В космосе никто не услышит твой крик: Все фильмы франшизы «Чужой» по порядку
Фильмы серии «Чужой» выходят уже больше 40 лет. За эти годы франшиза переживала взлеты и падения. Стартовав с камерного фантастического хоррора, она преобразовалась в масштабные боевики и философские притчи. Но именно такое разнообразие и позволяет «Чужому» радовать поклонников и по сей день: в отличие от серий вроде «Хэллоуина» или «Пятницы, 13-го», каждый автор привносил в сюжет нечто новое и неожиданное. Рассказываем обо всех фильмах франшизы и объясняем, какие стоит обязательно посмотреть, а какие можно пропустить. Также советуем вспомнить фильмы франшизы «Безумный Макс» и все фильмы серии «Крепкий орешек».
В XXII веке межпланетные перелеты стали обыденностью, а для многих — простой работой. На космическом буксире «Ностромо», доставляющем руду, служит всего семь человек. Во время очередного длительного рейса автопилот пробуждает команду из анабиоза: с находящегося неподалеку планетоида LV-426 пришел сигнал бедствия. Члены экипажа «Ностромо» решают проверить его источник и сталкиваются со странным инопланетным существом. Теперь на корабле космических дальнобойщиков находится жуткий монстр, победить которого практически невозможно.
Сюжет первой части «Чужого» придумали сценаристы Дэн О’Бэннон и Рональд Шусетт. Во многом эта история — компиляция идей из классических фантастических хорроров: в «Запретной планете» космический корабль получал таинственный сигнал, в книге «Свалка» Клиффорда Саймака герои находили странные яйца, в «Нечто из другого мира» агрессивный пришелец проникал на замкнутую территорию базы.
Но всё же авторам удалось создать нечто совсем новое. Во многом это заслуга художника и дизайнера Ханса Руди Гигера, который придумал внешний вид ксеноморфа, дизайн космического корабля, форму яиц и прочие жуткие детали. И, конечно, большой удачей оказалось сотрудничество с еще начинающим на тот момент режиссером Ридли Скоттом, который оказался мастером проработки персонажей: он придумывал историю для каждого из героев, даже второстепенных. И во многом благодаря ему, хотя идею предложили продюсеры, в центре сюжета оказалась женщина. Для фантастики и боевиков того времени это было нехарактерно. Именно лейтенант Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер спустя годы станет таким же символом франшизы, как и сами ксеноморфы.
После событий первого фильма Рипли удалось спастись в челноке, но ее капсула пролетала в космосе больше 50 лет. Когда героиня пробуждается, то выясняет, что LV-426 вовсю колонизируют планетоид и создают на нем земную атмосферу. Про монстров же никто не слышал. В какой-то момент колонисты перестают выходить на связь, и, чтобы разведать обстановку, на Ахерон отправляют команду спецназа. С ними летят Рипли в качестве эксперта и представитель компании «Вэйланд-Ютани». На месте оказывается, что поселение атаковали ксеноморфы. И, похоже, их теперь очень много.
Изначально первого «Чужого» планировали сделать законченной историей — в раннем варианте сценария должна была погибнуть и Рипли. Но в итоге решили выкинуть ксеноморфа в открытый космос и завершить фильм более позитивно, чем дали возможность продолжить историю. Несмотря на успех оригинала, разработка следующего части затянулась на годы. Сначала у 20th Century Fox были судебные тяжбы с авторами, потом взявшийся за сиквел режиссер Джеймс Кэмерон спорил с продюсерами о бюджете и содержании. Да и Сигурни Уивер не слишком хотела возвращаться — ее убедил только отличный сценарий режиссера.
Продолжение разительно отличается от оригинала. Если первая часть выглядела камерным хоррор-триллером, то «Чужие» — полномасштабный фантастический боевик. Причем Джеймс Кэмерон признавался, что ему просто хотелось снять кино про спецназ в космосе. Но размах в каком-то смысле пошел на пользу всей франшизе: в продолжении показали и множество ксеноморфов, и напряженные экшен-сцены. А в финале появилась и Королева чужих — огромный монстр, с которым Рипли приходится сражаться в роботизированном костюме.
В финале «Чужих» немногочисленные выжившие члены экспедиции спаслись с планеты на космическом корабле. Но на борт проник и лицехват, что в итоге вызвало аварию. Снова выжила только Эллен Рипли. Она попадает на планету-тюрьму, где содержатся самые опасные преступники-мужчины. Но вместе с ней появляется и очередной ксеноморф, который использует для оплодотворения собаку. Рипли вместе с заключенными должна поймать чудовище, но в то же время женщине стоит опасаться и самих преступников.
Разработка третьего фильма стала одной из самых сложных за всю франшизу. За пять лет появилось несколько совершенно разных вариантов сценария. Сначала автор «Нейроманта» Уильям Гибсон придумал версию, в которой действие будет разворачиваться на Земле, а могущественные компании попытаются адаптировать ДНК пришельцев под людей. Потом были версии от Эрика Рэда и Дэвида Туи. Следом за ними появился сценарий Винсента Уорда и Джона Фазано, которые хотели переместить действие на деревянный планетоид, населенный монахами.
С момента гибели Рипли прошло два века. Однако ученые на исследовательском корабле «Аурига» клонируют женщину, смешав ее ДНК с ксеноморфами. Всё для того, чтобы воскресить Королеву чужих и заново вывести опасных монстров, которых можно использовать в качестве оружия. На «Ауригу» прибывает корабль наемников, которые привозят новые человеческие тела для экспериментов, а в это время ксеноморфы вырываются из-под контроля. Помочь гостям спастись может только новая Эллен Рипли. Хотя она сама сомневается, считать ли себя человеком.
Основные продюсеры не хотели продолжать историю после третьей части. Но на студии 20th Century Fox справедливо считали, что и на четвертом фильме еще можно хорошо заработать. Сценарий написал создатель «Баффи — истребительницы вампиров» Джосс Уидон. Изначально он предлагал посвятить историю новой героине, но его попросили переписать сюжет под всё ту же Рипли.
Сигурни Уивер удалось уговорить только за повышенный гонорар в 11 миллионов долларов, должность продюсера и максимальную свободу в развитии своего персонажа. А за постановку взялся Жан-Пьер Жёне. Именно его режиссура и сделала четвертую часть такой необычной. «Воскрешение» во многом переосмысляет, а иногда и пародирует предыдущие части. Если третий фильм в чем-то ссылался на первый, то этот — на сиквел Кэмерона. Вот только вместо спецназовцев здесь команда пиратов, среди которых есть даже инвалид в коляске. Андроид ведет себя слишком эмоционально, а похожий на человека живорожденный ксеноморф скорее смешит, чем пугает.
Именно поэтому картину в момент выхода восприняли крайне неоднозначно. Даже сам Уидон утверждал, что Жёне испортил его идеи. Да и по сей день многие хвалят лишь первую трилогию.
В наше время экспедиция от компании «Вейланд-Индастриз» во главе с самим Чарльзом Бишопом Вейландом отправляется на необитаемый остров, чтобы исследовать найденную там пирамиду и добыть артефакты первой цивилизации. Но они обнаруживают нечто другое: в пирамиде пробуждается Королева чужих. И ровно в это время к Земле прибывает корабль с инопланетными Хищниками. Они издревле охотились на ксеноморфов, и теперь этим видам предстоит очередная схватка. Увы, люди в этом противостоянии окажутся разменной монетой.
Идея столкнуть на экране двух инопланетных монстров витала в воздухе еще с конца 1980-х. Сначала вышел комикс «Чужой против Хищника», затем в сиквеле «Хищника» мелькнул череп ксеноморфа. Уже в 1991 году сценарист Питер Бриггс набросал сюжет будущего фильма, а в 1994-м вышла игра.
Картину запустили в работу лишь в 2003 году. Написал сценарий и поставил фильм Пол У. С. Андерсон, уже снявший на тот момент «Обитель зла» и «Смертельную битву». Он решил совместить идею противостояния пришельцев с конспирологическими теориями. Якобы именно инопланетяне помогали древним цивилизациям строить огромные сооружения, а заодно и прилетали поохотиться. Андерсон даже постарался не противоречить основным франшизам. Он пригласил Лэнса Хенриксена, исполнявшего роль андроида Бишопа во втором и третьем фильмах, сыграть оригинального Вейланда. А всё действие ограничил островом — ведь люди из остального мира не знали о существовании ксеноморфов до событий первого фильма. Даже в плане построения сюжета Андерсон старался следовать и «Чужому», и «Хищнику»: поначалу действие тянется медленно, лишь нагнетая напряжение, и только после середины в фильме сталкиваются главные монстры.
Кроссовер разгромили и критики, и зрители — во многом из-за того, что на большом экране он казался ненужным. Однако худшая часть ждала франшизу впереди.
Хищники покинули Землю, забрав тело погибшего соплеменника. Но внутри него оказался зародыш ксеноморфа, причем смешанный с ДНК охотников. На корабле начинается бойня, в результате чего он падает в округе Ганнисон. Единственный выживший Хищник отправляет на свою планету сигнал, и для зачистки местности высылают ликвидатора. А тем временем родившаяся Королева чужих одного за другим оплодотворяет жителей небольшого городка, и ксеноморфы начинают размножаться с невероятной скоростью.
Сразу стоит оговориться: именно этот фильм до сих пор считается худшим как во франшизе, так и в серии «Хищник». Учитывая небольшие затраты — почти в два раза меньше, чем у картины Андерсона, — он отбился в прокате. Но оценки критиков и зрителей оказались минимальными. Всё дело в том, что постановку отдали в руки начинающих режиссеров братьев Штраус, которые раньше занимались спецэффектами и снимали клипы. Поэтому вся картина просто состоит из драк между разными пришельцами и максимально жестоких сцен. Человеческие персонажи здесь всегда на втором плане.
Причем насладиться спецэффектами и экшеном тоже вряд ли получится: для скорости и экономии бюджета «Чужих против Хищника» сделали максимально темными. Так что разглядеть многие детали просто не получится. Поэтому многие поклонники зачастую и вовсе делают вид, что этого фильма не существует. Тем более что на развитие вселенных «Чужого» и «Хищника» он особо не влияет.
В конце XXI века земные археологи обнаруживают древнюю карту звездного неба, по которой можно вычислить некие координаты в космосе. Питер Вейланд — директор компании «Вейланд-Ютани» — финансирует экспедицию. В полет отправляется космический корабль «Прометей», на борту которого команда лучших ученых, а также андроид Дэвид. Участники экспедиции мечтают встретиться с существами, которые когда-то создали людей. Они прибывают на планету LV-223 и действительно находят там остатки древней цивилизации. И это приводит к катастрофе.
Ридли Скотт утверждает, что не смотрел ни одно продолжение «Чужого». Однако он на протяжении многих лет сам планировал развить этот фантастический мир. Взяв в поддержку создателя «Остаться в живых» Дэймона Линделофа, режиссер написал сценарий приквела. Авторы планировали рассказать о происхождении не только ксеноморфов, но и космических жокеев — существ, одно из которых нашли в первой части.
Постепенно задумка фильма менялась. В какой-то момент даже ходили слухи, что «Прометей» вообще не будет связан с «Чужим». Но всё же Скотт снял продолжение франшизы 30 с лишним лет спустя после первого фильма. Хотя большая часть приквела посвящена другим темам — подобие ксеноморфа появляется лишь в финале. Например, режиссер ввел множество мифологических и религиозных отсылок, что соответствует и основной теме фильма, поискам Создателя, и вообще творчеству Скотта в последние годы.
Космический корабль «Завет» летит к далекой планете Оригаи-6. На его борту команда из 14 человек, андроид Уолтер и 2000 погруженных в сон колонистов. После поломки экипаж пробуждается, и вскоре они ловят сигнал. Команда решает найти его источник и попадает на неизвестную планету, которая, кажется, пригодна для жизни. Но именно там обосновался андроид Дэвид из предыдущей части. Гостям придется столкнуться с неожиданной опасностью.
Перед просмотром «Завета» стоит ознакомиться с короткометражными фильмами «Связующее звено», «Тайная вечеря» и «Пришествие». Они связывают события «Прометея» и «Завета». Сама же картина максимально приближает приквелы к сюжету первого фильма — даже завязки в чем-то схожи, изменился лишь масштаб повествования.
Как и в предыдущей части, Скотт не обошелся без отсылок к религии. Например, хорошо развил образ Дэвида как настоящего злодея, возомнившего себя Богом. А поклонников первой трилогии здесь порадовали сразу несколько видов ксеноморфов: есть и классические монстры, и необычные неоморфы. А если захочется больше историй про этих космических монстров — можно обратить внимание на шесть короткометражных картин, которые выпустили в 2019 году к юбилею первой части. Каждая из них рассказывает отдельную небольшую историю о столкновении с ксеноморфами.
После выхода «Завета» долго говорили о третьем приквеле от Скотта и о других вариантах развития франшизы, например сериале от Ноа Хоули. Но на данный момент в разработке лишь один фильм. Его поставит Федерико Альварес — режиссер «Не дыши». Сам Скотт же выступает в роли исполнительного продюсера.
Компания «Вейланд-Ютани» находит обломки корабля «Ностромо» и забирает для изучения объект, внутри которого находится зародыш ксеномофора. Спустя 20 лет сирота Рэйн мечтает сбежать с шахтерской планеты, которую контролирует всё та же корпорация. Вместе со своим андроидом, которого она называет братом, и друзьями девушка находит заброшенный космический корабль и планирует улететь на нём туда, где хотя бы можно увидеть Солнце. Вскоре герои понимают, что попали на настоящую исследовательскую станцию. Но пустует она не просто так: ксеноморфы уничтожили весь персонал, и теперь лицехваты поджидают новых жертв.
Хронологически события картины разворачиваются между первой и второй частями. Так что франшиза впервые со времен фильма Дэвида Финчера вернулась к оригинальной истории. На сей раз за постановку взялся Федерико Альварес, который отлично умеет работать в жанре хоррора и камерного триллера: ранее он снял ремейк «Зловещих мертвецов» и «Не дыши». На площадке авторы старались использовать максимальное количество практических эффектов, не полагаясь только на компьютерную графику: лицехватами управляли дистанционно, и даже огромный монстр в финале — человек в костюме (на роль нашли баскетболиста ростом более 2 метров 30 сантиметров). Возвращение к классике получилось удачным, хоть фильм и переполнен отсылками — здесь даже вернули погибшего персонажа Мэна Холма, сделав не слишком хороший дипфейк. Однако в центре сюжета снова простые люди: теперь с ксеноморфами борются подростки, что позволяет гостям станции вести себя нелогично и делать глупости. Из-за этого за героев легче переживать — они выглядят жертвами обстоятельств. В итоге картина собрала в прокате более 350 миллионов долларов и получила хорошие отзывы критиков. Вероятно, все соскучились по оригинальному «Чужому».