Опубликовано 04 мая 2023, 08:47

Искусственный интеллект постигает Библию, аниме и любовь: Все части «Матрицы»

Поделиться:
Искусственный интеллект постигает Библию, аниме и любовь: Все части «Матрицы»

20 лет назад Вачовски превратили взорвавшую мир «Матрицу» в трилогию, выпустив за один 2003 год «Перезагрузку» и «Революцию». Учитывая масштаб изменений, которые принесли с собой Вачовски, не лишним будет еще раз вспомнить, чем же так примечателен их новый кинозавет в четырех частях, дополненный аниме-приквелом.

Для истинных фанатов предлагаем также в честь знаменательной даты вспомнить другие фильмы в жанре киберпанк, а также лучшие фильмы с Киану Ривзом в главной роли.

О том, что «Матрица» — безусловный феномен, сегодня написаны десятки книг на всех языках. История о втором пришествии и спасении людей от поработивших их иллюзий сама по себе обладала невиданной мощью: почти религиозной ясностью, простотой образов и символов. Главные герои фильма почти моментально превратились в иконы, воспроизводимые и узнаваемые на раз большинством жителей планеты.

Матрица

Рейтинг: 8.6IMDb: 8.7
1999, Фантастика, Боевики, Приключения, 136 мин
США, Австралия, 16+
Режиссер: Лилли Вачовски, Лана ВачовскиГлавные роли: Киану Ривз, Лоренс Фишбёрн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер, Джо Пантольяно

Простой программист Томас Андерсон живет двойной жизнью, хакера и офисного планктона, пока однажды не узнает, что обе они — лишь иллюзия. Аноним проникает в его компьютер с сообщением «Ты увяз в Матрице» и предлагает следовать за белым кроликом. С этого момента жизнь Томаса начинает стремительно превращаться в кошмар — он теряет части тела (сцену с внезапно исчезающим ртом сложно забыть), покой и обе личности. Это Морфеус и Тринити шлют ему сигналы и показывают зияющие дыры в ткани реальности — достаточно выпить красную таблетку, чтобы мгновенно очнуться на грядке и осознать себя частью гигантского огорода, на котором умные машины добывают энергию и выращивают иллюзии прямиком из человеческих голов.

Теорий о том, почему двум тогда еще братьям Вачовски, неудавшимся строителям, гикам и рядовым сотрудникам издательства Marvel, удалось совершить революцию на «фабрике грез», на которой они даже не служили, — масса. Об истории создания фильма, его христианском и древнегреческом символизме, связи с гонконгскими боевиками, французской философией и японскими аниме написано больше, чем способен прочитать самый преданный поклонник этой киновселенной. В том числе отличилась и редакция Okko. Но почему сумма всех экзотических слагаемых дала такую неожиданно мощную реакцию, не скажет вам ни один алхимик. Возможно, вся свежесть и дерзость маневра именно в контрастах: высоколобая философия в лучших традициях уся-боевика, щуплый программист (а не бывший спецназовец, коп или шпион) в роли героя с кулаками, бойцы тайного сопротивления, разряженные как на подиум или БДСМ-вечеринку (согласитесь, подпольщики, которые не хотят выделяться, — это скорее про агента Смита и его команду). Эти взрывные комбинации из взаимоотталкивающих слагаемых и породили образы, мгновенно врезающиеся в память.

Матрица: Перезагрузка

Рейтинг: 7.67IMDb: 7.2
2003, Фантастика, Боевики, Приключения, 138 мин
США, Австралия, 16+
Режиссер: Лилли Вачовски, Лана ВачовскиГлавные роли: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Моника Беллуччи, Хьюго Уивинг, Лоренс Фишбёрн

Подземный город Сион и все его свободные от Матрицы жители оказываются в опасности — машины роют тоннель, и вот-вот бесчисленные армии охотников пробуравят все оборонительные бетонные стены. В этом положении загнанным под Землю повстанцам не остается ничего, кроме как верить в Избранного. Нео, Тринити и Морфеус отправляются на встречу к прорицательнице и выходят на загадочную программу «Мастер ключей» — в Матрице она выглядит как малахольный старичок из будочки по изготовлению дубликатов. О местонахождении этого ключника, отпирающего дверь к самому Архитектору, известно лишь франту Меровингену (запоминающаяся роль французского актера Ламбера Вильсона), который отказывается помогать повстанцам и на радость зрителям провоцирует самую мощную и продолжительную экшен-сцену в трилогии, с погонями, призраками и схваткой на несущейся фуре. А ключ к Архитектору меж тем спрятан в поцелуе с Моникой Беллуччи (воистину испытание для избранных).

Первую и вторую части разделяют четыре года, более чем вдвое увеличенный бюджет и заоблачные ожидания, которые были обречены не оправдаться. «Матрица», соединившая несоединимое, смогла угодить всем, но вот дальнейшая конкретизация, опрокинувшая половину трактовок, отсекла и половину поклонников — в церкви произошел раскол. Разочарованы были все, усмотревшие в «Матрице» критику капитализма, Голливуда и теории всемирного заговора. Вачовски своей перезагрузкой будто бы разрушили их надежды и светлые идеалы, заявив: «Не обольщайтесь, вы тоже в Матрице и тоже являетесь залогом стабильности системы». Одним словом, Спаситель задерживался, в рядах верующих зрел раскол. Как внутри истории, так и за ее пределами. Но справедливым оказалось одно — «Матрица» показала свою истинную зеркальную сущность, обнаружила, что является не более чем проекцией, возвращающей нам наши собственные надежды и желания. Точнее всего об этом написал философ Славой Жижек: «„Матрица“ — это тест Роршаха для философов. Философы обнаруживают в „Матрице“ свои любимые философские учения: экзистенциализм, марксизм, феминизм, буддизм, нигилизм, постмодернизм. Назовите любой философский „изм“, и вы найдете его в „Матрице“».

Матрица: Революция

Рейтинг: 7.44IMDb: 6.7
2003, Фантастика, Боевики, Приключения, 129 мин
США, Австралия, 16+
Режиссер: Лилли Вачовски, Лана ВачовскиГлавные роли: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Моника Беллуччи, Хьюго Уивинг, Лоренс Фишбёрн

После встречи Нео с Архитектором команда разбитого «Навуходоносора» пребывает в самом мрачном расположении духа. Атака на армию машин закончилась кровавой бойней и полным поражением, Нео без сознания и заперт где-то на полпути между Матрицей и миром машин, а пророчество, в которое так верил Морфеус, оказалось обманом. Но несмотря на то, что Нео предпочел спасти возлюбленную вместо человечества, упрямые повстанцы всё равно отправляются к Меровингену и Персефоне, чтобы освободить Нео, заточенного на станции метро. И всё это лишь для того, чтобы в финале пожертвовать Избранному целый боевой корабль, на котором он вместе с Тринити отправится в самое сердце тьмы, в город машин на переговоры с Главным Компьютером. Теперь Нео — не последняя надежда людей, а последняя надежда машин, мир которых пожирают множащиеся с ужасающей скоростью реплики агента Смита в исполнении Хьюго Уивинга.

Финал трилогии снимался одновременно со вторым фильмом и вышел спустя каких-то полгода. Когда все вдоволь поупражнялись в искусстве интерпретации и жонглирования философскими концепциями, а прием bullet time, позволяющий «замораживать» время, как и черные плащи, начал выходить из моды, Вачовски, не боясь даже излишнего пафоса, закончили трилогию жирными религиозными мазками. Модная философия осталась в первой части, эффектные бои и вопросы без ответов — во второй. В третьем же фильме пришло время вершить эту самую революцию и перейти к простым и понятным лозунгам и решениям. Например, что любовь спасет мир. А еще придаст мужества и позволит без раздумий пожертвовать собой даже в самых безнадежных ситуациях.

Аниматрица

Рейтинг: 7.48IMDb: 7.4
2003, Аниме, 100 мин
США, 12+
Режиссер: Питер Чунг, Энди Джонс, Ёсиаки КавадзириГлавные роли: Памела Адлон, Акио Оцука, Клэйтон Уотсон, Хеди Барресс, Терренс «Т.К.» Карсон

Еще до превращения «Матрицы» в трилогию Лана и Лилли Вачовски превратили ее в аниме, при этом с участием ведущих мастеров жанра, которых, по слухам, Вачовски приглашали в проект лично. Каждому было предложено создать небольшую новеллу, действие которой происходило бы во вселенной «Матрицы». Альманах вышел перед долгожданным вторым фильмом, «Перезагрузкой», и в итоге вызвал в рядах поклонников куда больше энтузиазма и одобрения, чем продолжение канонической истории Нео и Тринити. Всего в «Аниматрице» девять эпизодов:

  1. «Последний полет „Осириса“» / Final Flight of the Osiris

  2. «Второй Ренессанс», часть I / The Second Renaissanse, Part I

  3. «Второй Ренессанс», часть II / The Second Renaissanse, Part II

  4. «История мальчика» / Kid’s Story

  5. «Программа» / Program

  6. «Мировой рекорд» / World Record

  7. «За пределом» / Beyond

  8. «История сыщика» / A Detective Story

  9. «Принятый» / Matriculated

Авторами сценария первых четырех эпизодов стали сами Вачовски. Серии длятся в среднем 8-10 минут и сюжетно не связаны между собой, но именно благодаря им «Матрица» и превратилась во Вселенную, получив должный объем и вырвавшись далеко за рамки кинематографа или истории сопротивления жителей Зиона. Многие подробности того, как устроен мир машин, фанаты почерпнули именно из одобренного создателями аниме-сборника. Сюда же была вынесена вся предыстория: как назывался и как образовался город машин, как появились роботы и родился свободный искусственный интеллект, что послужило отправной точкой для бунта машин против их создателей и что творилось в последних городах на Земле. Одним словом, вся история творения мира и Матрицы от наших дней до фантастической реальности Вачовски описана именно тут. Еще одна несомненная заслуга «Аниматрицы» — она способствовала немалой популяризации аниме в Америке, вдобавок предоставив неискушенной публике и своеобразную энциклопедию жанров: здесь есть и неопанк, и классический киберпанк, а еще детектив, стимпанк, классическое аниме и классический комикс.

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»

Кадр из фильма «Матрица: Воскрешение»

Матрица: Воскрешение

Рейтинг: 5.8IMDb: 5.7
2021, Фантастика, Боевики, 148 мин
США, 16+
Режиссер: Лана ВачовскиГлавные роли: Нил Патрик Харрис, Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Кристина Риччи, Джада Пинкетт Смит, Ламбер Вильсон

После событий третьего фильма прошло 60 лет, в Зионе зреет клубника, а сочувствующие людям программы и машины, кажется, отлично находят общий язык. В то же время в Матрице пожертвовавшие собой Нео и Тринити стали батарейками экстра-класса для города машин. Даже разлученные и позабывшие о существовании друг друга, они страдают так сильно, что становятся чем-то вроде атомной электростанции — самым прогрессивным машинным топливом. Нео уверен, что он — компьютерный гений Томас Андерсон и разработчик игры-суперхита «Матрица», которого бизнес-партнер Смит и студийные боссы из Warner прижали к стенке и спустя 20 лет вынудили сочинять ненужное игре продолжение. Тринити же — скромная домохозяйка Тиффани, мать двоих детей, которую Томас часто видит в кофейне с говорящим названием «Симулатте». И несмотря на то, что психоаналитик пичкает Томаса синими таблетками, позволяющими ему не путать реальность и иллюзию, однажды его настигает девушка с татуировкой кролика, и вся история начинается заново.

За появление «Воскрешения», по официальной версии, поклонники должны быть обязаны настойчивым боссам Warner, которые, по словам Ланы Вачовски, не переставали подкатывать грузовики денег к ее порогу. В конце концов, вооружившись иронией и поддержкой автора «Облачного атласа» Дэвида Митчелла, Лана написала задорный фанатский фанфик, в который поместила все самые безумные теории о скрытых смыслах «Матрицы». Она даже поддержала всплывшую после того, как братья Вачовски стали сестрами Вачовски, теорию о том, что «Матрица» — фильм о трансгендерности и переходе, добавив, что в те времена заявить об этом как-то более открыто они не могли. Одним словом, Лана дала возможность расцвести всем цветам: слово «бинарность» будет звучать здесь в каждом втором диалоге, все старые знакомцы поведают, как у них дела, а памятные трюки вроде bullet time, полетов и фантастического кунг-фу будут сыграны Киану Ривзом и Кэрри-Энн Мосс на бис. Сразу после выхода «Воскрешение» разделило публику на горячих поклонников и ярых противников продолжения. Одни сочли фильм бездушной эксплуатацией, другие же — искренней историей о том, что выживут только любовники, и своеобразным «Восемь с половиной» от Вачовски. В связи с последним интересно напомнить, что в свое время великая Полин Кейл написала об исповедальном шедевре Феллини: «Когда сама сатира на большие дорогие фильмы — большой дорогой фильм, как отличить одно от другого? Когда человек делает себя мишенью собственной шутки, смеяться над ней слишком неловко». Но многие все-таки продолжают, и вполне успешно.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке