Рецензии4 мин.

Режиссерский дебют Зои Кравиц «Подай знак»: Следуй за красным кроликом

В зарубежных онлайн-кинотеатрах появился режиссерский дебют Зои Кравиц — сатирический хоррор «Подай знак». В главных ролях Ченнинг Татум, Наоми Аки, Алиа Шокат, Кристиан Слэйтер, Саймон Рекс и Адриа Архона. Перечисляем плюсы и минусы громкого проекта.

Перечислять голливудских актеров, которые приняли решение устремить амбиции в режиссуру, — занятие не то чтобы бессмысленное, но довольно хлопотное. Дебюты по ту сторону камеры стабильно случаются и стабильно убеждают публику в многогранности любимых дарований, оправдывая выданные кредиты доверия. Помимо бэкграунда актерского, Зои Кравиц поселилась в медиа-пространстве и как одна из главных представительниц непо-бэйби-бума — едва ли Ленни Кравиц нуждается в отдельном представлении. Полнометражный дебют в режиссуре — отличный способ если не начать с чистого листа, то заявить о себе по-новому. Забегая вперед, можно сказать, что Зои, бесспорно, удалось обновить карьеру: вероятнее всего, «Подай знак» будет началом пути, а не единичным экспериментом. И всё же успех картины видится не столь однозначным, как преподносит зарубежная пресса.

Представьте себе: бесцельно скроля ленту, вы натыкаетесь на сверххаризматичного и привлекательного миллиардера, который готов искупить свои грехи после условной процедуры публичной отмены, а уже вечером видите героя ролика вживую. Для официантки из кейтеринга Фриды (Наоми Аки) путь от фантазий до встречи в реальности составил меньше суток: на приеме, который девушка обслуживала, появился он (Ченнинг Татум). Постановочное знакомство в славных традициях ромкомов, а дальше закрутилось, завертелось — история о Золушке оживает прямо на глазах. Галантный кавалер, плейбой и филантроп на терапии предложил новой знакомой и ее подруге (Алиа Шокат) составить компанию в гедонистком угаре. По завершении званого вечера разодетые гости отправляются на частный джет и совсем скоро оказываются на райском острове, где не существует вчера, сегодня и завтра, плохого настроения и невкусных ужинов, а публика подобралась самая доброжелательная. Или все-таки не очень?

Актриса Наоми Аки известна по фильмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» и «Уитни Хьюстон. Потанцуйте со мной»

© Кадр из фильма «Подай знак», реж. Зои Кравиц, 2024

Несмотря на кокетливую условность и глубину глаз Татума, и без подсказок промоматериалов с самого начала ясно: зрителей ждет отнюдь не романтическая история. Крупные и даже сверхкрупные планы, монтажные переходы и клиповые вставки лучшего вечера в жизни, который имеет свойство повторяться, буквально кричат об угрозе! Но Фрида и другие барышни в белых одеяниях (Адриа Архона, Лиз Карибель и Трю Маллен) с заразительным энтузиазмом бросаются в омут алкоголя и прочих дурманящих веществ, оставив тревоги на том берегу. Совместный быт, похмельные завтраки и постоянные щелчки камеры Polaroid всё больше походят на будни коммуны или секты, а не приятельские выходные соседей по бунгало. Фриду же поначалу пугает только пожилая горничная (Мария Елена Оливарес), которая всё время говорит о каком-то красном кролике и больше ни слова не понимает по-английски.

Социальный климат частного острова, отдых богатых белых людей и зловещая подноготная веселья напрямую отсылают к другому дебюту в режиссуре — фильму комедиографа Джордана Пила «Прочь». Позаимствовала Кравиц у коллеги довольно многое: от жанровой принадлежности к гибриду хоррора и сатиры до стилистических визуальных приемов, которые тотчас угадываются. Стоит признать, это сработало! «Подай знак» оставляет поп-культуре в наследство несколько ярких образов и отличный саундтрек: People Get Up And Drive Your Funky Soul никогда не будет звучать как прежде. Помимо изобретательности киноязыка, завораживают и актерские работы: в первую очередь Татума в роли мерзавца, Саймона Рекса, который вновь раскрывает комедийный потенциал, и Адриа Архоны в образе буквальной обладательницы титула «последняя девушка» («постоялица» выиграла реалити-шоу на выживание на необитаемом острове). Но всё же «Подай знак» совершенно неуверенно выглядит в финале и сумбурно преподносит общий посыл.

При бюджете 20 миллионов долларов фильм собрал в прокате более 45 миллионов

© Кадр из фильма «Подай знак», реж. Зои Кравиц, 2024

Чудо-остров, на котором за безмятежностью скрываются разной степени кошмары, — модель в миниатюре «царства» Джеффри Эпштейна. Каникулы запредельно богатых мужчин среди прочих развлечений включали рабство, сексуализированное насилие, педофилию, принуждение к употреблению наркотиков и прочие девиации, а гостями богемной коммуны в разное время становились и принц Эндрю, и Билл Клинтон, и множество других знаковых фигур мирового масштаба. Волна MeToo постепенно сменилась лавиной female rage — неприкрытого гнева, который на экране обретает самые разные жанровые формы. Именно к экспрессивному выражению ярости Кравиц и приходит в финале: в последней трети «Подай знак» довольно разительно меняет интонацию — из параноидального триллера лента превращается в разнузданный кэмп, который выглядит куда более комедийным, чем того требует драматургия. Многие панчи не срабатывают, а высмеивание белых дядек будто нивелирует пережитой ужас и снижает градус кошмара, как, впрочем, и сюжетные твисты. Более всего изумляет финал, который дискредитирует героиню и предлагает довольно неоднозначный комментарий о динамике власти и доминировании, если задуматься: у руля тот, у кого есть рычаги для шантажа. Впрочем, по-настоящему думать будто бы необязательно: Кравиц сняла броский феминистический триллер и успешно обновила резюме. Удастся ли провернуть фокус дважды? Большой вопрос.