Опубликовано 20 октября 2024, 14:45
11 мин.

«Молчание ягнят», «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво»: 15 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Поделиться:
«Молчание ягнят», «Побег из Шоушенка» и «Криминальное чтиво»: 15 культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Существуют такие фильмы, которые как-то даже неловко не знать и разговор о которых поддержат любители кинематографа в любой точке мира. Безусловный плюс этой подборки — если что-то из перечисленного вы еще не видели, значит, вам точно гарантирован один незабываемый киновечер.

Также предлагаем вам посмотреть лучшие фильмы XX века.

Топ культовых фильмов, которые должен посмотреть каждый

Побег из Шоушенка

The Shawshank Redemption
Рейтинг: 9.22IMDb: 9.3
Жанр: Драмы
1994, 142 мин
США, 16+
Режиссер: Фрэнк ДарабонтГлавные роли: Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун, Гил Беллоуз

Фильм Фрэнка Дарабонта, поставленный по повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка», десятилетиями не покидает самых верхних строчек списков лучших фильмов на IMDb и Rotten Tomatoes. Сегодня трудно в это поверить, но картина про дружбу банкира (Тим Роббинс), из-за судебной ошибки приговоренного к пожизненному заключению, и его товарища-контрабандиста (Морган Фриман) провалилась в кинотеатральном прокате, собрав едва ли не в два раза меньше потраченного бюджета. Однако уже через год «Побег из Шоушенка» стал абсолютным хитом проката на VHS и в кабельных сетях, постепенно завоевал любовь не только зрителей, но и критиков, а также вошел в культурный код нескольких поколений.

Путешествие героев от отчаяния к надежде, от цинизма к близости делает фильм эталонным произведением в жанре «побег из тюрьмы» и помещает в список вечной классики мирового кинематографа. Сам Кинг, хотя и остался недоволен некоторой карикатурностью прорытой беглецами дыры, предвидел такой исход: уже после первого просмотра он понял, что Дарабонт снял не просто один из лучших фильмов, когда-либо созданных на основе его книг, но и потенциальную классику кино.

«Криминальное чтиво»

Криминальное чтиво

Pulp Fiction
Рейтинг: 8.85IMDb: 8.9
Жанры: Драмы, Триллеры, Криминальное
1994, 152 мин
США, 18+
Режиссер: Квентин ТарантиноГлавные роли: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман, Винг Реймз, Тим Рот

Второй фильм Квентина Тарантино получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и собрал в мировом прокате 200 млн долларов, став одним из самых прибыльных независимых фильмов в истории кино. Первых зрителей сбивал с ног бешеный ритм, нелинейность повествования и саундтрек, на пару лет заглушивший любые другие звуки во вселенной.

Принцип составления трек-листа из хитов разных эпох с тех пор стал стандартом для киноиндустрии; репликами героев, незадачливых гангстеров, еще долго разговаривали во всём мире, а влияние, которое оказал на других режиссеров этот кислородный коктейль из оригинальных идей и изобретательных заимствований, невозможно переоценить. Кинематографическое наслаждение в высшей степени, бесконечный источник новых фанатских теорий и памятник хаотичной атмосфере 1990-х — «Криминальное чтиво» и сегодня остается фильмом, который смотрят, пересматривают, интерпретируют и цитируют.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo's Nest
Рейтинг: 8.6IMDb: 8.7
Жанр: Драмы
1975, 133 мин
США, 18+
Режиссер: Милош ФорманГлавные роли: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Брэд Дуриф, Уильям Редфилд, Дэнни ДеВито

Первые годы после эмиграции из Чехословакии были нелегким опытом для Милоша Формана, но они помогли ему сформировать новый режиссерский стиль, который отличался от трагикомического подхода, характерного для авторов из Советского блока. Права на экранизацию пьесы по роману Кена Кизи были приобретены Кирком Дугласом, затем он уступил их сыну Майклу, а тот предложил постановку Форману, который в своей картине «Бал пожарных» (1967) продемонстрировал талант к составлению многофигурных композиций. Опыт жизни при авторитаризме также пригодился режиссеру в работе над картиной о побеге из сумасшедшего дома.

Сам Кизи настаивал на том, чтобы повествование в фильме велось от лица Шефа — индейца, запертого в психиатрической клинике и наблюдающего за реальностью, притворившись немым и глухим. Однако главным героем картины стал сыгранный Джеком Николсоном Рэндл Патрик Макмёрфи и его непреодолимое стремление к свободе (но не стоит забывать, что в клинике он оказался, потому что хотел избежать тюремного срока за изнасилование несовершеннолетней). «Полет над гнездом кукушки» стоит посмотреть хотя бы потому, что фильм Формана навсегда определил кинематографический стандарт изображения психиатрических заведений. Интересно, что самым длительным культурным влиянием может похвастаться вовсе не Макмёфи, а сестра Рэтчед, образцовая злодейка и садистка, про которую несколько лет назад сняли отдельный сериал для Netflix c Сарой Полсон в главной роли.

«Терминатор 2: Судный день»

Терминатор 2: Судный день

Terminator 2: Judgment Day
Рейтинг: 8.4IMDb: 8.5
Жанры: Фантастика, Боевики, Триллеры
1991, 156 мин
США, Франция, 18+
Режиссер: Джеймс КэмеронГлавные роли: Арнольд Шварценеггер, Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг, Роберт Патрик, Эрл Боэн, Джо Мортон

Это кажется почти невероятным, но второй «Терминатор» — определенно один из самых удачных сиквелов в истории кино и даже спустя три десятилетия после выхода продолжает удивлять качеством своих спецэффектов. Да, именно в этой работе Джеймс Кэмерон проложил дорогу ко всей будущей компьютерной графике в кино. Апокалиптический сон Сары Коннор из пролога картины обладал такой визуальной силой, что навсегда определил наши страшные фантазии о том, как может выглядеть ядерная война.

Страх перед восстанием машин, с которым Кэмерон заигрывал в первой части дилогии, сменился надеждой на сотрудничество, ведь перепрограммированный робот, герой Арнольда Шварценеггера, на этот раз пришел не убивать, а спасать, фактически заменив отца юному Джону Коннору. «Терминатор 2» по-прежнему воспринимается как большой фильм, одно из самых ярких кинематографических переживаний, доступных зрителю, а обнадеживающая фраза I’ll be back без перевода понятна каждому, даже не знающему английского языка.

«В джазе только девушки»

В джазе только девушки

Some Like It Hot
Рейтинг: 8.4IMDb: 8.2
Жанры: Мелодрамы, Комедии, Криминальное, Приключения, Музыкальное
1959, 116 мин
США, 12+
Режиссер: Билли УайлдерГлавные роли: Мэрилин Монро, Тони Кертис, Джек Леммон, Джордж Рафт, Пэт О’Брайен, Джо Э. Браун

Годы идут, для современного зрителя классическими стали уже фильмы 1980–1990-х, но черно-белый фильм с Мэрилин Монро, снятый Билли Уайлдером 65 лет назад, по-прежнему остается одной из величайших и самых любимых зрителями комедий в истории кино. Сегодня, во времена поляризации и гендерного беспокойства, остроумный фильм про кросс-дрессинг из 1950-х может стать более безопасным приближением к теме исследования гендерных стереотипов и собственной идентичности. Фраза из финала картины про двух безработных музыкантов, переодевающихся в женское платье, чтобы попасть в женский оркестр, — «У всех свои недостатки» — до сих пор широко используется даже теми, кто, возможно, никогда не видел фильм.

Главный месседж картины — «никто не идеален» — позволяет зрителю принять свои недостатки и более терпимо относиться к недостаткам других. Хотя певица Шугар Кейн («Душечка» в русской версии), сыгранная Монро, отчасти всё еще остается примером стереотипного женского сексапила, актрисе удалось создать героиню, независимую в своих суждениях и поступках и в любых обстоятельствах сохраняющую силу духа.

«Амели»

Амели

Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain
Рейтинг: 8.18IMDb: 8.3
Жанры: Драмы, Комедии
2001, 116 мин
Франция, Германия, 16+
Режиссер: Жан-Пьер ЖёнеГлавные роли: Одри Тоту, Матьё Кассовиц, Рюфюс, Лорелла Кравотта, Серж Мерлен, Жамель Деббуз

Бывают фильмы, которые становятся полноценной заменой путешествию, — и «Амели» Жана-Пьера Жёне один из них. Вышедшая в мировой прокат в год атаки на Всемирный торговый центр и попавшая в запрос зрителей на эскапизм, картина создает бесконечно привлекательную альтернативную реальность, где парижский Монмартр выглядит волшебным сном, населенным странноватыми типажами и садовыми гномами. Не будет преувеличением сказать, что хипстерская культура нулевых годов, с ее побегом от повседневности в мир уютных красивых вещей, была в значительной степени создана Жаном-Пьером Жёне именно в этом фильме.

Мечтательная официантка Амели Пулен пытается сделать жизнь окружающих немного приятней, изобретая для знакомых и незнакомых маленькие проявления доброты, а еще она мечтает о любви и побеге от одиночества. Сочетание вымысла и повседневности, гипнотический саундтрек Яна Тирсена, яркие краски и легкая грусть — всё это превращает «Амели» в захватывающий опыт, побуждающий зрителей искать радость в легких колебаниях жизни.

«Крестный отец»

Крестный отец

The Godfather
Рейтинг: 9IMDb: 9.2
Жанры: Боевики, Драмы, Криминальное
1972, 169 мин
США, 18+
Режиссер: Фрэнсис Форд КопполаГлавные роли: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Ричард С. Кастеллано, Дайан Китон

Фильм Фрэнсиса Форда Копполы уже более 40 лет возглавляет многочисленные списки лучших картин всех времен и народов, подтверждая статус кинематографа как высокого искусства, способного на создание великих шедевров. Криминальная драма о действующей в Нью-Йорке середины XX века сицилийской семье Корлеоне, поставленная по роману Марио Пьюзо, — сложное многослойное повествование, где исследуются темы власти, семьи, верности и американской мечты.

Роль главы семьи Вито Корлеоне принесла Марлону Брандо «Оскар», а кадры с этим героем до сих пор используются в популярных мемах. Превращение его сына Майкла Корлеоне, сыгранного Аль Пачино, из тихо протестующего против законов мафии ветерана войны в безжалостного главаря криминального мира — одно из самых захватывающих перерождений персонажа в истории кино. В этой работе едва достигший 30-летия Коппола применил новаторские методы кинопроизводства, такие как свет, движение камеры, динамичный монтаж, для создания уникальной атмосферы фильма. Это кино повлияло не только на гангстерский жанр, но и на весь ландшафт американского и мирового кино.

«Список Шиндлера»

Список Шиндлера

Schindler's List
Рейтинг: 8.9IMDb: 8.9
Жанры: Драмы, Историческое, Биографии
1993, 195 мин
США, 18+
Режиссер: Стивен СпилбергГлавные роли: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл, Эмбет Дэвидц, Йонатан Сэгаль

Нет ни одного рейтинга лучших фильмов XX века, куда бы не попал «Список Шиндлера» — подлинная история фабриканта и члена нацистской партии, спасшего от гибели более 1200 евреев в годы Второй мировой войны. Сегодня трудно себе это представить, но до начала 1990-х разговор о Холокосте не был мейнстримом: люди, его пережившие, за редким исключением предпочитали молчать о своем опыте. Картина Стивена Спилберга стала одним из прорывных произведений, открывших эту болезненную тему для массовой культуры. С момента выхода драма Спилберга использовалась в качестве учебного пособия в американских школах и университетах для преподавания темы Холокоста и профилактики ненависти и нетерпимости.

Документальный подход режиссера, использование черно-белого изображения (и яркого контраста в виде знаменитой девочки в красном пальто) и реалистичные декорации с головой погружают зрителя в душераздирающую реальность Холокоста, проводят его по пути отчаяния с редкими вкраплениями надежды. Чудо спасения людей от гибели в концлагерях до сих пор остается одним из самых мощных зрительских переживаний, которые способно подарить кино. «Тот, кто спасает жизнь одного человека, спасает весь мир» — какой бы мрачной ни была реальность, усилия одной личности имеют значение, и это еще одна из важнейших гуманистических идей картины.

«Бойцовский клуб»

Бойцовский клуб

Fight Club
Рейтинг: 8.7IMDb: 8.8
Жанры: Триллеры, Криминальное
1999, 133 мин
США, Германия, 18+
Режиссер: Дэвид ФинчерГлавные роли: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зэк Гренье, Холт Маккэллани

Один из главных подарков «лучшего года в истории кино» (см. одноименную книгу Брайана Рафтери) — психологический триллер Дэвида Финчера по роману Чака Паланика про 30-летнего клерка (Эдвард Нортон), который в одной из командировок случайно познакомился с продавцом мыла (Брэд Питт) и узнал от него о том, что с депрессией можно справляться при помощи насилия и физической боли.

Никогда еще критика общества потребления и разговор о кризисе маскулинности не был настолько динамичным, навсегда западающим в память (и даже отравляющим ее). Атмосфера фильма резонировала с мрачными предчувствиями конца тысячелетия, но его садистический юмор и энергия хаоса становились противоядием против экзистенциальной тоски современного человека. Клипмейкер Финчер говорил с молодой аудиторией на ее языке — языке рекламных слоганов и запоминающихся образов из музыкальных видео. Хотя позднее «Бойцовский клуб» стал символом веры правых американских инцелов, обожествляющих Тайлера Дёрдена, его по-прежнему можно рекомендовать каждому, ведь он в любом случае гораздо больше любых однозначных трактовок.

«Форрест Гамп»

Форрест Гамп

Forrest Gump
Рейтинг: 8.9IMDb: 8.8
Жанр: Драмы
1994, 142 мин
США, 16+
Режиссер: Роберт ЗемекисГлавные роли: Том Хэнкс, Робин Райт, Салли Филд, Гэри Синиз, Майкелти Уильямсон, Майкл Коннер Хэмпфри

Лауреат шести «Оскаров», этот фильм до сих пор имеет один из самых высоких рейтингов на IMDb — 8.8 из 10 при 2.3 млн голосов. Война во Вьетнаме, Уотергейтский скандал, движение за гражданские права — картина Роберта Земекиса становится уникальной призмой, через которую мы вместе с главным героем смотрим на события американской истории 1950-х—1980-х годов. Фильм до сих пор поражает воображение именно своей удавшейся попыткой увидеть большие события глазами маленького человека.

В 1994 году не существовало дипфейков, и странноватый парень Форрест Гамп (Том Хэнкс), пожимающий руку президенту Кеннеди, вызывал шок пополам с восхищением, как будто подготавливая зрителя к визуальной неопределенности и постправде грядущей цифровой эпохи. Путешествие Форреста, простодушного, но решительного оптимиста, служит источником вдохновения для зрителя, а знаменитая фраза про коробку конфет («Жизнь подобна коробке шоколадных конфет: никогда не знаешь, что получишь») помогает принять неопределенность своей судьбы, со всеми ее радостями и горестями.

«Молчание ягнят»

Молчание ягнят

The Silence of the Lambs
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.6
Жанры: Триллеры, Криминальное, Детективы, Драмы, Ужасы
1991, 118 мин
США, 18+
Режиссер: Джонатан ДеммеГлавные роли: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс, Брук Смит, Скотт Гленн, Тед Левайн, Энтони Хилд

«Молчание ягнят», поставленное Джонатаном Демме по роману Томаса Харриса, подарило массовой культуре образ утонченного злодея, с которым зритель не готов расставаться до сих пор, наблюдая за ним благодаря многочисленным спин-оффам, приквелам и сиквелам.

Отношения Ганнибала Лектера (Энтони Хопкинс) и детектива Клариссы Старлинг (Джоди Фостер), с его помощью расследующей серийные убийства молодых женщин, — один из самых пугающих и притягательных примеров парадоксальной близости в истории кино. Их отношения бросают вызов традиционным представлениям о добре и зле, выбивая из-под зрителя привычные представления о морали. Роль Фостер тоже можно назвать революционной: она играет решительную женщину, оперирующую на традиционном мужском поле, бросая вызов гендерным стереотипам в американском кинематографе того времени.

«Чужой»

Чужой

Alien
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.5
Жанры: Ужасы, Фантастика
1979, 110 мин
США, Великобритания, 18+
Режиссер: Ридли СкоттГлавные роли: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон, Вероника Картрайт

Начало саги длиной в 45 лет (последняя часть официального канона, «Чужой: Ромул», вышла в августе 2024 года), медитативное путешествие команды «Ностромо» навстречу неизвестности, которая не сулит ничего хорошего. В этой картине Ридли Скотт создал уникальный гибрид научной фантастики и хоррора, а биомеханическая конструкция швейцарского художника Х. Р. Гигера, тот самый Чужой, оказалась одним из самых впечатляющих монстров в истории кино.

Эллен Рипли, сыгранная Сигурни Уивер, — героиня, которая выходит на первый план после гибели большинства мужчин в экипаже с тем, чтобы, благодаря своей смелости, силе и глубоко запрятанному отчаянию, задержаться в первой позиции еще на три фильма. Темы, которые затрагивает картина, — корпоративная жадность, опасность технологий, место человека во Вселенной — продолжают волновать критиков и зрителей, на новом историческом витке заново возникая в каждой следующей итерации франшизы.

«Начало»

Начало

Inception
Рейтинг: 8.7IMDb: 8.8
Жанры: Фантастика, Триллеры, Боевики, Детективы
2010, 148 мин
США, Великобритания, 12+
Режиссер: Кристофер НоланГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллиот Пейдж, Том Харди, Кэн Ватанабэ, Дилип Рао

Герой Леонардо ДиКаприо крадет секреты из подсознания других людей, пока те спят, но бодрствует ли он сам? Фильм-сновидение, фильм-загадка, до сих пор заставляющий фанатов создавать интерпретации происходящих в нём событий, «Начало» Кристофера Нолана остается одним из самых значительных фильмов XXI века, а невозможность разгадать тайну крутящегося волчка в финале вынуждает зрителей возвращаться к нему снова и снова.

При всех популярных сопоставлениях кинематографа и сна до Нолана мало кто в массовом кино обращался к теме манипуляции сновидениями. Изобретательные спецэффекты заставляют зрителя терять почву под ногами, а запутанный оригинальный сюжет выгодно отличает картину от многочисленных приквелов и сиквелов, захвативших кинотеатры в новом тысячелетии.

«2001 год: Космическая одиссея»

2001 год: Космическая одиссея

2001: A Space Odyssey
Рейтинг: 8.1IMDb: 8.3
Жанры: Фантастика, Драмы
1968, 148 мин
США, Великобритания, 12+
Режиссер: Стэнли КубрикГлавные роли: Кир Дуллеа, Гэри Локвуд, Уильям Сильвестр, Дэниэл Риктер, Леонард Росситер, Маргарет Тайзэк

Один из лучших фильмов в истории кино, который нужно хотя бы один раз в жизни посмотреть на большом экране, чтобы погрузиться в мир фантазий Стэнли Кубрика, то галюциногенных, то завораживающе-холодных. Основанный на рассказах писателя Артура Кларка, сегодня фильм об умном бортовом компьютере, захватившем власть над космическим кораблем и его обитателем-человеком, смотрится особенно актуально в свете проникновения в нашу жизнь искусственного интеллекта, ко встрече с которым нас столько лет готовил популярный кинематограф.

Интересно, что сам Кубрик признавался, что на его работу повлиял советский фильм «Планета бурь» (1962), снятый Павлом Клушанцевым. В свою очередь, «2001 год: Космическая одиссея», впервые показанная в СССР на Московском кинофестивале 1969 года, оказала влияние на Андрея Тарковского, который остался настолько недоволен картиной, что называл ее «липой» и в качестве полемического ответа Кубрику снял «Солярис» (1972), где предложил взгляд не с Земли на космос, а из космоса на Землю.

«Властелин колец: Братство Кольца»

Властелин колец: Братство кольца

The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring
Рейтинг: 8.6IMDb: 8.8
Жанры: Приключения, Боевики, Фэнтези
2001, 171 мин
США, Новая Зеландия, 12+
Режиссер: Питер ДжексонГлавные роли: Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Шон Эстин, Вигго Мортенсен, Билли Бойд, Доминик Монахэн

Хотя «Властелина колец» еще в начале 1990-х нелегально экранизировали на советском телевидении (см. телеспектакль «Хранители»), эпическое полотно Питера Джексона стало первой официальной киноверсией саги Толкина, самого влиятельного, популярного и любимого произведения в жанре фэнтези в истории литературы. Превратив пейзажи родной Новой Зеландии в панораму Средиземья, режиссер установил высокие стандарты эпического кинопроизводства, подняв на новый уровень искусство спецэффектов.

Собравший выдающийся актерский ансамбль и бережно следовавший оригиналу, Джексон избежал вечных споров «что лучше, книга или фильм?»: поколения фанатов Толкина и ранее не читавшие его зрители однозначно приняли картину. Трилогия имела огромный успех у критиков и коммерческий успех, собрав почти 3 миллиарда долларов по всему миру и получив 17 премий «Оскар», а фэнтези закрепилось в мейнстриме, что породило десятки впечатляющих картин и сериалов в этом жанре.

Новое в подписке

Лучшее в подписке