Опубликовано 31 марта 2024, 12:44
21 мин.

Новая классика: Лучшие зарубежные фильмы XXI века

Поделиться:
Новая классика: Лучшие зарубежные фильмы XXI века

Кажется, наше столетие началось совсем недавно, но уже миновала почти его четверть — приличный для кино срок. За это время сменилось несколько поколений кинематографистов, американское инди-кино закрепилось в арт-мейнстриме, Кристофер Нолан изменил жанр комиксов и стал одним из главных режиссеров мира, а старые мастера вроде Вуди Аллена, Дэвида Линча и Мартина Скорсезе подтвердили, что их талант еще не угас. Собрали 20 лучших фильмов XXI века на сегодня.

В поисках, чего бы еще посмотреть, читайте нашу подборку лучших зарубежных фильмов 2023 года по мнению редакции Okkoлокино.

Рейтинг лучших зарубежных фильмов XXI века, которые стоит посмотреть

Танцующая в темноте

Рейтинг: 8.1IMDb: 7.9
2000, Драмы, Музыкальное, Криминальное, 170 мин
Германия, США, 18+
Режиссер: Ларс фон ТриерГлавные роли: Бьорк, Катрин Денёв, Дэвид Морс, Петер Стормаре, Джоэл Грей, Кэра Сеймур

Завершающая часть трилогии «Золотое сердце», открытой драмой «Рассекая волны» и продолженной «Идиотами». Ее создатель, тонкий экспериментатор, великий провокатор и искуснейший манипулятор Ларс фон Триер, в «Танцующей» ловко разбивает оковы догм и скреп классического киномюзикла. Автор соединяет документальную ручную камеру, фиксирующую повседневную и искусственно обесцвеченную реальность, с неожиданными яркими танцевальными номерами, которые работают не просто как «шоустопперы», но как усиливающие основной драматический конфликт сцены.

1960-е годы, главная героиня Сельма (Бьорк) обитает в маленьком американском городке. Сюда она перебралась из Чехословакии вместе с 12-летним сыном Джином. Сельма работает на заводе и бережно хранит ото всех главную свою тайну — ее слепота неотвратимо прогрессирует, уже сейчас девушка с трудом различает предметы. Мир вещей, всё более призрачный, отдаляется от нее, а мир грез и фантазий, напротив, становится более реальным и осязаемым. В нем серая рутинная работа преображается в один из тех дивных старых мюзиклов, что она видела в детстве. Каждый заработанный доллар Сельма откладывает на операцию для также слепнущего Джина — что бы с ней ни случилось, ее сын должен видеть этот мир. На Каннском фестивале «Танцующая в темноте» была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» как лучший фильм в конкурсе, а Бьорк была признана лучшей актрисой.

Кадр из фильма «Любовное настроение»

Любовное настроение

Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
2000, Драмы, 98 мин
Франция, Гонконг, 18+
Режиссер: Вонг Кар-ВайГлавные роли: Мэгги Чун, Тони Люн Чу-Вай, Пинг Лам Сиу, Джо Чун, Ребекка Пань, Келли Лай Чэнь

Элегическая и изящнейшая драма Вонга Кар-Вая была показана в том же конкурсе Каннского кинофестиваля, что и «Танцующая в темноте». На нем Тони Люн Чу-Вай, исполнивший одну из главных ролей, получил «Золотую пальмовую ветвь». Между фильмами Триера и Кар-Вая прослеживается еще одна параллель. «Любовное настроение» тоже является частью авторской трилогии. Ее открыли «Дикие дни» и завершила фантастическая драма «2046».

Историю отношений главных героев «Любовного настроения» — журналиста Чоу (Люн), пытающегося стать писателем, и его соседки Су (Мэгги Чун) — Кар-Вай окрашивает в безысходные, чуть приглушенные, но насыщенные тона. Печальный конец их любви предсказан с самого начала. Оба героя, забытые своими возлюбленными, которые, к слову, изменяют им друг с другом, ищут спасения в невинной игре. Они только понарошку изображают собственных супругов и их измену. Со временем, однако, игру вытесняют настоящие чувства.

Кадр из фильма «Малхолланд Драйв»

Малхолланд Драйв

Рейтинг: 7.7IMDb: 7.9
2001, Триллеры, Драмы, 146 мин
Франция, США, 18+
Режиссер: Дэвид ЛинчГлавные роли: Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг, Джастин Теру, Энн Миллер, Марк Пеллегрино, Анджело Бадаламенти

Что может объединять таинственного ковбоя (Монти Монтгомери), тайно правящего Голливудом, городского невротика (Патрик Фишлер), которому снится кошмар о страшном человеке, ожидающем его на парковке забегаловки, девушку Риту (Лаура Хэрринг), попавшую в аварию на лимузине где-то на Малхолланд Драйв, темпераментного режиссера Адама Кэшера (Джастин Теру), театр, который работает только по ночам, наемного убийцу (Марк Пеллегрино) и молодую актрису Бетти (Наоми Уоттс), только что прибывшую в Лос-Анджелес? Ответ — бездонная фантазия Дэвида Линча, поселившая всех этих героев в один сновидческий и на первый взгляд иррациональный мир. Бетти находит в своей квартире Риту, потерявшую память после аварии, и вместе они пытаются узнать о ее прошлом. Однако всё в этой истории не то, чем кажется.

Фильм задумывался и снимался как пилот телесериала для канала ABC, но телебоссам отснятый материал совсем не понравился, и проект решили заморозить. Линч если и расстроился, то ненадолго. Он доснял несколько сцен и смонтировал из получившегося материала психологический, метафизический неонуар, который до сих пор остается постоянным участником списков лучших фильмов не только века, но и всех времен. К слову, в Каннах Линч был награжден «Золотой пальмовой ветвью» за лучшую режиссуру.

«Властелин колец: Братство кольца»

Властелин колец: Братство кольца

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.8
2001, Приключения, Боевики, Фэнтези, 171 мин
США, Новая Зеландия, 12+
Режиссер: Питер ДжексонГлавные роли: Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Шон Эстин, Вигго Мортенсен, Билли Бойд, Доминик Монахэн

Трилогия Питера Джексона по роману Джона Толкина своим успехом инициировала сразу две тенденции в кино США. Во-первых, изменила отношение студийных боссов к самому жанру фэнтези, который до выхода «Властелина колец» воспринимался не слишком серьезно — как кино исключительно для детской аудитории. Впечатляющие кассовые сборы трилогии и расширенный фэндом красноречиво убеждали продюсеров в необходимости пересмотреть свои взгляды. Во-вторых, Джексон ввел моду на серийное производство — крупные блокбастеры с тех пор мыслятся сразу как пенталогии, тетралогии или хотя бы трилогии. Сам Джексон отнесся к экранизации, насколько это было возможно, бережно и вдумчиво, воспринимая роман не столько как фэнтези, сколько как попытку Толкина создать новую английскую мифологию.

Первый фильм трилогии, «Братство кольца» — кстати, по одному из ранних проектов, фильмов могло быть только два, — рассказывает о том, как герои отправляются в великое путешествие. Среди них четверо хоббитов во главе с Фродо Бэггинсом (Элайджа Вуд), у которого по воле судьбы оказалось Единое Кольцо Всевластия. Это не простое украшение, но могучий магический артефакт, созданный темным лордом Сауроном и вместивший в себя часть его силы. В Братство, которое должно уничтожить Кольцо и спасти мир от власти Саурона, также входят мудрый и чудаковатый маг Гэндальф Серый (сэр Иэн МакКеллен), харизматичный наследник древнего рода королей Арагорн (Вигго Мортенсен), легконогий эльф Леголас (Орландо Блум), гордый гном Гимли (Джон Рис-Дэвис) и искусный воин Боромир (Шон Бин). Им предстоит путь через всё Средиземье, растянувшийся на три фильма и навеки запечатленный в сердцах многочисленных фанатов.

Кадр из фильма «Любовь, сбивающая с ног»

Любовь, сбивающая с ног

Рейтинг: 6.8IMDb: 7.3
2002, Комедии, Мелодрамы, 91 мин
США, 16+
Режиссер: Пол Томас АндерсонГлавные роли: Адам Сэндлер, Эмили Уотсон, Луис Гусман, Филип Сеймур Хоффман, Мэри Линн Райскаб, Роберт Шмигель

Нулевые годы можно назвать золотым десятилетием для романтических комедий. Тогда вышли «Реальная любовь», «Обещать — не значит жениться» и десятки других картин, собиравших если и не награды, то по крайней мере славную кассу. «Любовь, сбивающую с ног» Пола Томаса Андерсона вполне можно отнести к этому жанру. По первичным сценарным признакам это романтическая история: неловкий парень встречает исключительную женщину, которая меняет его жизнь. Но Андерсон, награжденный призом Каннского кинофестиваля за режиссуру, совершил жанровый трюк, виртуозно подменив легкомысленность ромкомов основательностью драмеди о двух одиноких людях. Главную роль он специально написал для Адама Сэндлера, для которого она стала первой по-настоящему серьезной в карьере.

Романтический герой у Андерсона предстает законченным невротиком — причем не обаятельно-говорливым, а занудно-депрессивным. Либидо Барри Игана раздавлено не знающими личных границ и весьма доминантными сестрами. Измаявшись от одиночества, бедняга Барри звонит в службу секса по телефону, но терпит неудачу и здесь. На том конце провода оказываются мошенники, которые начинают его шантажировать. Но однажды подруга одной из сестер Барри, Лена Леонард (Эмили Уотсон), заходит к герою на работу и делает нечто невиданное — проявляет к тому интерес.

«Трудности перевода»

Трудности перевода

Рейтинг: 7.2IMDb: 7.7
2003, Комедии, Драмы, 101 мин
США, Япония, 16+
Режиссер: София КопполаГлавные роли: Билл Мюррей, Скарлетт Йоханссон, Джованни Рибизи, Анна Фэрис, Акико Такэсита, Кадзуёси Минамимагоэ

В 1980 году режиссеры Акира Куросава и Фрэнсис Форд Коппола снялись в рекламе японского виски «Сантори». Такой маленький шаг для них самих и огромный для Софии Копполы. Дочь голливудского классика спустя 23 года расскажет в «Трудностях перевода» о стареющем актере Бобе Харрисе (Билл Мюррей), приезжающем в Токио на съемки рекламы того самого «Сантори». В отеле он знакомится с Шарлотт (Скарлетт Йоханссон), девушкой, скучающей в ожидании своего всегда отсутствующего мужа-фотографа. Страдая бессонницей, герои встречаются по ночам в баре отеля, рассказывая друг другу о себе и своей жизни. Между персонажами завязывается один из удивительных платонических романов в истории кино.

На написание этой истории Софию Копполу вдохновили собственный опыт жизни в Токио, где она успела открыть несколько успешных магазинов одежды, и отношения с режиссером Спайком Джонсом, который выведен в фильме в образе Джона (Джованни Рибизи), мужа Шарлотт, одержимого своей работой. Сценарий Коппола писала под Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон — той на момент съемок было только 17 лет. Коппола обратила на юную актрису внимание, увидев в фильме «Мэнни и Ло», за роль в котором Йоханссон была номинирована на премию «Независимый дух».

Кадр из фильма «Матч Поинт»

Матч Поинт

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.6
2005, Триллеры, Драмы, Мелодрамы, 118 мин
США, Великобритания, 18+
Режиссер: Вуди АлленГлавные роли: Джонатан Риз Майерс, Скарлетт Йоханссон, Эмили Мортимер, Брайан Кокс, Мэттью Гуд, Пенелопа Уилтон

В длинной и до сих пор пополняющейся новыми картинами фильмографии Вуди Аллена «Матч Поинт» занимает особое место. Во-первых, это чистая трагедия без примеси комедии или драмы, что во времена смешанных жанров само по себе является редкостью, не говоря уже о фильмах самого Аллена, в которых мрачность частенько оттеняется философическими шутками. Во-вторых, «Матч Поинт» — не последний, но, пожалуй, самый значительный фильм Аллена, в котором он рассуждает о преступлении и наказании, одной из сквозных тем всего его творчества. В-третьих, картина положила начало короткому, но плодотворному сотрудничеству Аллена со Скарлетт Йоханссон. И, наконец, это один из немногих фильмов, который пришелся по душе самому режиссеру, относящемуся к своему творчеству весьма критично.

Мачт поинтом в большом теннисе называют решающее очко, которое приносит победу в матче. Профессиональный в прошлом теннисист Крис Уилтон (Джонатан Риз Майерс), в свободное от упражнений с ракеткой время почитывающий Достоевского, полагает, что судьба, удача или слепой случай имеют определяющее значение в жизни человека. В конце концов, на чью сторону упадет мяч, попавший в трос, решает именно удача. Крис уходит из тенниса и устраивается тренером в загородный клуб. Здесь он знакомится с Томом Хьюитом (Мэттью Гуд), наследником огромного состояния, а позже сближается с его сестрой Хлоей (Эмили Мортимер). Умный и расчетливый Крис стремится к успеху и видит в союзе с влюбившейся в него Хлоей кратчайший к нему путь. Но на его пути встает неожиданное препятствие — страсть к Ноле Райс (Скарлетт Йоханссон), американской невесте Тома.

«Самый главный босс»

Самый главный босс

Рейтинг: 6.9IMDb: 6.6
2006, Артхаус, Комедии, 95 мин
Дания, Швеция, 16+
Режиссер: Ларс фон ТриерГлавные роли: Йенс Альбинус, Петер Ганцлер, Фридрик Тоур Фридрикссон, Бенедикт Эрлингссон, Ибен Хьейле, Хенрик Прип

Один из наименее известных фильмов Ларса фон Триера вполне мог бы снять и Вуди Аллен. Выдает датчанина присутствие Йенса Альбинуса, одного из любимых актеров режиссера. А также фирменная скандинавская сдержанность, которая время от времени сменяется вспышками эмоциональной необузданности. Сюжет «Самого главного босса» даже напоминает драмеди «Подставное лицо», где Аллен когда-то исполнил одну из главных ролей.

Глава крупной IT-компании Равн (Петер Ганцлер) нанимает своего старого знакомого актера-неудачника Кристофера (Альбинус), чтобы тот сыграл несуществующего в действительности «босса», на счет которого относят все непопулярные решения. Равн готовится продать фирму богатому исландцу, так что без подписи «босса» тут не обойтись. Проблема только в том, что Кристофер уж слишком вживается в роль. В «Самом главном боссе» Триер, известный своим до гротескности мрачным чувством юмора, проявляющимся даже в самых трагических фильмах, показывает другую сторону дара — почти беззлобную и ироническую.

Кадр из фильма «Отступники»

Отступники

Рейтинг: 8.5IMDb: 8.5
2006, Триллеры, Боевики, Драмы, 144 мин
США, Гонконг, 16+
Режиссер: Мартин СкорсезеГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг, Мартин Шин, Рэй Уинстон

Еще в 1970-е, после выхода «Таксиста», кто-то сказал Мартину Скорсезе, что он получил бы «Оскар», будь его фильмы более гуманными. «Тогда я и понял, что „Оскара“ мне не видать», — пошутил однажды режиссер. Впрочем, всего 30 лет спустя вкусы киноакадемиков изменились, и Скорсезе наконец удостоился статуэтки за постановку «Отступников» — ремейка гонконгского фильма «Двойная рокировка» (который, к слову, режиссер смотреть отказался, чтобы не попасть под влияние). Сценарий оригинала основательно переделал Уильям Монахэн, удачно адаптировав его к криминальной жизни Бостона.

Почти одновременно в Полицейскую академию Бостона поступают два паренька из южного района города, известного своими преступными группировками американских ирландцев, — Билли Костиган (Леонардо ДиКаприо) и Колин Салливан (Мэтт Дэймон). Первого после драки выгоняют из полиции, после чего он примыкает к банде Фрэнка Костелло (Джек Николсон), чей образ был вдохновлен печально известным Уайти Балджером. Второй, окончив Академию с отличием, быстро продвигается по служебной лестнице и попадает в отдел специальных расследований, целью которого является именно Костелло. Но всё не так очевидно. На самом деле Костиган по плану капитана Куинана (Мартин Шин) и лейтенанта Дигнама (Марк Уолберг) работает под прикрытием, а Салливан как раз сливает информацию Костелло.

Кадр из фильма «Старикам тут не место»

Старикам тут не место

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
2007, Триллеры, Криминальное, 122 мин
США, 18+
Режиссер: Итан Коэн, Джоэл КоэнГлавные роли: Томми Ли Джонс, Джош Бролин, Хавьер Бардем, Келли Макдоналд, Вуди Харрельсон, Бет Грант

В ленте «Старикам тут не место» гиганты Индивуда братья Коэн вернулись к жанру, с которого начали свой путь в кино. Вышедший в 1984 году хладнокровный триллер «Просто кровь», снятый в нуарном стиле, наделал тогда немало шуму. Определить жанр «Старикам тут не место», несмотря на несомненное «триллерное» происхождение, довольно сложно. Это и провинциальный нуар, и вестерн, и черная комедия, и роуд-муви, и фильм-погоня одновременно. Книгу современного американского классика Кормака МакКарти братьям посоветовал прочитать продюсер Скотт Рудин. Коэны бережно сохранили дух романа, своими правками только усилив заложенные МакКарти идеи и придав им глубины. Фильм потрясает своей негромкостью. Авторы сознательно отказались от музыки в кадре. Акцент на «естественных» звуках вроде шуршания газового баллона об асфальт замечательно усилил напряжение, по ходу развития сюжета только увеличивающееся. «Старики» стали редким фильмом в истории, награжденным и «Золотой пальмовой ветвью», и «Оскаром» как лучший фильм (всего у ленты четыре статуэтки Киноакадемии).

Как это часто бывает у Коэнов, движком сюжета служат деньги. Причем в «Стариках» они получают яркое символическое воплощение в монетке, подбрасывая которую главный антагонист, таинственный наемный убийца Антон Чигур (Хавьер Бардем), решает судьбу встреченных людей. Его цель — найти набитый сотнями тысяч долларов кейс, что исчез с места кровавого побоища, учиненного двумя наркобандами при неудачной сделке. Случайно получивший кейс ветеран Вьетнамской войны Льюэллин Мосс (Джош Бролин) — типичный коэновский обычный человек, попавший в необычные обстоятельства, — весь фильм скрывается от Чигура, надеясь на лучшую жизнь с женой Карлой Джин (Келли Макдоналд), которую отсылает к матери. По тянущемуся вслед за деньгами кровавому следу идет старый шериф Белл (Томми Ли Джонс), бесконечно уставший от ужасов этого мира и совсем его не понимающий.

Кадр из фильма «Темный рыцарь»

Темный рыцарь

Рейтинг: 8.5IMDb: 9
2008, Боевики, Триллеры, 152 мин
США, Великобритания, 12+
Режиссер: Кристофер НоланГлавные роли: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Мэгги Джилленхол, Гари Олдман, Майкл Кейн

Когда-то давно, когда деревья были высокими, а трава зеленее, супергерои DC были самыми популярными в мире, в то время как киновселенная Marvel лежала в руинах и ничего не слышала о камнях бесконечности. Пока из Англии не явился режиссер, заставивший относиться к жанру кинокомикса серьезнее, чем когда-либо. И звали его Кристофер Нолан, и создал он целую кинотрилогию о восхождении, падении и смирении Бэтмена. И украсил ее бриллиантом, которым стал «Темный рыцарь» — история о противостоянии Бэтси с величайшим трикстером современности Джокером. И стал «Темный рыцарь» самым титулованным фильмом 2008 года.

Бэтмен (Кристиан Бэйл), скрывающийся у всех на виду под маской бездумного повесы, миллиардера и филантропа Брюса Уэйна, продолжает борьбу с преступностью в Готэме. Криминальные боссы напуганы — их неповоротливые и старомодные организации не созданы для противостояния таинственному мстителю в маске и терпят поражение в войне с ним. Словно в ответ на их молитвы в Готэме появляется Джокер (Хит Леджер) — харизматичный мегаломаньяк, которого волнуют не деньги, а борьба с порядком в любом виде. У Готэма между тем, кроме Темного рыцаря, сражающегося с мафией по ночам, обнаруживается новый защитник — амбициозный и честный окружной прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт), не побоявшийся бросить вызов преступности и прозванный за это Светлым рыцарем. Джокер предлагает криминальным королям города свои услуги по уничтожению обоих героев.

Кадр из фильма «Белая лента»

Белая лента

Рейтинг: 7.3IMDb: 7.8
2009, Драмы, 144 мин
Германия, Франция, 16+
Режиссер: Михаэль ХанекеГлавные роли: Леонард Проксауф, Мария-Виктория Драгуш, Мильян Шателейн, Тибо Серье, Роксана Дюран, Кристиан Фридель

Крупнейший австрийский режиссер Михаэль Ханеке известен своей мрачной решимостью ставить зрителя в неудобное положение, задавая ему лишающие покоя вопросы, да еще и не давая на них ответа. В «Белой ленте» этот вопрос звучит примерно так: «Где рождается так называемое зло?» Действие фильма Ханеке сознательно помещает в 1913 год, в самый канун Первой мировой войны, и наводит фокус на детей. На новое поколение, которое через 20 лет изберет Гитлера лидером нации и будет браво маршировать с факелами по улицам городов. Впрочем, режиссер подчеркивает, что, несмотря на конкретность контекста, поставленный им вопрос носит универсальный характер — насилие над другими людьми остается злом вне зависимости от того, инициировано оно крайне правыми, левыми или религиозными группами.

Белые ленты в немецкой деревушке Айхвальд носят дети местного пастора — человека холодного и жесткого. Они символизируют их чистоту и безгрешность (а заодно рифмуются с повязками другого цвета, что войдут в моду через 20 лет). О событиях, случившихся в Айхвальде между июлем 1913-го и августом 1914-го, вспоминает неизвестный рассказчик, преподававший в то время в деревенской школе. В высшей степени благопристойный уклад жизни в Айхвальде нарушается вспышками немотивированного насилия: в деревне случаются поджоги, избиения и даже убийства, которые жители предпочитают не замечать. Тревогу выражает только сам рассказчик, который в итоге решает покинуть Айхвальд навсегда.

Кадр из фильма «Начало»

Начало

Рейтинг: 8.7IMDb: 8.8
2010, Фантастика, Триллеры, Боевики, 148 мин
США, Великобритания, 12+
Режиссер: Кристофер НоланГлавные роли: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллиот Пейдж, Том Харди, Кэн Ватанабэ, Дилип Рао

Завершив трилогию о Темном рыцаре Готэма, Кристофер Нолан снял «Начало» — пожалуй, самый свой широко известный фильм (по крайней мере, до выхода «Оппенгеймера»). Популярности картины способствовала по-нолановски закрученная повествовательная структура — нечто вроде мизанабима, сна во сне другого сна — а также небывалая доселе в его фильмах зрелищность. Завлекающим вышел и сознательно провоцирующий финал фильма, значение которого до сих пор вызывает споры у поклонников.

У Доминика Кобба (Леонардо ДиКаприо), в прошлом архитектора, весьма необычная профессия. Он занимается промышленным шпионажем вместе с командой, состоящей из проводника, собирающего информацию, химика, готовящего специальное снотворное, имитатора, втирающегося в доверие к объекту, и архитектора, «создающего» достоверную реальность во сне. Проникая в сознание человека, агенты внедряют в его разум идеи, выгодные заказчику. Одно из заданий проваливается, и некий Саито (Кен Ватанабэ), в чей сон команде не удалось проникнуть, делает Коббу встречное предложение. Необходимо внедрить в сознание наследника огромной корпорации Роберта Фишера (Киллиан Мёрфи) мысль о развале компании его умирающего отца (Пит Постлетуэйт). В обмен Сайто обещает помочь Коббу вернуться домой в США, где полиция считает героя виновным в смерти жены (Марион Котийяр).

Кадр из фильма «Социальная сеть»

Социальная сеть

Рейтинг: 7.8IMDb: 7.7
2010, Драмы, Биографии, 115 мин
США, 16+
Режиссер: Дэвид ФинчерГлавные роли: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арми Хаммер, Макс Мингелла, Рашида Джонс

«Социальную сеть» нам подарил убойный дуэт режиссера Дэвида Финчера и сценариста Аарона Соркина. Известный своим умением писать многословные и динамичные диалоги Соркин создал монструозный 166-страничный (!) сценарий по книге Бена Мезрича. Продюсеры поставили условие: сценарий будет принят, если хронометраж фильма не превысит двух часов. Финчер заперся в комнате с Соркином, включил секундомер и попросил его прочитать весь текст в привычном для него ураганном ритме: вышло 119 минут! Чтобы уместить все реплики, Финчеру даже пришлось наложить их на вступительные титры. В итоге работа и Финчера, и в особенности Соркина, завоевавшего «Оскар» и «Золотой глобус», была высоко оценена критиками, а фильм заслужил сравнения с «Гражданином Кейном» и вошел в список лучших художественных фильмов века по версии BBC.

Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг) спорит, ссорится, судится, выясняет отношения и манипулирует друзьями, походя создавая вместе с ними лицеликую социальную сеть, которая нынче запрещена в РФ. После расставания с девушкой (Руни Мара) Марк, тогда студент Гарварда, взламывает базы данных университета и создает платформу для оценивания внешности студенток. Впечатленные его способностями братья Уинклвосс (Арми Хаммер) предлагают юноше придумать сайт по принципу телефонной книги, которая бы объединила всех студентов Гарварда. Цукерберг соглашается, но вместе с друзьями по общежитию втайне разрабатывает собственную соцсеть, которая охватывает сначала Америку, а потом и весь мир.

Кадр из фильма «Драйв»

Драйв

Рейтинг: 7.3IMDb: 7.8
2011, Криминальное, Драмы, Триллеры, 96 мин
США, 18+
Режиссер: Николас Виндинг РефнГлавные роли: Райан Гослинг, Кэри Маллиган, Брайан Крэнстон, Альберт Брукс, Оскар Айзек, Кристина Хендрикс

«Мама всегда говорила, что я гений», — рассказывал датский режиссер Николас Виндинг Рефн в Каннах, где его наградили «Золотой пальмовой ветвью» за режиссуру. Действительно, до выхода «Драйва» в это верила, пожалуй, только она. История про молчаливого водителя в исполнении Райана Гослинга, одновременно напоминающего Жефа Костелло из «Самурая» Жан-Пьера Мельвиля и в особенности главного героя автодрамы Уолтера Хилла «Водитель», сыгранного Райаном О’Нилом, неожиданно стала фестивальным хитом, завоевав в Каннах приз за лучшую режиссуру. В основу сюжета лег роман Джеймса Саллиса, права на экранизацию которого приобрел продюсер Марк Плэтт. По голливудской традиции, сценарий переходил из рук в руки, а режиссеры и актеры сменяли друг друга, пока на главную роль не был утвержден Райан Гослинг. Последнему предложили выбрать режиссера, и актер неожиданно назвал Виндинга Рефна, за несколько лет до этого снявшего в Англии «Бронсона».

Безымянный Водитель (Гослинг) живет двойной жизнью. Днем он трудится автомехаником в мастерской Шеннона (Брайан Крэнстон), иногда подрабатывая каскадером в автомобильных сценах, а по ночам помогает грабителям удирать от полиции. Жизнь его остается размеренной, безмолвной, почти механистичной до самого знакомства с живущей в соседней квартире Айрин (Кэри Маллиган) и ее сыном Бенисио. Несмотря на возникшую между ними симпатию, Водитель соглашается помочь едва вышедшему из тюрьмы Габриэлю (Оскар Айзек), мужу Айрин, ограбить ломбард в счет уплаты его долга перед Поваром, обеспечившим ему защиту в неволе.

«Внутри Льюина Дэвиса»

Внутри Льюина Дэвиса

Рейтинг: 7.1IMDb: 7.5
2012, Драмы, Музыкальное, 104 мин
США, Великобритания, 16+
Режиссер: Итан Коэн, Джоэл КоэнГлавные роли: Оскар Айзек, Кэри Маллиган, Итэн Филлипс, Робин Бартлетт, Джон Гудман, Джастин Тимберлейк

Однажды Джоэлу Коэну привиделась сцена: зритель бьет фолк-музыканта по лицу в темном переулке у черного входа в бар. Из фантазии родился сюжет «Льюина Дэвиса» — истории об американском авторе-исполнителе родом из начала 1960-х, карьера которого не складывается. «Кому захочется снимать фильм об Элвисе?» — прокомментировал Итан Коэн в интервью. Впрочем, если Элвиса на экране изобразит не обязательно музыкант, исполнитель роли Льюина Дэвиса должен был уметь играть на гитаре и петь. Выбор, павший в итоге на Оскара Айзека, до появления в фильме Коэнов остававшегося малоизвестным актером, был неочевидным, но в итоге полностью оправдал себя. Фильм получил гран-при жюри в Каннах и угодил в уже упомянутый список лучших фильмов века по версии BBC, заняв в нем 11-е место, а Айзек был награжден «Золотым глобусом».

Кольцевой по структуре сюжет стартует с той самой сцены в баре. Неизвестный мужчина в костюме и шляпе, очертаниями напоминающий Стерлинга Хэйдена, вызывает Льюина Дэвиса к черному входу в клуб «Газлайт», центр нью-йоркского фолка, и угощает хуком справа. Позже мы узнаем, что не так давно лучший друг и напарник Льюина по музыкальному дуэту Майк покончил жизнь самоубийством. Сольная пластинка «Внутри Льюина Дэвиса» еле продается, на дворе суровая атлантическая зима, герою не хватает денег ни на теплую одежду, ни на жилье. Ему приходится ночевать то у Джима (Джастин Тимберлэйк) и Джин (Кэри Маллиган), своих более успешных и гораздо менее привередливых товарищей по фолк-сцене, то у пожилой четы Горфейнов, больших почитателей музыки. Джин сообщает, что беременна от Льюина, и требует денег на аборт, да еще и сбежавший из квартиры Горфейнов кот оказывается на его попечении. С этого начинается суровая и меланхолическая одиссея по миру Льюина Дэвиса.

Кадр из фильма «Стрингер»

Стрингер

Рейтинг: 7.4IMDb: 7.8
2014, Триллеры, Драмы, 117 мин
США, 18+
Режиссер: Дэн ГилройГлавные роли: Джейк Джилленхол, Рене Руссо, Риз Ахмед, Билл Пэкстон, Майкл Пападжон, Марко Родригес

Над «Стрингером» работало другое голливудское киносемейство — братья Гилрой, известные по серии фильмов о Джейсоне Борне. Тони на этот раз выступил в качестве продюсера, Джон — режиссера монтажа, а его брат-близнец Дэн написал сценарий и дебютировал как режиссер. Идея фильма о фоторепортере впервые пришла к Гилрою еще в конце 1980-х, когда он увидел книгу «Обнаженный город», составленную из работ фотографа Уиджи. Спустя 20 с лишним лет Дэн вернулся к старому замыслу и понял, что «новыми Уиджи» стали стрингеры — репортеры, которые отправляются на экстренные полицейские вызовы и продают «горячие» видеоматериалы с погонями, авариями и перестрелками новостным каналам.

Блестяще сыгранный Джейком Джилленхолом, похудевшим специально для роли, Лу Блум — одиночка, человек без принципов, превыше всего жаждущий успеха и власти. Рыща по ночному Лос-Анджелесу подобно голодному койоту, он становится свидетелем аварии, которую снимает команда стрингеров. Оценив увиденное, Лу обзаводится камерой, полицейской рацией и сам выходит на охоту за острыми сюжетами. Герою, которого не трогают фиксируемые им человеческие страдания, сопутствует успех. Первую же его запись покупает влиятельный телепродюсер Нина Ромина (Рене Руссо). В конкурентном мире стрингеров Лу оказывается идеальным «ночным животным», готовым на всё ради успеха. Для Гилроев их персонаж служит идеальным орудием критики союза современных медиа и капитализма.

«Безумный Макс: Дорога ярости»

Безумный Макс: Дорога ярости

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.1
2015, Боевики, Триллеры, Приключения, 120 мин
Австралия, 18+
Режиссер: Джордж МиллерГлавные роли: Том Харди, Шарлиз Терон, Николас Холт, Хью Кияс-Бёрн, Джош Хелман, Нэйтан Джонс

Одной из главных лент 2014 года неожиданно стало продолжение классической трилогии Джорджа Миллера о Безумном Максе, снятой еще в 1980-х. Австралийский режиссер поставил перед собой весьма нетривиальную задачу: сделать фильм, представляющий собой одну длинную погоню. Так родился сюжет о том, как в постапокалиптической Австралии будущего, превратившейся в одну большую иссушенную пустошь, воительница Фуриоса (Шарлиз Терон) вызволяет из неволи наложниц Несмертного Джо (Хью Кияс-Бёрн) — отвратительного на вид вождя Цитадели. Ее жители принимают Джо за полубога, дарующего им воду. Фуриоса отправляется с освобожденными девушками в Зеленые Земли — одну из немногих оставшихся плодородных местностей, откуда героиню похитили в детстве. Невольно их спутником становится Макс Рокатански (Том Харди), плененный стражами Цитадели и ставший «тушей», то есть источником крови, для Накса (Николас Холт), одного из воинов Джо, который отправляется в погоню за беглянками.

«Дорогу ярости» оправданно называют примером кино в чистом виде, подобного образцам кинематографа немого, где всё ясно без слов. Визуальная рок-симфония, ураганно несущаяся вперед все два часа хронометража без остановок, попала в списки лучших фильмов года по версии нескольких изданий, получила 10 номинаций на «Оскар», из которых завоевала шесть (один из них достался Маргарет Сиксел, жене Миллера, за монтаж), а также обрела почетный статус лучшего экшен-фильма в истории по версии режиссера и сценариста Эдгара Райта, который подарил нам «Типа крутых легавых».

«Ла-Ла Ленд»

Ла-Ла Ленд

Рейтинг: 7.9IMDb: 8
2016, Музыкальное, Драмы, Мелодрамы, 127 мин
США, 16+
Режиссер: Дэмьен ШазеллГлавные роли: Райан Гослинг, Эмма Стоун, Джон Ледженд, Дж.К. Симмонс, Розмари ДеУитт, Финн Уиттрок

Мюзиклы, во времена классического Голливуда бывшие чрезвычайно популярными, к началу XXI века почти вымерли как киножанр. Реанимировать его удалось большому поклоннику старых фильмов Дэмьену Шазеллу, чья скромная «Одержимость» неожиданно стала кассовым и фестивальным хитом. На главные роли Шазелл пригласил звездную экранную пару Голливуда — Эмму Стоун и Райана Гослинга, прежде снимавшихся вместе в «Этой дурацкой любви» и «Охотниках на гангстеров». В мюзикальном «Ла-Ла Ленде», воплотившем идеалистическое представление о Голливуде, Лос-Анджелес предстает землей обетованной для мечтателей, волшебным пространством, в котором возможно всё — даже дотянуться рукой до звезды. Мюзикл Шазелла получил 14 номинаций на «Оскар» (повторение рекорда «Всё о Еве» и «Титаника»), из которых 6 победных, включая награды Джастина Гурвица за лучшую музыку и лучшую песню.

Шазелл рассказывает удивительно простую историю любви Мии (Стоун), баристы в кофейне на киностудии, которая мечтает о карьере актрисы, и пианиста Себастиана (Гослинг), одержимого идеей открытия собственного клуба, где будут играть исключительно классический джаз. Находя и теряя друг друга в огромном городе, окруженном фабрикой грез, герои как будто добиваются желаемого, но к сладкому запаху их успеха добавляется непременная горечь расставания.

Хоакин Феникс в фильме «Джокер»

Джокер

Рейтинг: 8.1IMDb: 8.7
2019, Триллеры, Драмы, Криминальное, 121 мин
США, Канада, 18+
Режиссер: Тодд ФиллипсГлавные роли: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Фрэнсис Конрой, Бретт Каллен, Шей Уигэм

Успех оцененных критикой «Хранителей» Зака Снайдера и кассовой нолановской трилогии о Бэтмене открыл дорогу одной тенденции — «серьезной» трактовке комиксов и графических романов. Самым ярким ее проявлением в итоге стал «Джокер». На удивление тонко снятый признанным комедиографом Тоддом Филлипсом фильм напоминает о «Короле комедии» Мартина Скорсезе. Герой Де Ниро был таким же социопатом, мечтающим о славе, что и Артур Флек в исполнении Хоакина Феникса. В «Джокере» Де Ниро изобразит телеведущего — Немезиду главного героя. Лишенный привычных атрибутов кинокомикса вроде драк, нелепых костюмов, неуместного пафоса и вторичных сюжетных твистов, «Джокер», к удивлению многих, стал фестивальным хитом года с чрезвычайно высокими рейтингами, завоевав не только пару «Оскаров» и «Золотых глобусов», но и главную награду Венецианского кинофестиваля.

В центре повествования медленный распад личности Артура Флека — клоуна, живущего в Готэме вместе с психически нездоровой мамой Пенни (Фрэнсис Конрой). И сам Артур страдает от неврологического расстройства, которое проявляется в бесконтрольном смехе в стрессовых ситуациях. Одинокий и отвергаемый обществом Флек мечтает о карьере комика и выступлении на шоу своего кумира Мюррея Франклина. Готэм тем временем тонет в финансовом кризисе, что только усиливает напряжение в обществе. Ненависть к богачам вроде Томаса Уэйна (Бретт Каллен), у которого когда-то работала Пенни, растет с каждым днем. Город вынужден сократить финансирование социальных программ, в том числе и медицинских, а значит, Артур больше не сможет получать бесплатные лекарства. Как-то раз, возвращаясь домой, Флек видит, как трое мужчин пристают к девушке в поезде, что вызывает у него очередной приступ смеха. С этого и начинаются кровавые события, породившие культового антигероя.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке