Новые континенты: 10 примечательных латиноамериканских фильмов
Киноиндустрия Латинской Америки за свою недолгую жизнь пережила множество взлетов и падений. В начале 1940-х она спокойно могла соперничать с Голливудом, к середине 1970-х пришла в упадок, но в следующие десятилетия возродилась и подарила миру множество новых имен. Для того чтобы лучше разобраться в том, как устроен мир латиноамериканского кино, мы собрали 10 примечательных фильмов из далекого региона: от черных комедий до серьезных социальных драм, от больших авангардных авторских высказываний до отличного жанрового кино.
Также рекомендуем вам ознакомиться с подборкой 10 современных мексиканских фильмов.
История двух парней, Рокета и Дадиньо, которые живут в Городе Бога — фавелах в окрестностях Рио-де-Жанейро. Оба хотят вырваться из нищеты и чего-то добиться в жизни, но выбирают для этого кардинально разные методы. Рокет стремится стать фотографом и старается вести честную жизнь, не прибегая к насилию и избегая криминала. Дадиньо же еще в детстве решает, что ему необходимо стать гангстером и подмять весь город под себя. Для реализации своей мечты он использует самые кровожадные и бескомпромиссные методы, и вскоре Город Бога погружается в хаос.
Криминальная драма по мотивам романа Паолу Линса, описывающая, как фавелы Бразилии превратились в настоящее поле боя. Фернанду Мейреллиш и Катя Лунд пытались передать условия жизни в Городе Бога наиболее достоверно, поэтому для съемки в фильме они позвали большое количества актеров-любителей. Все приглашенные непрофессионалы были из различных фавел, а исполнители главных ролей Александр Родригез и Леандро Фирмино и вовсе выросли в том самом Городе Бога. Правда, кадров непосредственно из самого района в фильме нет. Работать там было опасно, и съемки проходили в более благополучных кварталах. «Город» удостоился наград на фестивале в Торонто и премии BAFTA. Зрители полюбили картину за динамичный монтаж, интересный сторителлинг и изобретательную операторскую работу, она стабильно занимает высокие места в мировых кинорейтингах.
Буэнос-Айрес 1970-х. В собственном доме изнасилована и жестоко убита 20-летняя девушка. За расследование берутся судмедэксперт Эспозито (Рикардо Дарин), его напарник-алкоголик Пабло Сандоваль (Гильермо Франселья) и новоприбывший сотрудник департамента Ирен Менедес (Соледад Вильямиль). Эспозито обещает мужу убитой найти преступника и посадить его пожизненно. Но вскоре дело затягивается, в стране происходит военный переворот, и шанс наказать убийцу ускользает. Эспозито уходит на пенсию, но мысли о незаконченном расследовании не отпускают его даже спустя много лет. Он возвращается к нераскрытому делу в начале 1990-х и пытается всё же докопаться до истины.
Фильм снят по роману Эдуардо Сачери «Вопрос в их глазах». В 2009 году картина взяла «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Гильермо Франселья, играющий в картине напарника Рикардо Дарин, — в первую очередь комедийный актер, которому до этого не приходилось играть в серьезных драмах. «Тайна в его глазах» стала самой мрачной картиной в фильмографии артиста. Картину можно поставить в один ряд с образцовыми триллерами от Дэвида Финчера или с «Воспоминаниями об убийстве» Пон Джун-хо. «Тайна в его глазах» не уступает им по атмосфере и напряженности, но при этом еще и добавляет в этот коктейль неплохо прописанную любовную линию.
Семья среднего класса ведет размеренную жизнь в престижном районе Мехико под названием Колония Рома. Отец семейства большую часть времени находится в командировках и редко бывает дома, поэтому бремя воспитания детей ложится на плечи его жены Софии (Марина Де Тавира) и их преданной экономки Клео (Ялица Апарисио). Поначалу хозяйка дома холодно относится к девушке, но вскоре их судьбы плотно переплетаются, и они вместе начинают противостоять личным и национальным трагедиям.
Триумфальное возвращение Альфонсо Куарона к корням. Первый фильм режиссера со времен «И твою маму тоже», действие которого происходит в Мексике. После работы над тремя блокбастерами в Великобритании («Гарри Поттер и узник Азкабана») и США («Дитя человеческое», «Гравитация») режиссер решает поставить очень личный фильм об обыкновенной мексиканской семье и посвятить его своей няне Либории Родригес, ставшей прототипом главной героини. Картина, номинированная на 10 «Оскаров», забрала из них три, в том числе за лучшую режиссуру. «Рома» отличается очень неторопливым темпом и выверенной операторской работой с длинными планами. Режиссер добивается сближения зрителя с героями через бытовые диалоги и рутинные действия, чтобы во второй половине фильма тот мог в полной мере ощутить, как семья сплачивается под натиском проблем.
Одна авария кардинально меняет жизнь трех совершенно разных людей. Октавио (Гаэль Гарсиа Берналь) — своевольный подросток из бедной семьи, который тайно влюблен в жену своего брата. Для того чтобы заработать денег и уехать из города вместе с возлюбленной, он начинает выставлять своего верного пса Кофи на нелегальных собачьих боях. Валерия (Гойя Толедо) — преуспевающая фотомодель, на время отошедшая от дел из-за травмы ноги. Она целыми днями сидит в одиночестве в своей квартире и играет с собачкой, которая однажды неудачно гонится за мячом и проваливается в подполье. Латиноамериканская вариация Джона Уика, наемный убийца Эль Чиво (Эмилио Эчеваррия), бродяжничает, а в свободное время выхаживает больных и бездомных псов. Раньше у него была семья, но теперь его дочь уверена, что отец погиб, хотя тот просто не может собраться с силами и попросить у нее прощения.
«Сука-любовь» — полнометражный дебют Алехандро Гонсалеса Иньярриту, открывающий его «трилогию о смерти». Фильм сразу удостоился номинации на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Отдельное место во всех трех историях уделено собакам. Они, как и хозяева, страдают и попадают в ужасные ситуации, из которых редко выбираются без последствий. Насилие в картине выглядело так натуралистично, что режиссеру пришлось разместить титр, сообщающий, что во время съемок ни одно животное не пострадало, в начале, а не в конце, как это делается обычно. Съемки проходили в одном из самых опасных районов Мехико, и команда часто подвергалась нападению уличных банд.
Чили, 1930 год, страна замерла в ожидании революции. Тоталитарный режим диктатора Карлоса Ибаньеса подходит к концу, в подполье революционеры вынашивают план восстания. В это же время в семье еврейских беженцев из Украины подрастает мальчик по имени Алехандро Ходоровски (Херемиас Эрсковиц). Он пока не осознает, что в будущем ему суждено стать одним из главных режиссеров-сюрреалистов в мире. Алехандро ежедневно пытается добиться уважения деспотичного отца-сталиниста, терпит антисемитские подколы от одноклассников и водит дружбу с юродивыми, которые в весьма специфичных формах рассказывают ему об устройстве мироздания.
Фильм снят по мотивам книги самого Алехандро Ходоровски «Танец реальности: психомагия и психошаманство», опубликованной в 2001 году. Премьера картины состоялась в 2013-м на Каннском фестивале, она стала первой работой режиссера после длительного перерыва в 23 года. «Танец реальности» — сюрреалистическая автобиография одного из самых необычных режиссеров XX и XXI веков, которая позволяет проследить за его становлением. Роль деспотичного отца маленького Алехандро исполнил сын режиссера — Бронтис Ходоровски.
Чили, 1973 год, стране остается пара месяцев до военного переворота Аугусто Пиночета. На этом фоне разворачивается история дружбы между двумя мальчиками из разных социальных слоев. Гонсало Инфанте (Матиас Кер) — сын обеспеченных родителей, который живет в элитном пригороде Сантьяго и посещает престижную английскую школу. Педро Мачука (Ариэль Мателуна), напротив, живет в трущобах и попадает в ту же школу лишь чудом в рамках программы по преодолению социальных барьеров. Но, несмотря на разницу в статусе, ребята сближаются и начинают познавать мир друг друга.
Фильм начинается как незамысловатая история о взрослении и дружбе, а заканчивается как жесткая социальная драма о национальной трагедии. «Мачука» — одна из первых весточек только зарождающейся чилийской киноиндустрии из начала нулевых. В стране было мало профессиональных актеров, поэтому режиссеру Андресу Вуду понадобилось полгода, чтобы минимально обучить детей на главных ролях актерской игре. Фильм основан на реальных событиях и посвящен директору школы, которую режиссер посещал в детстве, Херардо Уилану.
Пиночет решается на легитимизацию собственной власти спустя 15 лет после военного переворота и назначает дату всенародного референдума на 5 октября 1988 года. «Нет» — это один из двух вариантов ответа на вопрос «Должен ли Аугусто Пиночет остаться у власти?». За 15 минут ночного эфира нескольким политическим партиям необходимо кратко объяснить населению, почему нужно проголосовать против. Для этого они нанимают Рене Савейду (Гаэль Гарсиа Берналь) — успешного рекламщика, который большую часть жизни провел за границей и за это время успел освоить современные пиар-технологии.
Первое что бросается в глаза при просмотре картины, — в ней мало что выдает год выхода. Фильм вышел в 2012 году, но был снят в формате U-matic (3/4 дюйма), который активно использовался в конце 1980-х годов. Картинка получилась очень шумной, зернистой и от этого аутентичной. Фильм по духу очень близок к тому, что обычно любят писать Аарон Соркин или Адам МакКей. Фактически на экране компания людей в костюмах просто сидит в кабинете и перекидывается репликами, но зритель при этом не успевает заскучать.
Аккордеонист Игнасио страдает после трагической смерти жены. Отказавшись от музицирования, он решается на путешествие к своему бывшему учителю, чтобы вернуть тому сделанный им же инструмент. За Игнасио увязывается молодой ученик. Он надеется, что опытный мастер научит его играть на аккордеоне. Правда, это не входит в планы немногословного музыканта.
В фильме показана Колумбия конца 1960-х, когда до страны почти еще не добрались пластинки и проигрыватели, потому любые важные события, от свадеб до поединков на мачете, сопровождались живой музыкой. «Путешествия ветра» прежде всего подойдут любителям медитативного и неторопливого кино. Режиссер фильма Сиро Герра уделяет много экранного времени колумбийским пейзажам и культуре страны, знакомя зрителя с ее обычаями и национальной музыкой. По-настоящему колоритное музыкальное роуд-муви.
Ренцо (Луис Брандони) — угрюмый и немного социопатичный художник, который некогда был популярен, но теперь погряз в долгах и самоповторах. Артуро (Гильермо Франселья) — успешный владелец небольшой галереи современного искусства в Буэнос-Айресе. Мужчины дружат многие годы, поэтому однажды Артуро предлагает затворнику Ренцо провернуть гениальную аферу, которая должна обеспечить их до конца жизни.
Европейская премьера фильма состоялась на Венецианском фестивале. Главное, ради чего стоит посмотреть картину, — химия между исполнителями главных ролей, Луисом Брандони и Гильермо Франсельей. Сумасбродный Ренцо и циничный Артуро подставляют друга друга, ссорятся, мирятся и вместе пытаются перевернуть мир искусства не совсем легальными методами. Аргентинский режиссер Гастон Дюпра, прежде всего известный по совместным работам с Мариано Коном, в «Шедевре» едко посмеивается над всем миром современного искусства.
Альманах историй о том, куда приводит гнев. Композитор-неудачник Габриэль Пастернак собрал на борту одного самолета всех, кого считает виновными в своих провалах. Официантка придорожного кафе вечером обслуживает мафиози, который когда-то разрушил жизнь ее семьи. Водитель на «ауди» сталкивается на проселочной дороге с опасным провинциалом на старом «пежо». Инженер-взрывник неудачно паркует машину. Динамичный калейдоскоп историй о том, что может произойти, если отпустить скопившуюся злость на волю.
Премьера фильма состоялась в основном конкурсе Каннского фестиваля 2014 года, а в начале 2015-го он попал в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Все новеллы в альманахе связаны одной мыслью — насилие абсурдно и никогда не приводит ни к чему хорошему. Дамиан Сифрон снял черную комедию о точках невозврата, жуткую, веселую и полную энергии.