«Аргентина, 1985»: Когда жертвы не молчат
Основанная на реальных событиях судебная драма «Аргентина, 1985» Сантьяго Митре стала победителем «Золотого глобуса» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Премьера картины о процессе над военной хунтой прошла в конкурсе Венецианского фестиваля. Рассказываем о прекрасном напряженном фильме о памяти, торжестве закона и победе над диктатурой, у которого хорошие теперь очень хорошие шансы на «Оскар».
C 1976 по 1983 год у власти в Аргентине была военная хунта. Страшное время было отмечено многочисленными преступлениями против несогласных с мнением генералов и полковников, а порой под горячую руку попадались случайные жертвы. Пытки, убийства и похищения стали нормой. Люди исчезали, родственники пытались их найти, но безуспешно. По разным оценкам, жертвами «эскадронов смерти» стали от 10 до 30 тысяч человек. Они так и остались пропавшими без вести. Известно, что многих предполагаемых оппозиционеров попросту сбрасывали с вертолета в залив Ла-Плата. После поражения в Фолклендской войне и нарастающего общественного недовольства власть армейских чинов пала в 1983-м.
В 1985-м гражданский суд решил начал процесс против девяти лидеров хунты. Их обвинили в многочисленных военных преступлениях, политических репрессиях и коррупции. Обвинителем на громком и уникальном для аргентинской истории процессе был назначен прокурор Хулио Страссера (Рикардо Дарин). Поскольку его старшие коллеги боялись участвовать в суде, Страссере пришлось набрать команду молодых энтузиастов во главе с заместителем прокурора Луисом Морено Окампо (Питер Ланзани). На подготовку десятков, если не сотен томов дела у команды обвинителей всего 5 месяцев. Страссере и его семье поступают угрозы, свидетели боятся говорить, а президент страны не хочет сильно злить армию.
Сантьяго Митре — один из наиболее интересных молодых аргентинских режиссеров. Он далеко не в первый раз обращается к судебным драмам или политическим картинам. Показанная в «Неделе критики» Канн 2015 года «Паулина» рассказывала о сельской учительнице, которая отказалась заявлять на изнасиловавших ее учеников. «Саммит» 2017 года («Особый взгляд» Канн) показывал семейный кризис президента Аргентины во время встречи лидеров стран Латинской Америки. «Аргентина, 1985» — лучшая на сегодняшний день работа Митре, собравшая воедино темы двух первых картин и хроникально показывающая реальные события почти 40-летней давности. Премьера судебной драмы прошла в основном конкурсе Венеции, где удостоилась приза ФИПРЕССИ. Аргентина выдвинула картину Митре на «Оскар» в категории «Лучший иностранным фильм». Интересно, что сценарий режиссер написал вместе с мастером многофигурных и продолжительных лент Мариано Льянасом. Его «Чрезвычайные истории» длятся более четырех часов, а «Цветок», разбитый на несколько часов и участвовавший в конкурсе Локарно, растягивается и вовсе на 808 минут!
Судебный процесс над хунтой в Аргентине — важнейшее историческое событие. Он ознаменовал победу демократии над диктатурой, с 1985 года в стране сменяемость власти и нормальные выборы, а не военные перевороты. И участники события 1985 года прекрасно понимали, какая ответственность возложена на их плечи, при этом в успех мероприятия никто не верил. Страссера работал при хунте, он опытный прокурор, который знает о своих ошибках прошлого и пытается искупить грехи, упрятав за решетку генерала Хорхе Рафаэля Виделу, адмирала Эмилио Эдуардо Массеру, бригадного генерала Орландо Рамона Агости и других. Рядом с ним — Окампо, выходец из респектабельной семьи военных, осознанно идущий против родных и наглядно демонстрирующий, что страна важнее кровных связей. Показательно, что бороться с диктатурой и ее ужасающими проявлениями призваны не ангелы в белых одеяниях, а желающие похоронить прошлое. Прокурор и его помощник понимают, что светлое будущее возможно, только если разобраться с травмами, оставшимися после хунты. Да, это показательный процесс, но честный, состязательный, насколько это вообще возможно в подобных обстоятельствах.
Митре снимает образцовую судебную драму. Значительную часть времени в кадре показания жертв хунты. Мать вспоминает, как ночью группа военных забрала ее дочь из дома раз и навсегда. Женщина средних лет рассказывает, как ее схватили на позднем месяце беременности и рожать пришлось в машине с мучителями. Правда, которую транслируют по телевидению, меняет общественное мнение. Гласности и свободы слова достаточно, чтобы переубедить даже давнишних сторонников власти военных. Показания копятся, образуя огромный ком боли и страданий. Он давит всю нацию. Страссера сух и не пытается бросаться красивыми оборотами речи — документальная фактура сильнее любых ораторских приемов. В игровые кадры Митре очень органично и почти незаметно вставляет эпизоды хроники, которые указывают, насколько достоверно сценаристы подошли к воссозданию мельчайших деталей.
Судебная драма — исторически классический американский жанр. Вспомним хотя бы «12 разгневанных мужчин», «Убить пересмешника», «Всю президентскую рать» или более новые «В центре внимания» и «Суд над чикагской семеркой». В отличие от Аарона Соркина, Митре снимает в консервативной манере, но разбираемое дело настолько жестокое, важное и понятное, что не требуется даже пулеметная перестрелка между прокурором, адвокатом и обвиняемыми. Находящиеся на скамье подсудимых генералы молчат, не они здесь главные, их время прошло. Слово дается пострадавшей стороне.
«Аргентина, 1985» — очень злободневное и актуальное кино о том, что даже самые темные времена когда-нибудь заканчиваются. Конечно, у всех государств свой путь и уникальная история, но пример латиноамериканской страны способен вселить надежду даже в тех, кто сегодня близок к отчаянию.