Дикие, официальные, авантюрные: 10 аргентинских фильмов
Родина гаучо, диктаторов и философов, страна на краю света, известная мелодиями танго, яркими винами и лабиринтами историй, Аргентина всё чаще выпускает очень заметное кино. Предлагаем почитать про 10 оригинальных фильмов с некоторыми общими мотивами: социальной несправедливости, с которой герои борются как законным образом, так и с помощью разнообразных афер, исторической памяти и историй по реальным событиям и, конечно, особого аргентинского характера, который пытаются понять режиссеры.
Также предлагаем вам посмотреть лучшие скандинавские фильмы.
Один из самых известных аргентинских фильмов за рубежом, антология действительно диких историй о страсти, ревности и других чертах (аргентинского?) характера, которые до добра довести не могут. Фильм спродюссировали братья Альмодовары, а они в таком толк знают. Сюжеты киноновелл не связаны, но достаточно органично сочетаются между собой, смотреть их при желании можно в абсолютно любом порядке.
Антология очень впечатляла при выходе: здесь действительно много модных в 2010-е на волне «Игры престолов» жестоких поворотов и лучшие аргентинские актеры, в том числе Рикардо Дарин, без которого уже трудно представить кинематограф страны. Но при пересмотре фильма сейчас оказывается, что ты вообще ничего не помнишь, поэтому всё как в первый раз.
У тихого, но мощного шедевра первая премия «Оскар» в истории аргентинского кино и при этом удивительно мало зрительского признания. «Официальная версия» рассказывает об учительнице истории, у которой, кажется, есть всё: уверенность в любимом деле, семейное счастье и любимая дочь. А главное, спокойствие. Но мир героини расшатывается на ее глазах от историй личных: воспоминаний подруги, газетных статей, предчувствий. Женщина осознает, что те нарративы, которые ей казались незыблемой правдой, — нагромождения государственной лжи. Понимание, что «радио всегда лжет: сказали дождь, а дождя нет», разрушает мнимое спокойствие героини. И теперь ей всё сложнее верить в цивилизованность своей страны, особенно глядя на детские игры в войну, которые пугают даже самих детей.
Тема террора аргентинской диктатуры и ее скрытых преступлений красной нитью проходит через сюжеты многих современных фильмов, но именно эта камерная история становится самым сильным впечатлением. Музыка танго — мелодии отчаяния, страсти и, несмотря ни на что, внутренней свободы — очень идет «Официальной версии», добавляя этой грустной и честной картине еще одно измерение.
Кино о юристе, который пытается разобраться в старом деле: оно настолько не дает ему покоя, что становится поводом написать книгу и увидеться с бывшей возлюбленной. У этого оскароносного фильма несколько временных пластов и неожиданный финал, но смотреть его стоит уже ради удивительно органичной актерской игры, внимательного к деталям повествования и героев, за которыми интересно наблюдать. Глаза из заглавия становятся одной из таких важных деталей, и за выразительными взглядами следишь особенно, хотя герой в какой-то момент вдруг замечает: «Глаза говорят впустую… лучше бы молчали».
Фильм показывает бессилие правосудия и личной мести, думать о которой — верный путь в «тысячу прошлых без будущего», однако это никого не останавливает. Голливуд попытался сделать свой римейк, но успех оригинала ожидаемо не повторил. Тайна осталась непокоренной.
Нобелевский лауреат по литературе (разумеется, выдуманный: Аргентина, несмотря на Борхеса и Кортасара, Нобелевским комитетом не одарена до сих пор) возвращается из Европы в родной город Салас. На родине из автора давно сделали культ и мемориальную фигуру, но при этом его, кажется, совсем не поняли. Поэтому триумфальное появление в звании почетного гражданина очень быстро превращается в гротескную социальную катастрофу, в которой выживет либо город, либо его новый почетный гражданин: настолько непримиримыми оказываются их противоречия.
У фильма премия «Гойя» в номинации «Лучший латиноамериканский фильм» и несколько других важных регалий, хорошие оценки критиков и бурное неодобрение общественности, которая может узнать в недалеких жителях маленького городка на краю света самих себя. Не стоит доверять размеренному ритму этой истории, она еще может вас удивить.
Фильм рассказывает о семье, систематически похищавшей людей ради выкупа на фоне политической нестабильности Аргентины. Обычно бесследная пропажа граждан для аргентинцев ассоциируется с «грязной войной» — то есть той, которую вели против политических активистов спецслужбы. В «Клане» смежный, но другой случай... У фильма премия «Гойя» в номинации «Лучший фильм на испанском языке» и «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля.
По сюжету многодетная семья совершает несколько похищений, в том числе хорошо знакомых людей. В деле так или иначе участвует весь клан, и на каждого члена это действует по-разному: кто-то предпочитает не обращать внимания на происходящие, кто-то активно помогает, а кто-то решает навсегда сбежать из страны, чтобы не быть причастным к преступлениям. Сюжет фильма основан на реальных событиях, от этого страшнее его смотреть.
Еще один рассказ о настоящем преступлении, но не жуткий, как в предыдущем случае, а в целом жизнеутверждающий. Современная аргентинская история о стариках-разбойниках, задумавших ограбление банка. В реальности афера чуть не достигла успеха в 2006 году. В команде сценаристов фильма был один из участников тех событий.
Старые приятели подумывают обвести вокруг пальца банк. В команде мечты художник, всего один профессиональный грабитель и их друзья, которые вместе придумывают безупречный план, но жизнь, как обычно, непредсказуема. Трудно не отметить некоторое ощутимое влияние авантюрных комедий, особенно итальянского кинематографа (итальянцы вообще составляют большой процент жителей Аргентины, и их влияние чувствуется во всём). Возможно, поэтому у фильма такая веселая легкость, за которую можно многое простить.
Галерист и художник давно дружат друг с другом, но рабочие отношения складываются сложнее: художнику всё никак не удается продать ни одной своей картины, к тому же характер у него непростой. Все планы галериста разбиваются о противоречия, пока тот не придумывает — да! — очередную аргентинскую аферу.
Как заявляет главный герой в начале, Буэнос-Айрес — город контрастов, а сама Аргентина — страна не развивающаяся, а с ограниченными возможностями. Видимо, поэтому все в ней выкручиваются, как умеют, а потом снимают об этом авантюрные фильмы. В этот раз получилось довольно приятное размышление о природе искусства, которое существует, по словам героя-художника, тоже для тех, у кого возможности ограничены и кто больше ничем другим заниматься не умеет. А еще это трогательная история о старой дружбе на фоне красивого города и горных пейзажей страны на самом краю света.
Криминально-комедийная драма из начала двухтысячных с закрученным сюжетом, философскими рассуждениями о социальной несправедливости и скромным бюджетом, которую некоторые русские рецензенты сравнивают с «12 стульями». Обласканный критиками дебют стал прорывом для режиссера Фабиана Бьелински, его следующий фильм «Аура» отметили на «Сандэнсе» и в Сан-Себастьяне, но вскоре Бьелински безвременно скончался от инфаркта.
Опытный мошенник Маркос выручает молодого коллегу Хуана и предлагает ему участие в своей новой афере с коллекцией редких марок «Девять королев». Афера в очередной раз вдруг начинает идти совершенно не по плану, и получается авантюрный фильм с неожиданным концом, который выиграл множество наград на фестивалях Южной Америки и за ее пределами. В одной из главных ролей — ожидаемо Рикардо Дарин, но играет отлично и весь остальной актерский состав.
Фильм производства нескольких стран, включая Аргентину. Именно в Буэнос-Айресе начинается путь по странам Южной Америки двух молодых друзей: это путешествие изменит их, а они, в свою очередь, попытаются изменить Южную Америку и в чём-то весь мир. Неспешное повествование, завораживающие ландшафты: горы и пустыни, снежные дороги, глубокие озера между странами и бурные реки. А еще множество встречающихся по дороге человеческих историй, объединенных не только одним континентом, но и его сложной судьбой.
Молодой Че Гевара, врач и астматик, мечтательный и тонко чувствующий поэзию, по пути всё больше узнает и себя, и мир. Его друг Альберто Гранадос — тот еще плут, но к тому же идеальный попутчик, без которого это приключение никак бы не состоялось. Режиссер Уолтер Саллес вообще специалист по road movie, в его послужном списке фильм о поисках отца «Центральная станция» и экранизация «В дороге» Джека Керуака. У «Дневников мотоциклиста» три приза Каннского фестиваля 2004 года и множество других наград, но главное — это редкое кино, которое можно пересматривать бесконечно, как бесконечна и сама дорога.
Фильм, основанный на реальных событиях, — о важнейшем процессе после Нюрнберга: гражданском суде над военными генералами после окончания диктаторского режима в Аргентине. Прокурор Штрассера берется за это опасное дело, от которого просто не может отказаться, и привлекает в команду самых молодых юристов. Никто не воспринимает их всерьез, а очень зря. Именно им в рекордно короткий срок удается собрать все необходимые доказательства и свидетельские показания для обвинительных приговоров дела 13/84, несмотря на бесконечные угрозы и даже нападения, семейное давление и отсутствие опыта. Процесс полностью меняет настроения аргентинского общества, для которого раньше похищения, пытки и политические убийства негласно считались косвенным ущербом на пути к лучшей жизни государства.
Смотреть этот талантливый процедурал о том, как сварливый скептик становится национальным героем, а страна обретает мир, основанный не на забвении и насилии, а на памяти и правосудии, действительно интересно. Недавнюю — 2022 года — картину уже сравнили с голливудской классикой фильмов на судебную тему и номинировали на «Оскар» как лучший иностранный фильм.