив — тоже отличный формат для дороги, которая сама только и стремится, что к финальной остановке.
Можно обратиться и к шпионскому фильму «Ночной поезд в Мюнхен» Кэрола Рида 1940-го и к легендарной хичкоковской картине «Леди исчезает» 1938-го. Наконец, есть и вовсе лента эпохи классического Голливуда с Марлен Дитрих в главной роли, которая утопает в сумрачной дымке «Шанхайского экспресса» Штернберга. А если совсем не хочется ничего серьезного и поездного, то можно посмотреть свеженькую комедию «Смотрите, как они бегут», в которой Сирша Ронан в роли констебля Сталкер и Сэм Рокуэлл в образе инспектора Стоппарда ведут уморительное расследование. Кроме того, они открыто иронизируют над детективным жанром и даже заговаривают напрямую со зрителем, при этом нещадно спойлеря события фильма.
Роуд-муви
Не поезд, так машина. Именно в «Кадиллаке» 1962 года и проходит большая часть поездок Тони и Дона. Двое — водитель и артист — отправляются в турне. По дороге они, конечно же, знакомятся со старушкой Америкой, ее нравами и людьми, а еще налаживают отношения между собой. Увы, американцы далеко не всегда доброжелательны и справедливы, в чём и убеждается Тони, который за время пути всё внимательнее присматривается к обращению с Доном — темнокожим певцом.
Такой социально-критический тейк фильмы в жанре роуд-муви используют регулярно, начиная, собственно, с одного из первых представителей, «Беспечного ездока» 1969 года, где в поездку через южные штаты снаряжаются герои вполне себе маргинального вида в исполнении Денниса Хоппера и Питера Фонды. Конечно, и до конца 1960-х в кино появлялись картины про дорогу, те же «Путешествия Салливана» 1941-го, но никто их роуд-муви не называл, да и такого количества хайвеев еще не проложили. Зато с середины 1960-х роуд-муви стали незаменимы. Больше фильмов в этом жанре смотрите в нашей подборке.
Неожиданный попутчик
Еще один фильм о путешествии, на сей раз уже человека и собаки. Лулу — бельгийская овчарка с военным стажем, чей хозяин погиб, и теперь, после его похорон, собаку нужно доставить в больницу, где ее усыпят. За эту непростую миссию — ведь Лулу признана агрессивной и неуправляемой — берется друг ее хозяина Джексон Бриггс. Поездка получается не из простых.
В меру сентиментальное, в меру смешное и порой жестокое кино с Ченнингом Татумом и тремя овчарками — Бритой, Лулу и Зазой, — которые играли Лулу, составит в пути отличную компанию. Это редкий пример бадди-муви, посвященного отношениям человека и животного. Еще и на фоне военного прошлого и психологических расстройств обоих.
Фактура родной страны
Если тянет в родную хтонь, то можно погрузиться в нее по шею в фильме «Сказка для старых». Размеренное путешествие в поисках беглого бандюгана Мули, который, по слухам, смог сбежать из царства мертвых, да еще и с бандитским общаком. Фильм, вышедший в 2022 году, пестрит отсылками к кинематографу 1990-х и 2000-х. Тут вам и криминальные авторитеты, и разборки, и пейзажи ветшающей российской глубинки. А еще талые воды, лошади, карлики на самокатах и ростовские аферистки.
Фильм Романа Михайлова с гениальным Евгением Ткачуком в роли Мули предлагает не просто криминал, но уникальный по жанру криминальный фольклор — это и вправду сказка. Все герои истории словно бы кем-то пересказаны и наделены нечеловеческими былинными (или анекдотическими) характеристками, но им это только помогает, ведь и мир вокруг них совсем не похож на реальность. В точности как у Виктора Пелевина, у Михайлова получается настоящее путешествие из ниоткуда в никуда.
Ностальгический муд
Если же ностальгия одолела, но желания погружаться в упадочный мир криминального фольклора родной страны нет никакого, тут может прийти на помощь далекий и нежный фильм «Прошлые жизни» Селин Сон. Картина рассказывает историю одной девочки, которая дважды эмигрирует: сначала из Кореи в Канаду, а оттуда — в США. Она строит карьеру, но не забывает о своих детских привязанностях. И вот однажды ее друг приезжает к ней в Нью-Йорк. Под импрессионистские джазовые пассажи двое бродят по городу, и утерянный Сеул детства проступает в мягких портретах героев и их взглядах. Но стоит этой прогулке закончиться — настоящее берет свое. Мир прошлого со всеми его переживаниями и любовью так и остается воспоминанием.
Фильм стал режиссерским дебютом Сон и во многом основан на ее собственном опыте. Может, еще и потому от картины так веет искренностью. Если уж кому в дороге и захочется открыть душу, так точно этому тонкому фильму о новых городах и жизнях.
Космическое путешествие
Есть варианты путешествий и для любителей научной фантастики. Не абы куда, а прямо к звездам, черным дырам и неведомым планетам. Фильм Кристофера Нолана вышел в 2014-м и с тех пор обрел преданных фанатов. Сложный сай-фай не забывает ни о сентиментальной составляющей, ни о зрелищности, ни о выразительных деталях. В фильме интересно всё — инопланетные захватывающие панорамы, игры со временем (много), запутанный сюжет и финальное просветление. «Интерстеллар» явно метит в метафору о космосе человеческого сознания.
Но если хочется чего-то более камерного — берите в дорогу недавнего «Космонавта» Йохана Ренка. Правда, стоит фильму перевалить за половину, развитие сюжета тормозится и может вызвать приступы скуки, зато пара-тройка находок в первой половине уж точно стоит внимания: начиная с Адама Сэндлера в серьезной роли астронавта и заканчивая большим мохнатым пауком, который разговаривает с героем Сэндлера голосом Пола Дано.
Боевик в дорожку
Простейший и универсальный набор фильмов для поездки — экшен. Тут вам и поезда, и самолеты, и путешествия, и детективы, много движения и самая малость мелодрамы. Один из лучших и уж точно проверенный боевик «Джон Уик» погрузит в вымышленные сети криминального мира с его иерархией и красивущими драками, которые порой будут неотличимы от танца, особенно в последней (на сегодняшний день) части франшизы «Джон Уик 4». Хотя выбор тут, конечно, и без Уика велик. Так что если Киану Ривз не ваш герой — вот еще пара вариантов.
Хотите зрелищности — смотрите индийский «RRR: Рядом ревет революция». Драки, танцы, песни и власть народу. Или ретровариант — оригинальный «Лучший стрелок» 1986 года всё с тем же Томом Крузом, что и в 2022 году, только на 30 с лишним лет моложе. Или вот из последнего — «Операция „Фортуна“» Гая Ричи. Британский режиссер не такой стремительный, как многие представители жанра, зато верен себе в смаковании деталей и, как всегда, работает с отборными актерами. В фильме снимаются его излюбленные Джейсон Стэйтем и Хью Грант.
Клинт Иствуд и ни слова боле
Еще один беспроигрышный вариант для поездки — Клинт Иствуд. Живая легенда, он снимался не только в криминале и вестернах, а свой режиссерский проект 2004 года «Малышка на миллион» подобрал по возрасту. Иствуд сыграл немолодого тренера по боксу Фрэнки Данна, который на старости лет взялся взрастить еще одну звезду. Всё верно, это спортивная драма, но всё там пойдет совсем не так, как того ожидаешь от спортивного кино. Не зря же Иствуд так долго не мог пристроить сценарий: проект четыре года ходил из студии в студию, пока наконец за него не взялись сразу несколько, разделив финансирование.
Это, конечно, не легкое кино, но и спорт — дело не простое. Жесткие герои, манипуляции, охота за барышами — это история не только карьерного пути спортсменки, но и ее взросления, с которым приходит понимание, насколько равнодушным может быть мир вокруг. Но только не тренер, только он у нее теперь и остается, когда месяцы тренировок позади, а впереди — самый важный турнир.