Такие суровые, но такие теплые: Современные скандинавские фильмы
В подписке Okko можно посмотреть один из лучших фильмов прошлого года — «Худшего человека на свете» норвежца Йоакима Триера. Всем любителям умного и тонкого кино о мире вокруг точно не стоит его пропускать. Рассказываем о 10 примечательных современных скандинавских фильмах.
Даже человек, не сведущий в кинематографе, узнает скандинавский фильм по первым же кадрам. Зимняя цветовая палитра с редкими вкраплениями яркого, но не греющего солнца. Аскетичный фон не только природы, но и городов: дома без архитектурных излишеств, а улицы расчерчены как по линейке. Но главное, персонажи — их лица не назовешь красивыми по голливудским стандартам, эмоции спрятаны глубоко внутри, а речь скупа, словно каждое слово требует от героя значительных усилий. Не ожидайте от северного кино скорости и фейерверка чувств, но взамен получите глубину и психологизм, а звуки и образы в нём расскажут историю лучше, чем диалоги.
О вновь возросшем интересе к фильмам северных европейских стран можно судить хотя бы по программе Каннского фестиваля 2022 года: 3 скандинавских фильма в конкурсе, 2 в «Особом взгляде», еще несколько в различных конкурсах, да и в самом жюри — актриса из Швеции Нуми Рапас и норвежский режиссер Йоаким Триер.
Еще в эпоху немого кино датчанин Карл Теодор Дрейер показал, что потомкам викингов не чужды души прекрасные порывы. Затем на мировой сцене появился великий Ингмар Бергман, которого, по мнению киноведов, так никто не может превзойти в таланте визуализации. В начале 2000-х серия романов «Миллениум» Стига Ларссона и его экранизации подарили миру мрачные и сверхреалистичные скандинавского нуара.
Юлия (Рената Реинсве) — примерная студентка медицинского факультета, а заодно и худший человек на свете. Перед ней открыты все дороги, она выбирает хирургию. Затем девушка резко меняет свое решение. Стану-ка я лучше психологом. Подождите, или фотографом. Но вообще-то Юлия прекрасно пишет, можно связать жизнь с литературой. А еще девушка любит вечеринки и богемные тусовки. На одной из них она знакомится с талантливым художником комиксов Акселем (Андерс Даниелсен Лье). Молодые люди влюбляются, съезжаются, спорят по поводу будущего и детей, Юлия изменяет бойфренду с Эйвиндом (Херберт Нордрам). Но тот всего лишь работает в кофейне, что напоминает девушке о ее нереализованных амбициях. Сегодня она лишь продавец в книжном. В 12 главах с прологом и эпилогом норвежский режиссер препарирует поколение тех, кому сегодня 30 или около того, и делает это крайне убедительно.
Премьера «Худшего человека на свете» прошла в основном конкурсе Канн, а Рената Реинсве удостоилась награды за лучшую женскую роль смотра. Впервые Триер громко заявил о себе 10 лет назад — в 2011-м в «Особом взгляде» была представлена его реалистичная и разрывающая зрителей на части драма «Осло, 31-го августа». После парочки не столь удачных проектов норвежский автор возвращается в прекрасную форму, и снова одну из главных ролей исполняет его любимый актер — Андерс Даниелсен Лье. Но настоящее открытие фильма, конечно, Реинсве. «Худший человек на свете» претендует на культовый статус, он вполне может стать манифестом очередного потерянного поколения — инфантильных миллениалов. Среди их насущных проблем: нерешительность, сбитые моральные ориентиры, невозможность понять, кем ты хочешь быть, чересчур широкий выбор и слишком большие возможности. И не стоит думать, что это искусственные и надуманные трудности, вовсе нет, достаточно оглянуться по сторонам. А еще «Худший человек на свете» содержит как минимум одну гениальную сцену, когда весь мир вокруг замирает, а Юлия бежит по утреннему Осло.
Запутанный и насыщенный событиями «Охотник за головами» — история Роджера Брауна (Аксель Хенни), которому то ли скучно на вершине карьеры хэдхантера, то ли денег не хватает, а потому в свободное от работы время он ворует дорогие картины. Тайный бизнес процветал и обеспечивал Роджеру шикарную жизнь, пока он не украл картину не у того человека.
Даже боевики, в которых сложно избежать клише, скандинавы снимают по-своему. Здесь на удивление сложный и объемный сюжет с множеством поворотов, пересечений и отвлекающих маневров. Мортен Тильдум, снявший биографическую «Игру в имитацию» и фантастических «Пассажиров», выводит норвежское кино на общемировой уровень, шокировав избалованных Голливудом зрителей новыми приемами, умным сценарием и отменным холодным юмором. «Охотник за головами» стал первым норвежским фильмом, номинированным на премию Британской киноакадемии BAFTA, и побил все кассовые рекорды, выйдя в прокат в более чем 50 странах.
История сосредоточена вокруг трех студентов университета, которые решают снять видеоматериал об отшельнике Гансе, известном охотнике на троллей. Молодые люди вместе с видеооператором жаждут получить сенсационный материал об этих фантастических существах. Но только они не ожидали столкнуться с ними лицом к лицу.
Официально фильм относят к жанру ужасов, снятом в псевдодокументальном стиле. Однако профи хорроров Андре Овредал добавляет к истории такой отчетливо скандинавский — мрачный и сухой — юмор, что история начинает высмеивать сама себя. Из-за множества отсылок к норвежской культуре и фольклору некоторые аспекты фильма могут быть упущены и непонятны иностранным зрителям. Однако юмористические диалоги и четкая последовательность действий понятны и впечатляют всех. Историю также можно рассматривать как тонкую и хитрую критику Норвегии социальной политики страны.
Рискнем назвать Ларса фон Триера самым известным на данный момент скандинавским режиссером. Слава к нему пришла не только благодаря таланту, но и его любви к провокации. Каждая работа не просто вызывает, а словно вынимает из зрителя самые глубинные эмоции, бывает положительные, но чаще всё-таки негетивные и пугающие. «Антихрист» — тревожная история о скорбящей паре, которая сбегает из города в поисках покоя и убежища после гибели сына. Однако вместо исцелений в тишине и уединении у них происходит жестокий психологический срыв. Благодаря выдающейся игре Шарлотты Генсбур и Уиллема Дефо психологическая драма становится мощным провокационным фильмом об одиночестве, мании и паранойи.
Триер не скрывал, что на съемочную площадку приехал сразу из клиники неврозов, где лечился от депрессии. Но это не помешало, а может, даже и помогло создать фильм, который сам режиссер называет вершиной карьеры. Премьера фильма на Каннском фестивале ознаменовалась большим скандалом. При этом шок вызвал не сюжет, а манера съемки с откровенными сценами насилия. «Отвращение» — так отзывались о картине критики. Что однако не помешало Шарлотте Генсбур взять приз за лучшую женскую роль.
Швеция — государство с населением менее 10 миллионов человек, но при этом выпускает от 40 до 50 полнометражных фильмов в год. Кстати, эта страна первой стала наравне с другими рейтингами использовать тест Бекделя: фильм должен содержать сцену, где хотя бы два женских персонажа беседуют не о мужчинах. Такую проверку на гендерную предвзятость легко проходит и лента «Быть Астрид Линдгрен».
Задолго до того, как она обрела известность благодаря книге «Пеппи Длинный чулок», в жизни юной Астрид Линдгрен случился роман с мужчиной старше на 30 лет, а после незапланированная беременность, которая кардинально изменила жизнь. Датская режиссерка Пернилла Фишер Кристенсен использует события из юности Астрид в качестве точки отсчета ее творческого пути и создает слегка вымышленный портрет самой известной шведской детской писательницы (ее играет Альба Аугуст). Скандинавский байопик, несмотря на трагедию в основе, получился расслабленным и спокойным. Это и благодаря плавным движениям камеры, и мягкой композиции кадра, и притягательности главной актрисы, которая отлично развивает травму юности в источник дара на всю жизнь.
Для увеличения базы знаний о скандинавских актерах стоит посмотреть этот фильм с завсегдатаями экранов Мадсом Миккельсеном и Томасом Бо Ларсеном. Датский режиссер Томас Винтерберг, «мастер неудобных вопросов и знаток темных уголков человеческих душ», исследует тему опасности слухов и двусмысленности правды. Жизнь Лукаса, воспитателя детского сада, рушится после того, как 5-летняя девочка обвиняет его в домогательствах. Мастерски написанный сценарий заставляет зрителей гадать, кто в этой истории лжет, а кто говорит правду.
В этой психологической задумчивой драме есть всё, что ожидает зритель от скандинавского кино: холодная атмосфера, деревенское очарование, продуманный темп и все попытки сдержать эмоции внутри, когда чувства спешат вырваться наружу.История обращается к сложному, но понятному и узнаваемому материалу. Через взаимодействия Лукаса с обществом показано, как может быть ужасно и заразно стадное мышление, перетекающее в параноидальное безумие. Взрывные отношения между персонажами Миккельсена и Ларсена, вероятно, являются одним из величайших моментов в новейшей истории скандинавского кино.
Уве — вдовец, чьи ежедневные посещения могилы недавно умершей жены заканчиваются обещанием присоединиться к ней в загробной жизни. Всю свою жизнь проработавший на железной дороге, он любит только одно: порядок! Порядок должен быть во всем, даже в попытке суицида. Пожилой ворчун продумал уход из жизни до мелочей, но именно нетерпимость к бардаку не позволила совершить шаг с табуретки, когда уже петля была на шее. Уве отвлекает новая молодая семья, которая переезжает в соседний дом. Неловко паркуя автомобиль, они сбивают его почтовый ящик, а шум двух детей сильно раздражает бездетного старика.
Картина основана на одноименном дебютном романе-бестселлере Фредрика Бакмана. Еще одно скандинавское кинотворение, которое с восторгом встретили по обе стороны океана. Среди десятков наград — две номинации на «Оскар» и звание лучшей комедии года на церемонии вручения наград Европейской кинопремии. Критиков особенно восхитило, как медленно и плавно, но при этом непредсказуемо раскручивается повествование, заставляя зрителя сочувствовать подавленному, озлобленному, но, в конечном счете, милому Уве. Герой становится образом скандинавского обывателя, который стремится вперед, невзирая на то, какие неприятные сюрпризы порой подбрасывает жизнь, а любовь к Saab и ненависть к Volvo — тонкая шутка, направленная прямо в сердца его соотечественников.
Говоря о лучших скандинавских актерах, вспомним про шведа Стеллана Скарсгарда, снявшегося во многих блокбастерах по всему миру («Дюна», «Ангелы и демоны», «Умница Уилл Хантинг»). Но как он гармоничен, когда оказывается в родной северной атмосфере! В роли Нильса Стеллан управляет снегоочистителем и носит почетное звание лучшего горожанина года, что, увы, не спасает семью от трагедии — сын умирает от передозировки наркотиков (по официальной версии). Узнав, что к смерти его ребенка причастны представители местных криминальных структур, отец встает на тропу мести.
Еще одной особенностью многих скандинавских фильмов является уникально мрачное чувство юмора, которое особенно хорошо пронизывает этот фильм. Персонаж Скарсгарда немногословен и безэмоционален, но при этом доходит до точки кипения и без разбора убивает одного за другим. Опять-таки сеттинг и декорации очень важны в таких фильмах, поскольку создают нужную атмосферу, формируют характер персонажа и самой истории.
Драмеди Томаса Винтерберга удостоилась премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Мадс Миккельсен играет Мартина, школьного учителя истории, который ведет наискучнейшую жизнь. Он словно сомнамбула как на уроках, так и дома с двумя сыновьями-подростками и женой (Мария Бонневи). Как-то в баре в разговоре с тремя друзьями-коллегами всплыла работа норвежского психолога и философа Финна Скордеруда, который утверждал, что у всех людей недостаточное содержание алкоголя в крови и они должны стараться поддерживать уровень хотя 0,5%. На следующий день Мартин берет на работу фляжку и алкотестер и обнаруживает, что на самом деле в нетрезвом состоянии и жизнь веселее, и он привлекательнее как учитель. Друзья решают присоединиться к эксперименту.
Фильмов о кризисе среднего возраста мужчин предостаточно: как комедийных, так и драматических. Обычно они заканчиваются плоско — инфантильные мужчины осознают важность и достоинство взросления. Но здесь Винтерберг в конце предлагает совсем легкое ощущение катарсиса, хотя и не совсем счастливого, добавляя фильму свежести и трогательности. При острой теме алкоголизма режиссер не дает происходящему стать невыносимо мрачным благодаря небольшим комедийным моментам. Томас Бо Ларсен, Ларс Ранте, Магнус Милланг потрясающе играют, особенно находясь в подпитом состоянии, но всё-таки «Еще по одной» — бенефис Миккельсена.
Фуси (Гуннар Йонссон) — 43-летний мужчина, который до сих пор живет с чрезмерно заботливой матерью. Словно ребенок, застрявший в большом теле взрослого, он почти ни с кем не общается, а на работе в аэропорту смиренно сносит издевательства коллег. В остальном его жизнь не очень разнообразна — каждый день он ест одну и ту же еду, в том же ресторане и за одним и тем же столом. Ситуация меняется, когда в его жизни появляются два новых человека. Недавно переехавшая в соседнюю квартиру 10-летняя Хера, у которой нет друзей, тянется к нему. У толстяка и девочки общая любовь к игрушкам, но вот окружающие не понимают этого. А вторая — Альма, бойкая женщина из кружка кантри-танцев. Когда выясняется, что у женщины тоже есть темная сторона, Фуси начинает заботится о ней и постепенно покидает ментальную скорлупу.
В фильме исландца Дагюра Каури преобладают голубые, холодные тона, которые символизирует одиночество и изоляцию Фуси. А сама история идеально балансирует между типичным северным сухим юмором и трогательной драмой. Показанный на Берлинском фестивале «Фуси» продолжает ранее начатую режиссером в «Ное — белой вороне» тему побега незаметных героев от навязанного быта.