Хлыст, маска, буква Z: Лучшие фильмы и сериалы о Зорро
Приключенческая повесть Джонстона МакКалли «Проклятие Капистрано» вышла 105 лет назад и была впервые экранизирована уже на следующий год под названием «Знак Зорро». С тех пор таинственный мститель в маске у каждого нового поколения зрителей ассоциируется с новым актером, а фильмов и сериалов о нём вышли десятки. Не так давно появилась новая французская интерпретация похождений таинственного мстителя в черном, а мы вспоминаем о других воплощениях героя в кино.
Также предлагаем оценить подборку лучших фильмов о команде «Люди Икс», которые, как и все супергерои, в чём-то потомки Зорро.
Герои фильмов про Зорро изначально отражали черты своей эпохи. Дуглас Фэрбенкс был олицетворением ревущих 1920-х годов: спортсмен, красавец, невозмутимый оптимист. Зорро в интерпретации Антонио Бандераса, напротив, был порождением эры постмодернизма, и крутой герой не забывал, что никогда нельзя быть слишком серьезным. В новом сериале французские авторы предложили увидеть в доне Диего де ла Вега современного буржуа средних лет, который давно завязал с подвигами, но скелеты, вернее, черный костюм в шкафу, заставляют вспомнить о себе. На роль идеально подошел Жан Дюжарден («Артист»), которому уже перевалило за 50, и его Зорро, кажется, несколько староват, чтобы бегать в черной маске и размахивать шпагой. Бунт дона Диего произрастает как из социальной (закабаление города местным олигархом), так и из психоаналитической установки. Когда он спасет свою жену (Одри Дана), та с первого взгляда влюбится в Зорро. Женщину возбуждает таинственность знаменитой маски, под которой может быть лицо любого мужчины, а им оказывается ее собственный муж.
Восьмисерийный формат не предполагал последующего продолжения, однако Жан Дюжарден уже высказал заинтересованность участвовать в театральной постановке по мотивам сериала. Возможно, из этой идеи выйдет что-то действительно интересное, ведь Зорро в интерпретации артиста смело может встать в один ряд с классическими работами, которые мы рассмотрим далее.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Прайм + Премиум».
Для целого поколения знакомство со всадником в маске связано с Аленом Делоном или Антонио Бандерасом, но для иных фильмы про Зорро начались со вспышки молнии, которая буквой Зет рассекала ночь, когда конь Торнадо взвивался на дыбы. Заставка популярного диснеевского сериала, что снимался в конце 1950-х, сразу же и навсегда врезалась в память. А лихая песня вместе с битвами на шпагах волнует кровь и тридцать лет спустя. В детстве мой телевизор плохо передавал яркие цвета, так что сквозь эти помехи сложно вспомнить, какая версия транслировалась: раскрашенная на «Диснее» в 1992 году или же оригинальная и нетронутая улучшениями. Сериал имел несколько сезонов и соблюдал сквозную арку на 13–15 получасовых эпизодов.
Здесь, как и полагается в истории про Зорро, изнеженный аристократ без маски (актер Гай Уильямс) на первый взгляд не представляет ничего выдающегося. Но, как только дон Диего пропадает из поля зрения шпионов губернатора и надевает свою черную маску, от его головокружительных приключений не оторвать глаз. Зорро неизменно оттеняли комические герои второго плана, например немой слуга Бернардо (певец и мим Джим Шелдон) или же толстый прожорливый сержант Энрике Гарсия (Генри Кэлвин). Гай Уильямс успешно прошел кастинг в сериал, поскольку отлично фехтовал (обучаясь у тренера легендарных Дугласа Фэрбенкса и Эррола Флинна), а еще брал уроки игры на гитаре и фламенко. По совету самого Уолта Диснея Уильямс незадолго до кастинга отрастил усы, так что на пробы пришел уже в готовом образе главного героя.
Фильмы про Зорро всегда балансировали между жанрами «плаща и шпаги» и вестерном. Не стали исключением итальянские спагетти-вестерны, которые в огромном количестве снимались в живописной испанской провинции Альмерия с конца 1960-х. Долгое время большие актеры избегали съемок в европейских поделках, но, когда мода на спагетти-вестерны достигла пика, многие звезды стали искать в жанре интересные проекты, которые точно не затерялись бы в пестром кинопотоке. Вспомнив о собственном успехе с «Черным тюльпаном», Ален Делон согласился сыграть в итальянской версии приключений Зорро.
Снимал ее один из создателей жанра Дуччо Тессари, который писал сценарии еще к первым вестернам Леоне и создал персонажа Ринго. Получившийся фильм про Зорро имел феноменальный успех не только в Европе, но и в Китае, став в стране первой зарубежной картиной, выпущенной в прокат после «культурной революции». Также история о неуловимом мстителе в плаще и маске попала в советский прокат, став одним из зрительских хитов десятилетия. Пусть Зорро не мог тягаться с цыганкой Есенией, миллионы советских детей покрыли близлежащие заборы таинственной буквой Z.
Первый фильм про Зорро стал не только вехой в карьере американского актера Дугласа Фэрбенкса, но и основой для жанра приключенческого экшена. Фильм знаменует переход от комедий и вестернов к костюмированным фильмам о романтическом прошлом, где при этом царят вполне понятные современникам нравы. Фэрбенкс долго сомневался, стоит ли игра свеч, ведь исторический блокбастер требует дорогих декораций, а поклонники могут на них наплевать и требовать обратно любимые комедийные гэги. Тогда сама Мэри Пикфорд подсунула мужу новинку «Проклятие Капистрано», и выбор книги стал гениальным ходом. Фэрбенкс по сюжету мог явиться комическим персонажем, но, надевая маску, демонстрировал героический талант на полную катушку. И наряду с комедийной и любовной линией фильм полон трюков и сложно-постановочных сцен.
Именно Фэрбенкс придал Зорро тот облик, что был лишь намеком прописан в романе. Например, черная полумаска, которая скрывает лишь часть лица, была его изобретением. Также в книге лишь вскользь упоминается, что букву Z Зорро расчерчивает кончиком шпаги, а то, как выглядит знак Зорро, конечно, первым показал именно Фэрбенкс. Настоящая жемчужина фильма — последние 15 минут погони на лошадях, где актер использовал для прыжков батуты, подкидные доски и различные трюковые приспособления. Зорро ждал феноменальный успех: по легенде, в Нью-Йорке в течение месяца после премьеры кинотеатры брали штурмом, а на улицах стояли толпы жаждущих увидеть картину. И по ту сторону океана «Знак Зорро» стал одним из первых американских хитов в СССР в эпоху НЭПа. Дуглас Фэрбенкс был всенародно любимой звездой не только в Америке, но и в Советском Союзе.
Сын Зорро Сезар как две капли воды похож на отца, так что Фэрбенкс выступил в двойной роли Зорро-отца, дона Диего, и его подросшего сына. Он владеет светскими манерами так же искусно, как и стальной рапирой. Однако на этот раз любимым оружием мстителя в маске будет калифорнийский хлыст. С его помощью Зорро способен сбивать с ног врагов, летать над полем боя, презрев закон тяготения, ради шутки затушить сигарету у соперника во рту, разрезать бумагу на мелкие кусочки или изобразить на заду негодяя свой фирменный знак Z.
Из Калифорнии с ее атмосферой классического вестерна мы перенесемся в Испанию, куда отправляется дон Сезар де ла Вега. Здесь царят «тайны мадридского двора» — интриги высшего света и заговоры. Соответственно, сиквел оказывается ближе к жанру «плаща и шпаги». Дон Сезар обвиняется в убийстве, которого не совершал, и становится вне закона. Тем временем, узнав о злоключениях сына, настоящий Зорро садится на корабль и тоже спешит в Испанию. Сложный сюжет с несколькими второстепенными персонажами блестяще уравновешивается масштабной сценой погони, еще более захватывающей и продуманной, чем в первой картине, а в финальной битве отец и сын воссоединяются и плечом к плечу отстаивают свою старую добрую честь.
На теле убитого избранного губернатора находят букву Z, перед смертью тот успевает отдать приказ убить Зорро. Это ловушка, в которую попал народный мститель, однако дон Диего (Роберт Ливингстон) сумеет убедить Изабеллу (Хэзер Эйнджел), что не он убил ее отца, а предатель команданте Себастьян (Сиг Руман). Все вместе герои обеспечат зрелищную победу униженной и оскорбленной демократии над деспотичным диктатором.
Первый звуковой фильм про мстителя в маске оказался еще и первой цветной картиной, вышедшей на экраны в конце 1936 года. Картина имела успех и за последующие предвоенные годы была переснята еще четыре раза. Ее длительность — чуть больше часа, а ряд сюжетных линий из романа был опущен, так исчез отец дона Диего. Зато место немого помощника Зорро, Бернардо, занял индеец в исполнении знаменитого в 1930-е актера по имени Вождь Грозовая Туча (Сhief Thundercloud), представителя автохтонного населения США. Исполнитель же главной роли Роберт Ливингстон сыграл и в сериале о Зорро, а через два года появился в образе другого мстителя в маске. Это «разящая рука, друг индейца» Одинокий Рейнджер, причем его лучшего друга и помощника героя играл опять Чиф Тандерклауд.
В 1821 году дон Диего де ла Вега (Энтони Хопкинс) под черной маской вершит справедливость в родном Лас-Калифорниас, защищая простых людей от испанских оккупантов. Его ловят и арестовывают, а жену убивают прямо у него на глазах. Но двадцать лет спустя дону Диего удается сбежать, ведь у него подросла дочь Элена. Девушка даже не знает о его существовании, ведь выросла она у приемного отца, злейшего врага Зорро. Мститель встречает Алехандро Мурьету (Антонио Бандерас), который топит в стакане горе от потери любимого брата Хоакина. Дон Диего понимает по особому знаку, что перед ним новый Зорро, стоит лишь обучить этого дерзкого юнца хорошим манерам. Тем более что фехтовальщик из него уже выходит отличный.
Новый долгожданный фильм про Зорро оставался в разработке больше пяти лет, пройдя путь от блокбастера Стивена Спилберга до малобюджетного боевика Роберта Родригеса, который мог стать своеобразным завершением трилогии с фильмами «Музыкант» и «Отчаянный». Итоговая картина Мартина Кэмпбелла лишь отчасти опиралась на оригинальный роман Джонстона МакКалли и включала в себя несколько аллюзий на исторических персонажей. Так, погибшего брата Алехандро зовут как чилийского революционера Хоакина Мурьету, и его реальный убийца присутствует здесь — это калифорнийский рейнджер Гарри Лав. Фильм имел большой успех, а Бандерас вошел в историю как первый испанский актер, который сыграл Зорро.
Насколько в предыдущем фильме про Зорро всё заканчивается семейной идиллией, настолько она оказывается разрушенной в новой картине. Алехандро де ла Вега отказывается снимать маску Зорро, хотя грядут выборы и Калифорния готовится стать одним из штатов США. Его молодую жену всё больше тяготит вторая личность мужа, ведь им приходится скрывать ее даже от сына. Вдобавок ко всему во время поединка Зорро теряет маску и раскрывает себя перед агентами Пинкертона. Помахивая маской перед разоблаченным героем, сыщик констатирует: «Твое место давно в музее, Зорро!»
Это был оммаж Индиане Джонсу и Стивену Спилбергу, который продюсировал картину. Однако фильм не повторил успех первой части, и продолжения не состоялось. Как напропалую шутили кинокритики, Зорро смог пережить любые трудности, кроме брака. Долгое время ходили слухи, что Квентин Тарантино хочет снять кроссовер своего освобожденного Джанго, где Бандерас повторит роль Зорро. В общем, сделать то, на что так и не решился Ален Делон в 1960-х. Впрочем, проект вновь оказался привлекательным только в фантазии Тарантино и был отложен в долгий ящик нереализованных замыслов. Во всяком случае, до сих пор.
Джон Арнольд де Марко (Джонни Депп) готовится совершить самоубийство. Ему 21 год, любовь всей жизни потеряна. Молодой человек напялил костюм Зорро и залез на рекламную вышку, чтобы войти в историю как герой. В последний момент его жизнь спасает психиатр доктор Миклер (Марлон Брандо), который отговаривает юношу от рокового шага и предлагает пройти психиатрическое обследование. Врач решает избавить Джона от мании, но не таблетками, а выслушав историю человека, который всерьез считает себя Дон Жуаном. И после появления самозваного Дон Жуана в окружении доктора начинают происходить странные события, даже его наскучивший брак с Мэрилин (Фэй Данауэй) внезапно обретает второе дыхание.
Это была не первая история писателя и нейропсихиатра Джереми Левина, посвященная его собственной профессии. Его дебютный роман 1982 года рассказывал о Дьяволе, который решил пройти психотерапию. На этот раз Левин пригласил в кресло для терапии Дон Жуана. А для того, чтобы привнести в образ еще больше таинственности, облачает его в костюм Зорро. Работа стала первой пробой Левина в режиссуре, но Марлон Брандо с энтузиазмом согласился участвовать, поскольку очень хотел «излечить» своего ненавистного персонажа из картины «Трамвай „Желание“», которого он когда-то сыграл и которого напомнил ему герой Джонни Деппа. Фильм, может быть, неожиданно смотрится в списке, посвященном фильмам про Зорро, но герой всё же носит маску, и она уж точно считывается как маска таинственного всадника.
Мы редко пишем о фильмах, которые не существуют, но мимо такого проекта никак не могли пройти. И не теряем надежды, что он когда-то окажется снят. Вот уже 15 лет по сети ходят легенды о постапокалиптическом переосмыслении легенды о Зорро. Проект должен был называться «Возрождение Зорро», но позже был переименован в «Перерождение Зорро», а режиссером объявили сына Альфонсо Куарона, Хонаса. Ходили слухи, что новым Зорро может стать женщина (как в классическом американском телесериале 1950-х «Черный кнут Зорро»), в итоге Гаэль Гарсия Берналь дал комментарий Variety и рассказал, что сыграет главную роль, а действие картины развернется в альтернативном будущем. Там Калифорния никогда не становилась частью США, а существовала как сепаратистская территория под названием «Новая Испания».
Однако 10 лет назад вышел трейлер с совершенно другим актером, и концепт фильма изменился. Основной конфликт будет завязан на добыче сверхмощной энергии, источником которой является упавший на Калифорнию метеорит. На обломках образуется огромный город Нью-Сан-Диего и градообразующая энергетическая корпорация. Люди со всех сторон света стекаются сюда, чтобы стать винтиками в механизме гигантской машины. Однажды в этом Метрополисе появляется бунтарь, потомок Зорро, который наденет черную маску и лазерной шпагой будет, как его древний предок, разить врагов, оставляя поблизости свой фирменный знак Зет. Возможно, в отдаленном будущем мы всё-таки увидим приключения футуристического Зорро. А пока посмотрим на то, как стареющий мститель в исполнении Жана Дюжардена перед лицом опасности превращается из скуфа в настоящего героя.