Гонки по пустыне и БДСМ-костюмы: Все фильмы франшизы «Безумный Макс» по порядку
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» стал доступна в зарубежных онлайн-кинотеатрах. Серия «Безумный Макс», хоть и насчитывает всего пять частей, давно уже стала одним из ярчайших примеров постапокалипсиса в кино и лучшим представителем редкого, но зрелищного поджанра дизельпанк. Еще одно достоинство франшизы — каждый фильм можно смотреть отдельно от других. Это не совсем антология, действие объединяют лишь главный персонаж и атмосфера разрухи и обреченности. Рассказываем о каждом фильме этой серии, чтобы было удобнее выбирать порядок просмотра.
Рекомендуем вам также вспомнить все части франшизы «Люди Икс», а также все фильмы «Матрица».
В мире разразился топливный кризис, который привел к падению общества и появлению многочисленных преступных банд на дорогах. Макс Рокатански — один из полицейских, которые должны бороться с хулиганами. Для этого служителям закона выдают специальные машины, оборудованные самыми мощными двигателями. Тяжелая работа и постоянная опасность утомляют Макса. Он хочет оставить службу, чтобы посвятить больше времени возлюбленной и ребенку. Увы, этим планам не суждено сбыться.
Идея фильма зародилась у начинающего режиссера Джорджа Миллера из наблюдений за самой жизнью. В конце 1970-х Австралия переживала топливный кризис, из-за чего на заправках выстраивались очереди. А тем временем молодежь устраивала безумные гонки на мощных маслкарах.
Денег у Миллера не было. Вместе со своим другом и будущим продюсером Байроном Кеннеди он скопил небольшие средства, подрабатывая в скорой помощи, где повидал множество последствий аварий. Затем наброски сценария будущей картины приглянулись одной из австралийских студий, и авторам выделили на съемки минимальный бюджет — около 350 тысяч австралийских долларов.
Миллеру приходилось экономить буквально на всём, но из этого и родился уникальный стиль картины. Действие перенесли на пустоши из-за того, что не смогли получить разрешение на съемки в городе. Многих бандитов сыграли местные байкеры, которые работали за пиво. А на главную роль в фильме пригласили начинающего театрального актера Мэла Гибсона, который пришел на прослушивание за компанию со своим другом Стивом Бисли.
В итоге старания создателей окупились с лихвой: при минимальных вложениях картина собрала около 100 миллионов австралийских долларов. А Джордж Миллер и Мэл Гибсон стали на родине звездами.
После событий первого фильма прошло несколько лет. Цивилизация рухнула окончательно. Теперь люди выживают в бескрайних пустынях. Бывший полицейский Макс Рокатански стал обычным бродягой. В поисках топлива для своего автомобиля он случайно ввязывается в конфликт поселенцев, обосновавшихся возле нефтяной вышки, и разношерстной банды байкеров со зловещим Лордом Хьюмангусом во главе.
Несмотря на то что дорогу авторам открыл именно первый «Безумный Макс», при разговоре о классической франшизе большинство зрителей наверняка вспомнит вторую часть. Именно в сиквеле окончательно укрепился узнаваемый стиль придуманного Миллером безумного мира: полная разруха, странные машины, собранные из кусков разных транспортных средств, провокационные наряды персонажей, напоминающие БДСМ-костюмы.
После предыдущего успеха Миллеру выделили бюджет в 4,5 миллиона долларов — это раз в 10 больше, чем на первую часть. Съемки проходили в пустынной местности, примерно в 300 километрах от Сиднея. Чтобы не ездить так далеко каждый день, съемочная группа жила в палатках, что приводило к некоторым проблемам: актеры в откровенных костюмах к вечеру начинали сильно мерзнуть.
Наряды, кстати, действительно закупали в секс-шопах. А машины реально собирали из частей действующих автомобилей и гоняли на них по пустыне. Причем Миллер решил переплюнуть себя же и показать максимально драйвовый экшен.
В первой части, тоже очень бодрой, кадры, снятые оператором прямо с мотоцикла на скорости в сотню с лишним километров в час, соседствовали со статичными сценами. В сиквеле камера постоянно несется за героями, летает и падает. Причем каскадеров наняли слишком мало, и некоторые из них отыгрывали экшен-сцены чуть ли не за десяток персонажей. А во время финальной погони, где Макс должен увезти грузовик от бандитов, в страхе был даже сам режиссер. Каскадера, который вел машину, заранее готовили к тому, что он попадет в аварию и его придется оперировать. Но, к счастью, всё обошлось.
«Воина дороги» можно считать скорее не продолжением, а перезапуском истории Макса. Нетрудно заметить, что у персонажа изменился характер, о его прошлом практически не говорят. Да и повествование ведется от лица другого героя. Та же тенденция сохранится и в последующих частях франшизы.
Прошло 15 лет со времен событий второго фильма. На пустошах, где когда-то были города, возникают новые поселения. В поисках украденного автомобиля Макс Рокатански попадает в одно из них — Бартертаун, который возглавляет Тетушка Энтити. Та требует выполнить задание и сразиться с ее главным конкурентом. Но это лишь начало новых приключений Макса.
Третий фильм традиционно называют самым слабым во франшизе. Действительно, изменились тон повествования, темп и даже тема. В «Под куполом грома» всего лишь одна погоня, да и та не слишком впечатляющая. Большую часть времени картина выглядит как философская притча, а финал с детьми и вовсе напоминает «Питера Пэна». Сам Макс окончательно предстает этаким библейским персонажем — скорее образом, чем конкретным человеком. Старые знакомые не узнают героя, зато другие рассказывают о нём легенды.
Но всё же третья часть заслуживает внимания. Это первая попытка чуть шире взглянуть на постапокалиптичный мир — раньше зрителю рассказывали только частную историю главного героя. К тому же в этом фильме при всей его мрачности сквозит какая-то надежда если не на возрождение общества, то хотя бы на сохранение человечности.
Для Миллера работа над «Безумным Максом 3» стала настоящим испытанием. В 1983 году погиб его друг и коллега Байрон Кеннеди, и режиссер поначалу вообще хотел отказаться от продолжения. Но в итоге он пригласил себе в помощники Джорджа Огилве, и они вместе поставили новую часть.
Над натурными съемками тоже пришлось работать более кропотливо: авторы впервые хотели показать несколько совсем разных локаций. Так что основную часть работы провели в шахтерском городке, Бартертаун отстроили на старом кирпичном заводе, а сцены с детьми снимали в национальном парке Блу-Маунтинс.
«Под куполом грома» приняли хорошо, но без восторга. Сборы оказались ниже, критики хвалили фильм, но отмечали, что картина проигрывает двум предыдущим. После этого «Безумный Макс» на долгие годы исчез с экранов.
Макс путешествует по пустыне и страдает от видений. Вскоре он попадает в плен к приспешникам Несмертного Джо, где его планируют сделать донором крови. Именно в это время Фуриоса, ранее служившая диктатору, решает угнать его боевую фуру, прихватив с собой всех невест Джо. Начинается погоня за беглянками, во время которой Макс становится главным помощником женщин.
Идея четвертого фильма возникла у Миллера еще в конце 90-х, а к 2001 году он уже сделал раскадровки. Но что-то постоянно мешало начать съемки: сначала грянул кризис, потом Мэл Гибсон окончательно испортил себе имидж. Вместо него решили пригласить Хита Леджера, но тот скончался в 2008 году. Тогда новым Максом сделали Тома Харди, и команда уже была готова приступить к работе, но обычно засушливую местность Брокен-Хилл в Австралии залили дожди — пришлось искать новую локацию. В итоге съемки перенесли в Намибию.
Фильм вышел на экраны только в 2015 году — через 30 лет после третьей части. Но возвращение оказалось без преувеличения грандиозным. Получив огромный бюджет и полную свободу, Миллер собрал лучшие элементы всех предыдущих частей и воплотил их в новом качестве.
Знатоки могут заметить в «Дороге ярости» отсылки ко всем трем старым фильмам. Из первого перешли исполнитель роли Несмертного Джо Хью Кияс-Бёрн и сцена, где пожилая женщина стреляет из огромного ружья. Из третьего — напарники великан и карлик. Но больше всего новый фильм напоминает «Воина дороги»: погони, образы злодеев, автомобили. Машины, кстати, снова сделали полностью функциональными: на них и правда гоняли по пустыне и разбивали. А сохранившиеся экземпляры после выхода картины на экраны распродали на аукционе.
Единственный вопрос, который возникает по сюжету: когда происходит основное действие? Некоторые зрители предполагают, что события «Дороги ярости» разворачиваются между первой и второй частями. Но сам Джордж Миллер не дает четкого ответа, лишь говорит, что в этом мире время течет несколько иначе.
Те, кто уже давно посмотрел театральную версию четвертого «Безумного Макса», могут обратить внимание на режиссерский черно-белый вариант. Причем это не просто обесцвеченная картинка — заголовок гласит Black & Chrome Edition. То есть фильм сделали очень контрастным. Остальным же поклонникам остается ждать приквел «Фуриоса», в котором сыграют Аня Тейлор-Джой и Крис Хемсворт.
Юная Фуриоса живет в Зеленых Землях, где царит матриархат. Но однажды ее воруют члены банды Дементуса. Пытаясь спасти дочь, мать девочки погибает. А саму Фуриосу Дементус пытается заставить рассказать, как добраться в плодородные Зеленые Земли, но та упорно молчит. В итоге банда по ошибке попадает во владения Несмертного Джо, но не может одолеть его войска. Стороны приходят к соглашению, и Фуриоса остается в Цитадели. Она растет, но всё еще мечтает вернуться домой, а заодно и отомстить Дементусу.
Джордж Миллер придумал сценарий «Фуриосы» еще во время разработки «Дороги ярости». В 2010 году появлялась информация, что две картины будут снимать подряд. Но в итоге ставку сделали на фильм с Томом Харди, а спин-офф хотели даже превратить в аниме — его мог поставить Махиро Маэда, ранее создавший «Аниматрицу».
После релиза «Дороги ярости» Джордж Миллер судился с Warner Bros. из-за проблем с гонораром, и разработка нового фильма снова застопорилась до 2019 года. И только тогда объявили, что это точно будет приквел, который расскажет о становлении будущей воительницы. На главную роль пригласили Аню Тейлор-Джой, которая тогда как раз сыграла в нашумевшем сериале «Ход королевы».
«Фуриоса» явно следует стилю «Дороги ярости», хотя заметно, что в новой части франшизы больше павильонных съемок и компьютерной графики. Однако картина всё равно получилась зрелищной: в середине есть 15-минутная экшен-сцена на дороге в лучших традициях серии. Причем режиссер осознанно максимально сократил количество текста главной героини: за весь фильм Фуриоса произносит порядка 30 реплик. Зато вместо нее болтает Дементус, на роль которого взяли Криса Хемсворта. Персонаж, в отличие от Несмертного Джо, получился совсем не страшным, а скорее нелепым. Но это лишь оттеняет трагедию главной героини, ведь зрители заранее знают, что у нее не получится вернуться домой.