Несупергерои в масках
25 лет назад состоялась премьера приключенческого фильма режиссера Мартина Кэмпбелла «Маска Зорро». История дона Диего де ла Веги (Энтони Хопкинс) рассказывается на экране в 15-й раз и звучит несколько по-иному. Знатный дворянин днем, ночью де ла Вега надевает маску и плащ, чтобы вершить праведный суд над испанскими узурпаторами. В картине Мартина Кэмпбелла де ла Вега уже стар и находит преемника в лице Алехандро Мурьеты (Антонио Бандерас), которому и передает легендарную маску Зорро, ведь люди смертны, а символы — нет. Рассказываем о других мстителях в маске: у них нет супергеройских сил, но чувства справедливости всегда с лихвой.
V — «„V“ значит Вендетта»
Именно благодаря безумному и элегантному герою Хьюго Уивинга белая маска Гая Фокса неполных двадцать лет служит символом анархизма и бунта, будь то цифровой мир или реальный. V — безымянный мститель в плаще и высокой шляпе, скрывающий лицо под маской знаменитого участника Порохового заговора. История мстителя разворачивается в антиутопической тоталитарной Англии в недалеком будущем. V выжил после бесчеловечных экспериментов и пожара в концентрационном лагере и теперь борется с режимом самыми радикальными методами. Он виртуозный фехтовальщик, но не чурается огнестрельного оружия и взрывчатки, в деле освобождения отчизны для V нет запрещенных приемов. А помогает герою в этом нелегком деле также попавшая под каток тоталитарной машины Иви Хэммонд (Натали Портман). На протяжении всего фильма настоящее имя V остается загадкой, да и не имеет значения, ведь его фигура давно олицетворяет собой идею, а не конкретного человека. «„V“ значит Вендетта» — экранизация одноименного графического романа Алана Мура. Над сценарием работали Лана и Лилли Вачовски, что добавило дополнительное измерение в историю о противостоянии одного человека системе и сделало фильм культовым уже на момент выхода.
Судья Дредд — «Судья Дредд»
Прокурор, присяжный и палач в одном скрытом футуристической маской лице: судья Дредд (Карл Урбан) несет нелегкую службу в Мега-Сити Один — мегаполисе с 800 миллионами жителей. В городе ежедневно совершается 17 тысяч преступлений, и только судьи являются единственной преградой на пути тотальной анархии. На протяжении всего фильма Дредд не снимает шлем, зрители так и не увидят его лицо, только вечно недовольный рот и волевой подбородок. Никаких суперсил у судьи нет, если только не считать таковыми зашкаливающее чувство ответственности и непреодолимую тягу к суровой справедливости. Лучшие друзья Дредда — многофункциональный пистолет «Законодатель» и футуристический мотоцикл «Законник». В отличие от более ранней экранизации с Сильвестром Сталлоне, «Судья Дредд» Пита Трэвиса ближе к оригинальному комиксу, а Карл Урбан идеально вписался в роль закона без лица, непоколебимого судьи, выносящего противникам неизбежный приговор и приводящего его в исполнение не отходя от кассы.
Пейтон Уэстлейк — «Человек тьмы»
Доктор Пейтон Уэстлейк (Лиам Нисон) никого не трогал и занимался разработкой прорывного способа протезирования кожи. Но обстоятельства сложились против него, когда в лабораторию ворвались головорезы главаря мафии Роберта Дюранта (Ларри Дрейк), начали пытать Уэстлейка и сожгли все его исследования вместе со зданием. Доктор чудом выжил, но в буквальном смысле потерял лицо и рассудок. Зато вследствие многочисленных операций перестал чувствовать боль. Движимый надеждой вернуть человеческую внешность Уэстлейк возвращается к экспериментам. А по ночам надевает плащ, шляпу и, укрыв остатки лица под маской из бинтов, жестоко карает бандитов и ищет Дюранта. Способности Уэстлейка сугубо утилитарные: он выдающийся ученый, яростный боец и способен выносить нечеловеческую боль, правда, часть ее всегда внутри Пейтона. «Человек тьмы» — самобытный кинокомикс режиссера Сэма Рэйми о перерождении и опасности жажды мести, поглощающей душу, во многом предвосхитил уклон супергеройского кино в сторону темного и реалистичного повествования, подарив зрителям одного из самых запоминающихся и пугающих антигероев.
Тень — «Тень»
История Ламонта Крэнстона (Алек Болдуин) и его альтер эго Тени во многом напоминает путь другого ночного супергероя — Бэтмена. Что совершенно неудивительно, ведь в 30-е годы прошлого века бульварные журналы о Тени были предтечей бума комиксов о героях в маске. Ламонт Крэнстон был криминальным боссом в Тибете, но попался на глаза одному из святых и, поборов темную сторону, встал на путь исправления. Вернувшись в Нью-Йорк в разгар Великой депрессии, Крэнстон взял незамысловатый псевдоним Тень и принялся бороться с разгулом преступности. Прикрытием герою служит образ расслабленного богача, а в качестве помощников выступают люди, некогда спасенные Тенью и теперь носящие его кольцо. Крэнстон — мастер маскировки, тренированный боец и меткий стрелок, а его детективным способностям позавидуют многие схожие герои. «Тень» Рассела Малкэя стоит у истоков кинематографической супергероики. Влияние фильма можно увидеть во многих знаковых для жанра картинах: от «Бэтмена» до «Людей Икс».
Пипец — «Пипец»
Супергеройский боевик Мэттью Вона рассказывает историю Дэйва Лизевски (Аарон Тейлор-Джонсон), фаната комиксов, застенчивого и скромного парня, словом, обычного школьника. Дэйв настолько хочет помогать людям, что не придумывает ничего лучше, чем надеть гидрокостюм и маску, взять имя Пипец и отправиться на борьбу с преступностью. Первая попытка новоиспеченного супергероя оказывается не очень удачной — с многочисленными переломами Дэйва доставляют в больницу. Но нет худа без добра: из медучреждения Пипец выходит как Росомаха — со стальными пластинами в костях и повышенным болевым порогом. Суперсила Лизевски — в беспрекословной вере в собственную неуязвимость и желании делать добро, а помогают ему в этом две увесистые дубинки и комплекс упражнений для мышц кора. Постепенно Пипец становится городской легендой и открывает для себя целый мир мстителей в масках. Мэттью Вон снял жестокий, реалистичный, но невероятно веселый фильм о становлении героя без суперсил и убедил студийных боссов, что кинокомиксы с рейтингом R тоже могут приносить прибыль.
Одинокий рейнджер — «Одинокий рейнджер»
Юрист Джон Рид (Арми Хаммер) — вовсе не герой. По крайней мере не был им, пока на поезд, в котором он возвращался домой, не напали бандиты, чтобы отбить у техасских рейнджеров своего главаря. Негодяи справляются с задачей на отлично: рейнджеры во главе с братом Джона мертвы, главарь избежал грозившей ему виселицы, а сам Рид, кажется, смертельно ранен, после того как злополучный поезд сошел с рельсов. Тела подбирает индеец из племени команчей по имени Тонто (Джонни Депп). Джон приходит в себя, пока добросердечный индеец хоронит погибших, что убеждает Тонто в «бессмертии» Рида. Теперь он — «сумрачный странник», возвращенный с того света белоснежным духом-мустангом. Джон Рид оставляет позади спокойную жизнь юриста, надевает маску и становится Одиноким рейнджером, мстительным героем, несущим негодяям возмездие. Никаких мистических сил, вопреки убежденности Тонто, у Рида нет — только смекалка, лошадь и верный, идеологически заряженный команчи за спиной. В виде сериала «Одинокий рейнджер» существовал в конце 40-х годов прошлого века. Гор Вербински воскресил героя, добавил харизму Джонни Деппа и явно надеялся на полноценную франшизу. Однако, несмотря на объективный развлекательный потенциал, «Рейнджер» не снискал одобрения ни зрителей, ни критиков, так и оставшись единственным в своем роде.