«Говорит Земля!» с Ириной Горбачёвой и Антоном Филипенко: Экоактивизм для чайников
В прокат выходит экологическая комедия Евгения Корчагина «Говорит Земля!». На фестиваое «Короче» в Калининграде фильм удостоился сразу двух наград: специального приза жюри «За кинематографическую попытку спасти нашу Землю» и специального приза от телеканала «Россия 1». По сюжету с шахтером Стасом начинает говорить наша планета, которой очень плохо от деятельности человечества. Объясняем, почему всерьез картину воспринимать точно не стоит, а с каждой минутой экранного времени она всё больше напоминает фарс.
Потомственный шахтер Стас (Антон Филипенко) не очень любит свою работу, мечтает жить на море и ежедневно кататься на серфе, а не тухнуть в десятках метров под землей. Его отец (Александр Пашутин) выращивает на участке арбузы. Однажды начальник (Гоша Куценко) поручает Стасу провести экскурсию для московской журналистки. На самом деле это экоактивистка Лена (Ирина Горбачёва) в дурацком рыжем парике, которая хочет зафиксировать все нарушения при добыче угля и закрыть шахту «Круглая». Довольно быстро обман раскрывается. В заброшенной части шахты происходит обвал, на голову Стаса падает много камней, после чего шахтер начинает слышать голос Земли. Если человечеству в ближайшее время не перестать портить экологию, всему нашему виду грозит вымирание. Стас и Лена договариваются вместе остановить разработку угольного разреза. Парочка едет на экологический форум в Москву, чтобы обратить внимание на проблему. Помогает Стасу с Леной Кеша (Степан Девонин), который был бы рад стать бойфрендом девушки, но та всё отвечает отказом, а теперь еще появляется конкурент. По просьбам Стаса Земля способна вытворять разные зрелищные фокусы, так что шахтер вскоре становится интернет-знаменитостью, а экологическая проблема выходит на глобальный уровень.
Режиссер Евгений Корчагин прежде снимал комедии «Война семей» и «Михалыч» для телеканала ТНТ, так что на высокохудожественное произведение изначально рассчитывать было довольно глупо. Авторы бомбардируют зрителей шутками ниже пояса, причем частота их растет в геометрической прогрессии. Например, чтобы спасти Землю, лидерам всех стран нужно взять друг друга за ягодицы — именно так происходит связь с планетой.
Грустно, что мишенью для шуток авторов становятся экоактивисты. Если верить создателям, защитники Земли только и могут, что не есть мясо, экономить воду, ездить на электромобилях, писать петиции и готовить дорожные карты и презентации. А в паре эпизодов экоактивистов и вовсе обвиняют в распилах неясных бюджетов. Также объектом для насмешек становятся главы других государств (Россию представляют Лена, Стас и таинственная героиня Елены Подкаминской из властных кругов), а особенно дряхлый белый президент США, который вообще не понимает, что происходит и где он находится. В общем, Корчагин идет безопасной тропой комедии, которая не имеет к реальности ровным счетом никакого отношения.
Сатира должна быть колючей и актуальной. Вспомним «Не смотрите наверх» Адама МакКея. Американский режиссер посмеивается над собственным правительством и богачами, которые окончательно улетели в космос, подальше от простых людей. В «Говорит Земля!» власть представлена главой шахты, который обманывает Стаса и на тракторе и экскаваторах готов штурмовать его дом и огород с арбузами отца. Персонаж настолько обобщенный и лишенный каких-либо узнаваемых черт, что на его месте мог быть Саурон, Дарт Вейдер или какой-нибудь еще канонический злодей.
Фактически все посылы фильма сводятся к оптимистичным и раздражающим трюизмам. Воровать плохо. Не стоит никого обманывать. Жить нужно по совести. Землю следует беречь. Но никаких реальных советов или хотя бы попыток задать острые вопросы в фильме нет. Аудитория должна смеяться над сортирным юмором и болеть за Стаса и Лену, которым положено в финале поцеловаться.
«Говорит Земля!» смотрится сравнительно бодро. Если вам удалось полностью отключить мозг и не пытаться связывать в логическую цепочку события на экране, то отдельные сцены могут даже вызывать смешок. Трудно представить, что фильм будут пересматривать, но разовую радость картина способна доставить, особенно не самым искушенным и требовательным зрителям.