«Чужой. Ромул» Феде Альвареса: Теплый. Ламповый. Другой
В международный прокат вышел очередной фильм франшизы «Чужой», который продолжает оригинальную картину Ридли Скотта. Посмотрели свежий проект и готовы не только рассказать, что такое «Чужой: Ромул», но и напомнить, как он вписывается во вселенную ксеноморфов.
Давным-давно загадочная раса высоких гуманоидов прилетела на Землю. Впоследствии их прозвали Инженерами. Один из них остался на Земле и выпил черной жижи. Его тело разделилось, ДНК смешалось с водой — так началась жизнь по Ридли Скотту. Инженеры и позже прилетали на Землю, появлялись в Шотландии, Египте, Греции и Вавилоне.
Но потом Инженеры разочаровались в своем творении и приготовили корабль смерти, начиненный емкостями с черной жижей. Что-то пошло не так, и в 1990 году на свет появился Питер Вейланд, будущий основатель корпорации «Вейланд-Ютани», чья деятельность была связана с исследованием космоса. В 2091-м корабль «Прометей» отправляется на планету с названием LV-223. Во время полета ученых в 2092 году на Земле появляется на свет Эллен Рипли, и, пока она только учится ходить, «Прометей» сталкивается со странными смертоносными существами и находит Инженера. Экипаж «Прометея», забыв о мерах предосторожности, трогает голыми руками непонятные штуки органического свойства.
«Ромул» — уже седьмая картина во вселенной «Чужого» (столкновение ксеноморфа с Хищником не считаем, эти фильмы хотелось бы вычеркнуть из памяти), но ее действие происходит сразу после оригинальной картины Ридли Скотта. То есть Эллен Рипли летит где-то в своей криокамере, после того как столкнулась с первым монстром на борту «Ностромо». Тем временем сотрудники «Вейланд-Ютани» находят в космосе астероид с впечатавшимся в него Чужим.
«Чужой», «Прометей» и «Завет» казались одой человеческой глупости. Многие зрители жаловались, что расшибали себе лбы от многочисленных фейспалмов, настолько нелогичным было поведение персонажей. Сэр Ридли оказался не только атеистом, но и настоящим мизантропом, подмечающим самые негативные стороны человеческого поведения. В его фильмах нет авантюристов с горящими глазами, нет среди экипажей чистых сердцем героев, ищущих приключения. А если и есть, то они, скорее всего, оказываются андроидами или «синтетиками», как принято говорить во вселенной франшизы.
Отношения человека с искусственным разумом беспокоят Скотта с самого первого «Чужого», где коварность Эша стоит жизни практически всем членам команды «Ностромо». Он считает себя высшей формой жизни (допустим это слово), пока не встречает Чужого. Это существо вселяет в него своего рода благоговение, подобное тому, что испытывает верующий человек, почитая Бога. Андроиды Скотта готовы жертвовать людьми ради создавшей их корпорации или же ради высшей цели, как в «Прометее». Там Майкл Фассбендер играл Дэвида, суррогатного сына Питера Вейланда, одержимого идеей создания собственной жизни и вконец уже сошедшего с ума в «Завете».
Феде Альварес относится к «синтетикам» иначе. Он явно сочувствует этим созданиям рук человеческих и готов привести в норму даже растерзанного андроида. Режиссер пропитчил свою идею фильма компании Ридли Скотта Scott Free еще до начала съемок «Завета», и, если бы не он, «Ромул» мог увидеть свет гораздо раньше. Альварес считал, что его фильм должен быть максимально рукотворным, или, как он выражается в подкасте Deadline, «фильмом из третьего мира». Это значит максимум декораций и практических спецэффектов вместо компьютера. К слову, Альварес умеет работать с визуальными эффектами (это хорошо заметно по его фильму, где нет ни единого лишнего кадра) и сам делал аниматику для «Ромула». Но главное, он нашел формулу, способную соединить оригинальную квадрологию с дилогией Скотта.
У Рейн Кэррадайн (Кейли Спейни) есть старший брат, который вечно развлекает ее своими анекдотами, напоминая о погибшем отце. Энди (Дэвид Джонссон Фрэй) — на самом деле андроид корпорации «Вейланд-Ютани», но отец Рейн перепрограммировал его, чтобы тот следил за дочерью. Периодически Энди перемыкает и он бьется словно в эпилептическом припадке, чем вызывает насмешки окружающих людей. Рейн узнает, что ее контракт с «Вейланд-Ютани» наглым образом продлен, после чего соглашается на предложение бывшего бойфренда Тайлера (Арчи Рено) полететь на заброшенную станцию, чтобы добыть там криокамеры, — тогда можно будет улететь с опостылевшей шахтерской планеты и начать новую жизнь.
Станция разделена на две части: «Ромул» и «Рем», — отсюда и название. Братья-близнецы, основавшие Рим, согласно легенде, были вскормлены волчицей, хотя если искать смысл в отсылке к мифам, то стоит вспомнить, что Рем погиб от руки Ромула, а значит, кому-то из горе-грабителей тоже придется расстаться с жизнью.
Альварес не изменяет себе. Режиссер хоррора «Не дыши» умело создает напряжение, подчеркивая его красно-желтой гаммой корабельной подсветки. Постановщик также не забывает, что люди бывают глупы, так что Тайлер и сотоварищи решают узнать о происшедшем на станции у полуживого андроида Рука. Кроме того, у него можно прихватить диск, чтобы Энди мог открыть любую дверь (а это очень полезное свойство). Робот утрачивает прежнюю прошивку и, что важно, свою верность Рейн. Все директивы он получает от «Вейланд-Ютани», а также от еле живого сородича (не будем спойлерить, на кого похож Рук). Через некоторое время все планы накрываются медным тазом, и Рейн, как это и бывает в фильмах про Чужих, придется столкнуться с ксеноморфом и проявить чудеса изобретательности, чтобы не стать жертвой его зубов, лап, хвоста и кислоты.
Спейни полюбилась критикам в драме об отношениях Элвиса Пресли и его юной супруги Присциллы, а затем показала более широкий диапазон в «Падении империи» Алекса Гарленда, но в «Ромуле» от наивной девочки не остается и следа. Она как будто новая версия Эллен Пейдж: такая железная кнопка, способная на самые отчаянные поступки. Сурово сжатые губы, сморщенный лоб — Рейн не просто храбрая, но и умная (хотя некоторые ее решения трудно назвать логичными, но спишем это на экстремальную ситуацию). Хорош и Джонссон Фрэй в роли синтетика Энди, чья детская невинность сменяется холодным расчетом и решительностью буквально по щелчку. Остальная команда похожа на набор подростков, вылетевших не на опасную миссию, а на экскурсию в парк аттракционов, отсюда и несерьезное отношение к станции, ведущее к разморозке лицехватов (фейсхаггеров).
Чужой по-прежнему впечатляет благодаря дизайну Гигера, а появление на свет взрослой особи неожиданно сдобрено эротическими элементами. Существо, чуть не убившее Эллен Рипли, всё так же смертоносно и похоже на стихию, с которой человеку справиться невозможно. Стопроцентная, дистиллированная ярость, гнев богов, узревших Прометея, укравшего огонь с Олимпа. Если вы соскучились по ксеноморфам, то «Ромул» напомнит вам, почему вы прежде восхищались ими.
Фильм Альвареса смотрится так же тепло и лампово, как кино Ридли Скотта. Без особых хитростей, без крутых гаджетов, без навороченных интерьеров кораблей. «Ромул» кажется «Новой надеждой» на фоне «Скрытой угрозы», или можно допустить, что «Вейланд-Ютани» со временем начала здорово экономить. По сути своей каждый «Чужой» — это кино про девушку и смерть, поэтому ворчать о предсказуемости сюжета — всё равно что винить «Тома и Джерри» в постоянной гонке кота за мышью.
«Ромул» — это скрежетание педали, вдавленной в пол, шелест лапок лицехватов, крики во тьме и звуки разрываемой плоти. Он возвращает нас к героям из простых работяг, чьи глупости не так мозолят глаз, как глупости ученых. И он выдает в финальной битве настолько жуткое существо, что зрителю остается только вжаться в кресло и судорожно вспомнить крипипасту о Слендермене.
Очень хочется надеяться, что следующий фильм франшизы появится тогда, когда его никто не будет ждать, как «Ромул». И мы успеем соскучиться по этим мерзким, но богически прекрасным тварям.