«Ребел-Ридж» Джереми Солнье: Как сделать супермена из обычного человека
На Netflix вышел триллер «Ребел-Ридж» Джереми Солнье, режиссера «Руин прошлого» и «Зеленой комнаты». В отличие от большинства проектов стримингового сервиса, забывающихся через несколько минут после финальных титров, «Ребел-Ридж» может со временем стать культовой картиной. Рассказываем, почему.
Съемки «Ребел-Ридж» прерывались два раза. Сначала была пандемия коронавируса, подорвавшая киноиндустрию, а затем, когда работа над фильмом шла уже месяц, из него неожиданно выбыл Джон Бойега, утвержденный на главную роль. Якобы по семейным обстоятельствам. К счастью, Барри Дженкинс, снимая сериал «Подземная железная дорога», открыл миру английского артиста Аарона Пьера, и Джереми Солнье, не раздумывая, пригласил его в проект. Пожалуй, стоит поблагодарить Бойегу за возможность два часа наблюдать за другим актером, обладателем невероятной харизмы, просачивающейся с экрана каждую секунду фильма.
Терри Ричмонд (Пьер) — бывший морпех, чей двоюродный брат Майк (СиДжей ЛеБлан) арестован и скоро отправится в тюрьму. Там его стопроцентно ждет смерть от рук бандитов, чьи имена он выдал на суде, если Терри вовремя не внесет 10 тысяч долларов залога. Для этого нужно доехать до городка Шелби-Спрингс, где судили брата, и Терри изо всех сил крутит педали дорогого велосипеда, чтобы успеть передать деньги. Что может случиться с чернокожим мужчиной во время пути? Полицейский патруль грубо останавливает его, обыскивает, находит и отбирает 36 тысяч долларов наличными. Терри реагирует на ситуацию максимально хладнокровно, не препираясь, и стоически выдерживает издевательства стражей закона. Он приезжает в город и пытается подать заявление о грабеже, чтобы вернуть конфискованные деньги, но местный шеф полиции Сэнди Бёрн (Дон Джонсон) не намерен расставаться с награбленным. Стражи порядка в Шелби-Спрингс не представляют, с кем связались. Терри — настоящий мастер ближнего боя, его имя и фото есть в «Википедии», а сам он пойдет на всё, чтобы спасти брата.
По описанию кажется, будто перед вами боевик в стиле «Рэмбо», и отчасти это так. Но Солнье в своих интервью рассказывает, что это «Первая кровь», смешанная с «Майклом Клейтоном» и приправленная спагетти-вестернами. Так что «Ребел-Ридж» — остросюжетный триллер с продажными копами, честной матерью-одиночкой Саммер (Аннасофия Робб) и, конечно, с прибывающим в городок молчаливым незнакомцем.
Аарон Пьер — настоящая находка: его пронзительные зеленые глаза, сжатые губы, скупые, но отточенные движения идеально подходят персонажу, способному навести справедливость, не оставив по пути ни единого трупа. Отдельная загадка, как Солнье, снимавший агрессивное кино, сумел обойтись минимальной кровью в «Ребел-Ридж». Оказывается, режиссер сознательно решил написать сценарий так, чтобы почти никто из героев не пострадал. Поэтому Терри способен сохранять трезвую голову, несмотря на обрушившиеся на него проблемы. Пьер, по сути, несущая стена фильма, и на его широких плечах держится непростая конструкция. Солнье не ищет легких путей и заставляет Терри не только озаботиться судьбой брата, но и помочь протоколистке суда Саммер, которая много лет назад оступилась, а теперь пытается вернуть опеку над маленькой дочкой. Девушка берется за опасную для себя задачу, поддержав Терри, и внезапно для себя раскапывает настоящий сговор городской администрации, что становится угрозой для ее жизни.
Луизианские пейзажи моментально рождают в голове каждого критика словосочетание «южная готика», но «Ребел-Ридж» не собирается медитативно восхищаться особенностями местности. История Терри — история настоящего супермена, человека чести, совести и огромной выдержки. Все его слова выверены и взвешены, он не говорит попусту, не болтает лишнего. Солнье называет его прагматиком. Он почти что тот самый Человек Без Имени, чей приезд в город сулит неприятности хапугам от закона. Противостоять такому непросто, но Дон Джонсон как раз такой актер, за которым тянется шлейф мощнейших персонажей. Даже в солидном возрасте его шеф полиции кажется очень опасным человеком.
Интересна подоплека финансовых махинаций Сэнди Бёрна и его подопечных. Обирая граждан, они, как ни странно, руководствуются благородными мотивами. Когда об этом становится известно, фильм слегка уезжает в серую зону, но после финальной битвы в местечке Ребел-Ридж, давшем название картине, всё встает на свои места. Отказ Солнье убивать героев, даже самых незначительных, придает фильму дополнительное измерение. Да, это плохие люди, но они не должны погибать, а должны ответить за содеянное. Кроме того, в задачу Терри не входит смерть каждого члена полицейского отдела Шелби-Спрингс.
«Ребел Ридж» похож на слоубернер, он разворачивается не так быстро, как мог бы (что в случае фильма Солнье было бы большим минусом), но зритель успевает хорошенько познакомиться с принципиально новым и сравнительно миролюбивым героем экшена. Как и все хорошие режиссеры, Солнье прибегает к принципу «показывай, а не рассказывай», а потому характер Терри идеально прорисовывается через его действия. Он голыми руками ловит рыбу (способен постоять за себя), слушает Iron Maiden (не подвержен стереотипам), сдержан и собран. Характер нордический, стойкий — сказали бы некоторые. Можно сосчитать по пальцам одной руки, сколько раз Терри проявляет бушующую внутри него ярость.
Отдадим должное оператору Давиду Гайехо, чья работа над изумительной черно-белой картиной «Объятия зверя» Сиро Герры принесла ему несколько наград. Он помогает зрителю прочувствовать жару Луизианы, увязнуть в зданиях суда и полицейского участка, прочувствовать страх Саммер и решительность Терри. Музыка в «Ребел-Ридж» практически не слышна, но когда она есть, то за это стоит благодарить братьев Блэр, которые давно работают с Солнье, обеспечивая минималистичное звучание его фильмам.
Триллер с социальным подтекстом и театральным актером в главной роли — не самое лучшее описание для «Ребел-Ридж», однако оно точно передает суть фильма. Для маркетологов такое определение было бы головной болью, возможно поэтому трейлер фильма намекает скорее на боевик, нежели на вдумчивое зрелище. Терри — новый герой нашего времени: отсутствие токсичной маскулинности, тотальное нежелание отнимать жизнь и уверенное спокойствие, с которым он держится, достойно внимания. Возможно, ему бы подошла компания Джека Ричера из одноименного сериала, вместе они бы смотрелись идеально, но такие кроссоверы можно наблюдать только в фильмах по комиксам.