«Флора и сын»: Музыка нас связала
На Apple TV+ появилось музыкальное драмеди «Флора и сын» с Ив Хьюсон и Джозефом Гордоном-Левиттом в главных ролях. Это новая картина ирландского постановщика Джона Карни («Хоть раз в жизни» и «Рок-н-рольщики»), большого мастера трогательных романтических историй, разворачивающихся на улицах больших городов. Чаще всего местом действия его фильмов становится Дублин. «Флора и сын» — не исключение. Объясняем, почему трудно не попасть под обаяние этой во многом предсказуемой картины.
Флоре (Ив Хьюсон) 31. Она живет в скромной квартире в спальном районе Дублина вместе с 14-летним сыном Максом (Орен Кинлан). Правда, периодически подросток остается у отца Иэна (Джек Рейнор), который давно расстался с Флорой. Девушка работает нянечкой у богатых детей, зарабатывает немного и совершенно не видит в своей жизни никаких перспектив. С сыном у молодой матери тоже не очень складывается. Бунтующий подросток постоянно попадается на мелких кражах и других правонарушениях и в следующий раз может не отделаться строгим выговором полицейского. Однажды Флора обнаруживает в мусорном баке старенькую, но пригодную для игры гитару. Она рассчитывает увлечь сына музыкой. Правда, оказывается, что Макса больше интересует электронная музыка и треки он сводит на ноутбуке. Тогда Флора сама решает попробовать что-то новое и начинает брать онлайн-уроки игры на гитаре у невероятно обаятельного Джеффа (Джозеф Гордон-Левитт), который живет в Лос-Анджелесе. Трудно в него не влюбиться, но мы же знаем, что у отношений на расстоянии редко бывает счастливый конец.
«Флора и сын» — новый фильм ирландца Джона Карни, который сделал карьеру на душевных музыкальных фильмах. В 2001 году постановщик снял драму с Киллианом Мёрфи «На краю» о пациенте психиатрической больницы, который чудом выжил после попытки самоубийства. С тех пор Карни, который в 1990-е был басистом в рок-группе The Frames, снимает музыкальное кино, которое неизменно нравится публике. «Однажды», «Хоть раз в жизни» и «Рок-н-рольщики» — прекрасные образцы нетипичных мелодрам и драмеди, которые уже успели стать современной классикой. В каждом фильме ирландского автора музыка изящно вплетена в увлекательную романтическую историю.
Премьера «Флоры и сына» прошла на фестивале «Сандэнс» в начале года. Через два дня после первого показа драмеди было куплено Apple TV+ за почти 20 млн долларов. Третий год подряд стриминг покупает на главном киносмотре американских независимых фильмов крауд-плизер, который может порадовать самого разного зрителя. «Флора и сын» отлично вписывается в один ряд с трогательными картинами «CODA: Ребенок глухих родителей» и «В ритме ча-ча-ча». Правда, на «Оскар» работе Карни рассчитывать точно не стоит. Кстати, «Флору и сына» роднит с «CODA: Ребенок глухих родителей» звучащая в кадре замечательная композиция Джони Митчелл Both Sides Now. Когда Джефф исполняет эту песню, находящаяся на другом конце света любительница клубной музыки Флора не может сдержать слез.
Ирландский постановщик уверен, что у музыки есть терапевтический эффект. Она и лечит, и сближает людей, и помогает поверить в себя. Когда мы знакомимся с Флорой, молодая мать не проявляет никакого интереса к сыну и его увлечениям, постоянно смолит одну сигарету за другой и не выпускает из рук бокала белого вина. Она зла на весь мир и сама об этом знает. Главная героиня меняется у зрителей на глазах. Может быть, трансформации бы не произошло, если бы к урокам на гитаре не прилагался располагающий к себе учитель. Когда на экране видишь улыбающегося Джозефа Гордона-Левитта с гитарой в руках, хочется моментально раскрыть ему душу и поведать обо всём наболевшем.
Все оригинальные композиции для картины Джон Карни написал в соавторстве с композитором фильма Гари Кларком. До съемок «Флоры и сына» Гордон-Левитт и Хьюсон умели играть на гитаре, но актриса (между прочим, дочь лидера U2 Боно) признается, что ей было очень страшно петь в кадре, однако за советом к отцу она не обращалась. Карни придумал прекрасную визуальную метафору близости людей, которые вместе играют на гитаре и поют: в самые интимные моменты, когда кажется, что никого больше нет вокруг, на самом деле находящийся за тысячи километров от Флоры Джефф оказывается рядом с ней в дублинской квартирке или на крыше здания под звездным небом. Музыка не знает расстояния. Подобные нежные эпизоды не оставляют зрителям никаких шансов и заставляют влюбиться в «Флору и сына».
Можно, конечно, обвинить сказочника Карни, что в его фильмах герои так легко преодолевают любые преграды. Да, трансформация Флоры из посредственной матери в подругу сына произошла по щелчку пальцев, но режиссер верит в целительную силу музыки и советует публике оставаться неисправимыми оптимистами. Ирландский автор по большому счету больше 15 лет снимает один и тот же чрезвычайно душевный фильм. И если вы смотрели предыдущие работы Карни, вы примерно знаете, чего ждать от новой картины. Но ведь далеко не всегда хочется откровений. Включая сборник хитов любимой группы, мы ставим на проверенную музыку. Та же ситуация и с фильмами Карни — они не подводят и доставляют гарантированное удовольствие, а на душе становится чуть-чуть теплее.