Новогодняя комедия в духе «Фарго» и албанский долгострой Юрия Арабова: Все конкурсные фильмы фестиваля «Зимний-2024»
В Москве завершился третий российский фестиваль авторского кино «Зимний». Главный приз достался фильму «Операция „Холодно“» Данила Иванова. В рамках киносмотра состоялись московские премьеры документальной картины «Жизнь Анатолия Гребнева» и хулиганского «Ровесника» — оба фильма прежде показывали на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, а также сказочной «Агнии» с «Маяка». Но остановимся на восьми конкурсных фильмах «Зимнего». Ведь про «Ровесника» и «Агнию» мы уже писали.
В жюри третьего российского фестиваля авторского кино «Зимний» входили: председатель жюри — медиаменеджер и руководитель Дирекции кинопоказа «Первого канала» Сергей Титинков; актер театра и кино, режиссер и сценарист Антон Филипенко; актриса театра и кино, народная артистка России Ирина Розанова; режиссер, сценарист, актриса Любовь Львова; режиссер, сценарист, актер театра и кино Сергей Тарамаев.
Награды фестиваля распределились следующим образом.
Главный приз
«Операция „Холодно“», реж. Данил Иванов
Приз за лучшую режиссуру
Данил Иванов, «Операция „Холодно“»
Лучшая мужская роль
Антон Кузнецов, «Операция „Холодно“»
Лучшая женская роль
Ёла Санько, «Чувства»
Лучший сценарий
Виктория Мокерова, «Чувства»
Лучшее визуальное решение
Шандор Беркеши, «День недели — любой»
Специальный приз жюри
Юрий Арабов, «Гирокастра»
А теперь расскажем о каждом конкурсном фильме «Зимнего».
Главный приз, приз за режиссуру — Данил Иванов, приз за лучшую мужскую роль — Антон Кузнецов
За несколько дней до Нового года чиновник Гриша (Игорь Хрипунов) решает похитить своего босса — начальника комитета по охране объектов культурного наследия Виктора Дмитрича (Борис Каморзин). Серьезные люди хотят построить на месте старинного особняка очередной торговый центр. Виктор Дмитрич категорически против, а Грише грозит смертельная опасность, если нужные документы не будут подписаны в кратчайшие сроки. Глава комитета отправляется на рыбалку, а нанятый уголовник Ваня (Влад Коноплёв) должен похитить чиновника и держать его взаперти несколько дней. План разваливается, Виктор Дмитрич умирает. 1 января труп на озере находят полицейские (Мария Карпова и Антон Кузнецов). По дороге в морг холодное тело чиновника теряют, но это еще далеко не всё.
Данил Иванов, выпускник режиссерского факультета ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца), прославился ярким короткометражным фильмом «Холодно». Пожалуй, главная новогодняя черная комедия современной России — «Страна ОЗ», антипод благостной франшизы «Елки». К сожалению, до картины Сигарева свежей комедии все-таки далеко. «Операция „Холодно“» проигрывает именно сценарно. Здесь хватает чумовых эпизодов, но зачастую никак рационально действия персонажей не объяснить, а фильм распадается на разной степени убедительности скетчи, которые с трудом складываются в единое произведение. Картина априори получается рваной, события развиваются не в хронологической последовательности. Сначала парочка полицейских находит труп, а потом мы наблюдаем за основными моментами двух предыдущих дней, когда Гриша замыслил преступление, Виктор Дмитрич отправился на рыбалку, а Ваня вышел из тюрьмы. Сюжет с похищением позаимствован из «Фарго» братьев Коэн, только снежную Миннесоту на экране отечественного фильма заменила родная для режиссера Карелия. Любители черных комедий едва ли будут в ярости, но выйти за пределы жанровых конвенций фильму не удается. Жадные дураки будут наказаны, а милые стражи порядка обретут любовь.
Уже в прокате.
В московскую школу приходит загадочная Соня (Евгения Каверау). Одиннадцатиклассница рассказывает, что вместе с мамой-психологом (Анфиса Чехова) переехала в столицу из Воронежа. За новенькой тут же начинают ухаживать хулиган Марк (Даня Киселёв) и ботаник Гриша (Арсений Вейс). Ровесников впечатлили то ли цитаты из Маяковского и «Мастера и Маргариты», то ли проигрыш из The Real Slim Shady Эминема. Одноклассницы с ненавистью смотрят на Соню и находят в Сети инфу, что новенькая кого-то порезала в Самаре, а вовсе не в Воронеже. Правда это или нет — неизвестно.
Фильм стал полнометражным режиссерским дебютом Киты Фрайхайт, выпускницы Гамбургской медиашколы, которая с 2007 года работает вторым режиссером. «Сумма квадратов катетов» начинается с популярного психологического подкаста, который ежедневно слушает Соня. Одиннадцатиклассница специально создает любовный треугольник и пытается расставить на шахматной доске спасателя, жертву и преследователя. Слушать диалоги школьников неловко, существуют герои в странном мире — вроде бы и Москва, но и какая-то штампованная футуристическая антиутопия. И школа, и дома подростков максимально далеки от реальности. Из молодежной мелодрамы высосали всю жизнь, а образовавшийся вакуум заполнили псевдоинтеллектуальными беседами, которые не приводят ни к чему. Пожалуй, главное разочарование фестиваля.
Приз за лучший сценарий, приз за лучшую женскую роль — Ёла Санько
65-минутный фильм состоит из двух новелл: «Балерина» и «Гейша». В первой 40-летний безработный сын (Максим Костромыкин) живет в скромной квартирке с пожилой мамой (Ёла Санько). Бездельник думает о смерти и хочет перемен. Пока выдумки хватает на избавление шкафа от хлама. Изменения в быте происходят сами собой. Во второй юная медсестра Лера (Виктория Мокерова) навещает тяжелобольного переводчика с японского (Евгений Марчелли). Пенсионер рассказывает девушке про хокку, Хаяо Миядзаки и говорит на незнакомом языке. Не очень образованной Лере срочно нужны деньги.
«Чувства» — дебют выпускницы Московской школы нового кино Виктории Мокеровой (сценарно-режиссерская мастерская Геннадия Островского). Две новеллы объединяет смерть немолодых героев, которая приводит к положительным переменам в жизни молодежи. Получается довольно цинично и странно. Снят фильм максимально реалистично, на ручную камеру, зачастую акцент сделан на телах и касаниях. Видно, что постановщица мучительно пыталась добрать хронометраж до часа. То ли это кино о смене поколений, то ли о невозможности диалога между пожилыми и молодыми, то ли о желании свободы. Не до конца понятно и невнятно проговорено.
В 2009 году на конюшню в якутском селе привозят породистого жеребца по кличке Спид Стар. Денег в этом местечке нет, зарплату жокеям и обслуживающему персоналу задерживают месяцами. Начальство всё повторяет тренеру Сергею Петровичу, что, если не будет успехов в ближайшее время, контору закроют. Отыскать достойного жокея оказывается непросто. В итоге полную гармонию со строптивым Спид Старом обретает скромный и щуплый Егор (Павел Ченянов), который недавно бросил учебу, а родители не одобряют, что сын живет на конюшне и почти нелюдим.
«Спид Стар» трудно ругать. Это, конечно, никакое не авторское кино, а чисто зрительское, без единой попытки придумать что-то свое. Прочитав пару предложений о фильме, уже можно почти по сценам предсказывать, что произойдет на экране. Егору мешает недовольный друг-алкаш Коля, да еще и пытается соблазнить легкими деньгами на ставках. Молодая жена с дочкой тоже неспособны отвлечь жокея от любимого коня. Уходит тренер, зарплату не платят, хмурая мама причитает — Егор, разумеется, всё преодолеет. Спид Стар три года подряд (с 2010-го по 2012-й) побеждал на скачках на призы президента Республики Саха (Якутия). Важные региональные старты здесь подаются как Олимпиада межгалактического масштаба. «Спид Стар» — наивная спортивная драма по реальным событиям со всеми известными. Авторы словно бы прежде не видели ни одного подобного фильма, а потому даже и не думают избегать штампов жанра. Злодеи здесь перевоспитываются и плачут, старички дают ценные советы и благословляют на победы, ангелоподобный антагонист улыбается и покоряет сердца всех вокруг. Кино точно делали с душой. Вполне возможно, что это будет хит якутского проката.
Специальный приз жюри
1960-е, социалистическая Албания, у власти в стране диктатор Энвер Ходжа. Русская Катя (Полина Гришина) и албанец Ариан (Бесмир Битраку) познакомились во время учебы в МГУ, а теперь живут в красивом горном городке Гирокастра. Муж работает археологом, супруга преподает в школе. После свадьбы молодая жена никак не может забеременеть, не помогает даже волшебная грязь на речке, куда Катю отводит новая подруга Вальбона (Лоредана Гьечи). Когда мужа отправляют на конференцию в Тирану, супруга увязывается за ним. Зачем-то в Тиране Катя начинает петь дифирамбы случайно встретившемуся Ходже. По команде недовольного диктатора против Ариана фабрикуют дело, жизнь молодой семьи стремительно превращается в ад.
«Гирокастра» — первый и единственный режиссерский опыт прославленного отечественного сценариста Юрия Арабова. Съемки проходили еще в 2020 году, а дальше у фильма был сложный постпродакшен. Арабов скончался 27 декабря 2023-го, не дожив до премьеры почти год. Фильм фиксирует смену курса власти в Албании. Диктатор Ходжа постепенно отворачивается от Советского Союза и начинает дружить с Китаем. После смерти Сталина отношения между Албанией и СССР ухудшаются, а Ходжа считает, что Хрущёв предал дело предшественника. В квартиру, в которой жили Катя и Ариан, приезжают китайцы, а портрет Сталина на стене сменяется изображением Мао Цзэдуна. Фильм отличает эклектичная стилистика. Открывающая картину сцена свадьбы напоминает кино Эмира Кустурицы, затем следует серия политических анекдотов и частная история о дружбе и попытках забеременеть. Связывают повествование воедино мелодраматические сцены и не всегда уместная музыка. Также важную роль играют осветленные сны. Албанскому диктатору в грезах видятся похороны Сталина. В один из драматических моментов Катя облетает Гирокастру — почти как на картине Марка Шагала, но с другого ракурса. Вторая половина становится настоящим испытанием для зрителей: унизительные физические и психологические пытки, массовые самоубийства и поток непрекращающихся страданий.
Лучшее визуальное решение — Шандор Беркеши
Лёша (Михаил Тройник) и Туся (Евгения Крегжде) прожили вместе 15 лет. Он писатель, она организует кинофестивали. Лёша мечтает об измене, но в реальности хранит жене верность. Закадровый голос писателя с жаром рассказывает о его желании провести ночь с другой. Но, может быть, это лишь своеобразная игра творца, который работает над новым произведением. Когда у Туси обнаруживают злокачественную опухоль и шансов на выздоровление нет, супруга советует мужу жить дальше. Лёша же как истинный романтик хочет уйти с любимой вместе, нужно только сделать два укола. Однако в этот момент писатель знакомится в кафе с юной Луизой (Дарья Квасова) и всё меньше хочет умирать. Тусе становится всё хуже и хуже, былая бодрость улетучилась, теперь жена даже не встает с кровати. Лёша в ужасе и с приближением возможной роковой даты попросту начинает бояться смерти. Но как рассказать Тусе о решении жить дальше?
«День недели — любой» стал уже вторым фильмом Алёны Званцовой за 2024 год. Ранее постановщица сняла «Ячейку общества» с Анастасией Красовской и Кузьмой Котрелёвым. В картине «День недели — любой» семья снова находится под ударом, только смертельным. Совершенно логично, что отношения между Тусей и Лёшей резко меняются. Поначалу оба хорохорятся и делают вид, что ничего серьезного не происходит, но за бесконечными шутками и подколами скрывается понятный страх. Первая половина фильма, даже несмотря на страшный диагноз Туси, является разговорной комедией. Во второй части, когда героине становится сильно хуже и вроде бы превалирует драма, ни зрителям, ни создателям не удается быстро перестроиться. Действительно серьезного разговора не получается. Может быть, история лучше смотрелась бы в форме театральной постановки.
В прокате с 9 января.
День и ночь к хакасскому шаману (Юрий Майнагашев) со спутанными седыми волосами приходят за помощью. Посетители склонны искать легкие пути достижения своих целей. Шаман, однако, каждый раз ставит странные условия. Люба (Марина Федункив) хочет быть красивой и наконец-то выйти замуж — шаман исполнит желание, если женщина отрежет тормозной шланг у трактора. Девочке-подростку Ане (Ананке), чтобы получить 100 тысяч лайков, надо убить человека. Любовнице Ларисе (Янина Мелехова), чтобы муж ушел от супруги и женился на ней, нужно ограбить банк. Все квесты пахнут дьявольщиной, но алчность, злоба и низость побеждают. Просители сомневаются, но в итоге соглашаются грешить. Судьбы всех персонажей, кто пришел к чудотворцу, переплетаются. Старик-шаман всё грустит из-за необдуманных поступков людей, а сидящая рядом черноволосая женщина (Ляна Ондур) приговаривает, что он должен выполнять просьбы просителей.
«Шаман» — полнометражный игровой дебют Михаила Мерзликина. Фильм был снят в Хакасии, а потому заведомо вызывал интерес. Продюсеры подавали «Шамана» как сибирский хоррор. Что ж, это лукавство. Ничего по-настоящему страшного на экране не происходит, скримеров и джампскейров тоже нет. Гораздо печальнее и чудовищнее смотрятся поступки посетителей шамана. Картина Мерзликина — морализаторская притча с лобовым месседжем и изначально неприятными героями. Может быть, режиссер и не является мизантропом, но, очевидно, не сомневается, что зла в человеке больше, чем добра. Все желания клиентов шамана кажутся не только сиюминутными, но и ничтожными. Однако каждый почти сразу соглашается совершить зло. О последствиях, разумеется, никто не думает, наказания не ожидает. «Шаман» вызывает неловкость и ставит под сомнение рост уровня региональных фильмов. С другой стороны, картина может получить в узких кругах культовый статус, как «Комната» Томми Вайсо.
В прокате с 16 января.
Талантливая разработчица Ксения (Юлия Пересильд) давно занимается нейросетями и искусственным интеллектом. После не самой успешной презентации босс (Никита Тарасов) отправляет активную программистку в отпуск. Ксения выбирает для двухнедельного отдыха красивую виллу в Таиланде, которая прежде никогда не сдавалась. Цена приятная, виды сказочные. Странно только, что прежде тут никто не жил. В умном доме гостью из России встречает искусственный интеллект по имени Маркус. Он готов исполнить любые капризы Ксении, но и не дает выйти на волю. У бархатноголосого Маркуса на разработчицу из России свои планы.
Второй фильм Евгения Корчагина, комедия «Говорит Земля!», был показан на фестивале «Короче» в Калининграде. Как и предыдущая работа, новый фильм Корчагина — кино совершенно зрительское, растянутая до полного метра средненькая серия «Черного зеркала». Но любые фантастические сюжеты в России встречаются столь редко, что посмотреть всё равно любопытно. «ON и Она» не может похвастать большим бюджетом и выдающимися спецэффектами, а потому события на экране развиваются далеко не в ураганном ритме. Вполне возможно, что фильм лучше бы смотрелся в формате интенсивного короткого метра. Полчаса героиня Пересильд танцует под стоковую музыку, готовит и ест вкусные блюда, тренируется с виртуальным коучем по фитнесу и наслаждается жизнью. Однако тропический рай длится не очень долго. Ксения совершенно незаметно оказывается в золотой клетке, а на месте искусственного интеллекта Маркуса легко можно представить богатого кавалера, который вроде бы одаривает бриллиантами, платьями и поездками в экзотические места, но совершенно не дает воздуха и полностью лишает подругу свободы. Разработчица из России оказывается в жутких абьюзивных отношениях, которые на контрасте с многообещающим началом смотрятся особенно остро. Комедия про отдыхающую трансформируется в триллер про запертую.
В прокате с 13 февраля.