Нет дороге окончанья: 10 фильмов в жанре роуд-муви
В подписке Okko появилась комедия Антона Маслова «Поехавшая» с Ольгой Лерман, Виктором Хориняком и Дмитрием Чеботарёвым в главных ролях. Пока главная героиня и такса Таисия колесят по дорогам России, вспоминаем о других картинах про героев в движении. Роуд-муви, кино о людях в пути, поможет отвлечься от повседневной рутины или даже вдохновит на собственную дорожную историю. Приготовьтесь отправиться в захватывающее путешествие вместе с подборкой фильмов, которые в полной мере охватывают все грани этого уникального жанра.
Культовое роуд-муви 1969 года с Деннисом Хоппером и Питером Фондой в роли байкеров, которые колесят по Америке. По дороге главные герои сталкиваются с различными препятствиями и множеством социальных конфликтов, но, несмотря на все трудности, продолжают двигаться вперед в поисках новых впечатлений и долгожданной свободы.
Знаковый контркультурный фильм о друзьях-байкерах отражает дух времени и символизирует стремления американской молодежи 60-х. Неповторимую атмосферу бунтарства и беспечности дополняют бодрые хиты Джими Хендрикса, Steppenwolf, The Band, The Byrds. «Беспечный ездок» получил множество наград и фактически заложил основы жанра.
Особую любовь к роуд-муви питает великий немецкий режиссер Вим Вендерс. Классический пример — картина «Париж, Техас», гармонично сочетающая элементы дорожного кино и человеческой драмы. Сюжет строится вокруг мужчины по имени Трэвис (Гарри Дин Стэнтон), который потерял память и несколько лет скитался по техасской пустыне. После длительного отсутствия он всё же находит родных и вместе с семилетним сыном отправляется на поиски легкомысленной бывшей жены Джейн (Настасья Кински).
Независимо от сюжета любая дорога в роуд-муви символизирует не только физическое путешествие, но и внутренний путь героев. В рамках этой идеи существует и персонаж ленты «Париж, Техас» — молчаливый Трэвис, который через поиски семьи мечтает обрести смысл в жизни. Безупречный визуальный стиль в сочетании с медитативным подходом сделали это кино одним из эталонов жанра экзистенциального путешествия.
Феминистское роуд-муви «Тельма и Луиза» рассказывает про двух сбежавших от рутины подруг, которые в одно мгновение стали преступницами. Домохозяйка Тельма (Джина Дэвис) и официантка Луиза (Сьюзен Сарандон) запланировали самую заурядную поездку на выходные. Однако почти сразу они влипли в историю с убийством, после чего за ними объявила охоту полиция. Вместо того чтобы сдаться, новоиспеченные бандитки пускаются во все тяжкие. На пути в Мексику подружки осознают свою независимость от мужчин и тем самым обретают чувство свободы.
«Тельма и Луиза» считаются классикой феминистского кино благодаря критике гендерного неравенства и освещению проблемы сексуального насилия. Кроме негативного взгляда на мужское доминирование, фильм показывает искреннюю дружбу между двумя женщинами, готовыми преступить закон друг ради друга. Режиссер Ридли Скотт создал динамичную и эмоциональную картину, умело объединив сильную историю с потрясающими видами южных штатов. Лента получила шесть номинаций на премию «Оскар» и забрала награду в категории «Лучший оригинальный сценарий».
Знаменитую в России немецкую картину «Достучаться до небес» также можно отнести к жанру роуд-муви, хотя формально дорожное кино здесь переплетается с криминальной комедией и человеческой драмой. По сюжету два неизлечимо больных мужчины Руди (Ян Йозеф Лиферс) и Мартин (Тиль Швайгер) решают отправиться в путешествие, чтобы впервые увидеть море. Разделив бутылку текилы, друзья по несчастью сбегают из больницы на угнанной тачке. Когда в багажнике они находят кейс с деньгами, то получают уникальную возможность исполнить самые заветные мечты перед смертью. Вот только есть проблема — в погоню за приятелями пускаются вооруженные до зубов бандиты, владельцы машины, и местная полиция.
«Достучаться до небес» стал хитом кинопроката, приобрел культовый статус и сделал суперзвездой Тиля Швайгера. Фильм затрагивает серьезные темы вроде болезни и смерти, но не давит своей тяжестью, а дарит надежду и вдохновение. История никогда не видевших море приятелей показывает, как важно находить мотивацию осуществлять свои желания и ценить каждый миг собственной жизни.
Своеобразной классикой дорожного кино стала основанная на реальных событиях история о пожилом мужчине Элвине Стрэйте, который отправился в другой штат на газонокосилке, чтобы навестить больного брата. Несмотря на собственные проблемы со здоровьем, 73-летний Элвин (Ричард Фарнсуорт) с завидным упорством преодолевает различные препятствия на своем пути и в любой ситуации остается оптимистом. Он надеется, что после долгой дороги ему удастся наладить отношения с братом Лайлом (Гарри Дин Стэнтон), с которым он не разговаривал уже много лет.
«Простая история» — не просто самый понятный фильм Дэвида Линча, но еще и самый душевный. И хотя в ленте не нашлось места для сюрреализма и мистики, фирменный визуальный стиль режиссера в ней всё же прослеживается. Дополняет атмосферу картины музыка Анджело Бадаламенти — постоянного композитора Линча. Фильм был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и получил положительные отзывы за жизнеутверждающий посыл и проникновенную игру актеров.
Образцовое роуд-муви «Маленькая мисс Счастье» рассказывает о дорожном приключении чудаковатой семейки Хувер. По сюжету компания родственников отправляется в Калифорнию на ярко-желтом фургоне, чтобы неуклюжая малышка Олив (Эбигейл Бреслин) приняла участие в детском конкурсе красоты и тем самым осуществила свою заветную мечту. Ради поездки свои дела бросают ее отец Ричард (Грег Кинниэр), мать Шэрил (Тони Коллетт), брат Дуэйн (Пол Дано), дедушка Эдвин (Алан Аркин) и дядя Фрэнк (Стив Карелл). Во время путешествия каждый из них сталкивается с собственными маленькими трагедиями, но вместе они находят способ вновь обрести единство.
В первую очередь это трогательная история о том, что настоящее счастье можно найти в поддержке близких, и для этого необязательно находиться на вершине успеха. Дебютный фильм клипмейкеров Джонатана Дэйтона и Валери Фэрис получил высокую оценку критиков и зрителей за пронзительный сюжет, непринужденную игру актеров и ламповую атмосферу. Картину отметили множеством наград, включая «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и лучшую мужскую роль второго плана.
Среди отечественных роуд-муви особую славу приобрел комедийный фильм «О чем говорят мужчины», снятый по мотивам спектакля «Разговоры мужчин среднего возраста о женщинах, кино и алюминиевых вилках». В центре сюжета четыре друга, которые отправляются на концерт группы «Би-2» в Одессу. В дороге каждый из них пытается разобраться в сложностях своих отношений с женщинами и понять, что означает настоящая любовь.
По сути это классическая комедия об отношениях, которая несколько однобоко и отчасти стереотипно анализирует отношения между полами. Концептуально фильм участников «Квартета И» находится на стыке роуд-муви и броманса, а его главная фишка заключается в сатирических вставках с язвительными подколами в адрес жен, коллег и знаменитостей.
Снятое в черно-белой стилистике атмосферное роуд-муви «Небраска» рассуждает о том, что настоящее богатство не всегда можно измерить деньгами. Сюжет разворачивается вокруг вечно пьяного старика по имени Вуди (Брюс Дерн), искренне убежденного в том, что он выиграл миллион долларов в лотерее. Семья пытается образумить наивного «везунчика», но тот всё же намеревается идти за призом пешком до Небраски. В итоге ответственность за упрямого старика ложится на плечи его сына Дэвида (Уилл Форте), который соглашается довезти отца до пункта назначения на машине.
Трогательная «Небраска» напоминает о том, что в конечном счете главное в жизни — взаимопонимание и поддержка близких, а не материальные богатства. Фестивальный хит Александра Пэйна высоко оценили мировые критики и жюри главных кинопремий. Фильм получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах и шесть номинаций на премию «Оскар».
«Зеленая книга» Питера Фаррелли стала настоящей сенсацией в мировом кинематографе. Это не просто лучший фильм 2018 года по версии Американской киноакадемии, но и, несомненно, одно из лучших современных роуд-муви. Структурно лента работает по правилам классического дорожного кино, ключевым элементом которого является путешествие. Через реальную историю необычной дружбы между итальянским вышибалой и темнокожим музыкантом картина обращает внимание на проблему расизма, а также транслирует мысль, что независимо от цвета кожи люди всегда могут найти общий язык, если попытаются понять друг друга.
События разворачиваются в Америке начала 60-х. Знаменитый пианист афроамериканского происхождения Дон Ширли (Махершала Али) собирается в тур по южным штатам, где всё еще существует расовая сегрегация. Чтобы избежать потенциальных опасностей в дороге, он нанимает белого итальянца Тони Липа (Вигго Мортенсен) в качестве шофера и телохранителя. Во время путешествия попутчики сталкиваются с человеческой жестокостью и предубеждениями того времени. Диаметральные противоположности Тони и Дон постепенно начинают лучше понимать проблемы друг друга и в итоге становятся настоящими друзьями.
Еще одно оскароносное роуд-муви «Земля кочевников» рассказывает историю пожилой американки Ферн (Фрэнсис МакДорманд). После смерти мужа она переезжает в дом на колесах и на нем же отправляется на поиски нового смысла жизни. Во время исцеляющего путешествия по Америке женщина знакомится с другими кочевниками, которые также пытаются обрести свое место в этом мире.
Картина Хлои Чжао основана на одноименной документальной книге американской журналистки Джессики Брудер. В рамках этой истории особое внимание уделено людям, которые по разным причинам выбрали скитальческий образ жизни. Лента была высоко оценена критиками за реализм и эмоциональность, а также за выдающуюся игру Фрэнсис МакДорманд. В 2021 году «Земля кочевников» получила три основные награды Американской киноакадемии за лучший фильм, режиссуру и главную женскую роль.