«Призрачный свет» с «Сандэнса»: Исцеляющая сила театра
В Okko можно посмотреть нежную американскую драму Келли О’Салливан и Алекса Томпсона «Призрачный свет». Премьера картины состоялась в начале этого года на «Сандэнсе». Затем фильм показали на SXSW. Дорожный рабочий Дэн тяжело переживает смерть сына и испытывает проблемы с гневом. Неожиданно утешение он находит на сцене — местный любительский театр ставит «Ромео и Джульетту». Главные роли исполняют настоящие муж, жена и их дочь. Рассказываем, как фильм напоминает о целебной силе искусства и почему классическая пьеса играет новыми красками в предложенных обстоятельствах.
В последнее время дорожный рабочий Дэн (Кит Капферер) не может сдержать гнев и часто срывается на проезжающих мимо водителях, у которых всегда найдутся претензии к строителям. У дочери Дэйзи (Кэтрин Маллен Капферер) в школе тоже конфликты — с одноклассниками и учителями. Отец, мать Шэрон (Тара Мэллен) и дочь вместе ходят к семейному психологу и учатся говорить о наболевшем. У них общее горе — смерть. Для Дэна и Шэрон — сына, для Дэйзи — брата. Каждый справляется с бедой по-своему, но внутренняя неудовлетворенность копится. Ни семейная психотерапия, ни судебный процесс против Кристин (Лия Кубилете), девушки умершего, не помогают. Почти что случайно Дэн оказывается на сцене в роли Ромео, и легче становится не только актеру-любителю, но и жене с дочерью.
Творческий дуэт Алекса Томпсона и Келли О’Салливан впервые громко заявил о себе пять лет назад, когда на экран вышло драмеди «Святая Фрэнсис». Томпсон выступил режиссером фильма, а О’Салливан исполнила главную роль и написала сценарий. На этот раз партнеры значатся сорежиссерами. Идея нового проекта пришла к О’Салливан во время пандемии коронавируса. Одним из спасений для всех вынужденных сидеть дома были записи спектаклей. О’Салливан с удовольствием посмотрела «Ромео и Джульетту» в постановке Саймона Годвина для Национального театра в Лондоне с Джесси Бакли и Джошем О’Коннором в главных ролях. Партнеры решили сделать маленький театральный фильм, а в сценарий попали события из реальной жизни. Для начала на главную роль был приглашен Кит Капферер, а затем настоящие жена и дочь актера. Семейство на самом деле пережило утрату сына и брата, так что у фильма есть документальная основа.
«Призрачный свет» — это не реэнактмент, не попытка воспроизвести реальные события, а соединение игрового и невыдуманного. Поскольку в истории Капфереров и сюжете «Ромео и Джульетты» есть пересечения, драма смотрится особенно волнительно и правдиво. Фестиваль «Сандэнс» славится маленькими, но душевными картинами, которые дарят надежду на перемены к лучшему. Из недавних примеров вспомним фильмы «В ритме ча-ча-ча», «Флора и сын», «CODA: Ребенок глухих родителей» и «В порядке ли я?», но на самом деле список можно продолжать и продолжать. Североамериканский киносмотр славится драмеди, от которых чувствуешь светлую грусть и порой смеешься. «Призрачный свет» как раз из такого числа, но перекос здесь все-таки в сторону драмы. Чем ближе финал, тем больше поводов прослезиться.
Драма развивается неспешно и по накатанным рельсам. Мы постепенно узнаем, что же произошло с сыном Дэна и Шэрон, но ощущение большой беды и непреходящей тоски присутствует на экране с первых же минут. Все события развиваются в пространстве посттравмы, а родственники умершего всё еще находятся на стадии принятия. Дэйзи агрессивнее всех, отец проявляет ярость вспышками, мать совсем редко, но поведение у родственников схожее. Историю трудно назвать новой, да и выполнен фильм в минималистичной манере независимого американского кино, но аутентичности картине не занимать, да и сложно представить трагический сюжет в менее приглушенных тонах.
Картина Томпсона и О’Салливан во многом состоит из репетиций спектакля и домашних разборок Капфереров. Театр выступает и объединяющим звеном, и универсальным лекарством. Да, среди прочего фильм является маленьким гимном искусству: никогда не поздно попробовать себя на сцене и внезапно раскрыть неизвестный даже тебе самому талант.
Скорбящие мать, отец и дочь не знают, как говорить о страшной беде, и в итоге каждый закрывается от близких и копит гнев внутри. Переживания, вызванные «Ромео и Джульеттой», высвобождают спрятанные ото всех чувства, боль сменяется слезами облегчения. Конечно, у фильма красивый и не очень правдоподобный финал, а в реальной жизни процесс принятия утраты занимает больший промежуток времени и едва ли смирение наступает у всех близких синхронно. Однако кино ведь в том числе призвано залечивать раны. «Призрачный свет» несет терапевтический эффект как для исполнителей главных ролей, так и для зрителей. Может быть, вечная классика не способна дать ответы на все вопросы, но по крайней мере позволяет начать о них говорить.