Мечтают ли андроиды о боевых ангелах: Новые фильмы про будущее
Развивающиеся со скоростью света искусственный интеллект, технологии дополненной реальности и робототехника приближают человечество к будущему, которое предсказывали писатели, художники, сценаристы и режиссеры в самых смелых произведениях. Неминуемая трансформация сегодняшнего дня в завтрашний отнюдь не отменяет жажды творцов заглядывать за границы грядущего. Собрали 10 новых фильмов про будущее, далекое и близкое.
Также предлагаем посмотреть подборку с лучшими фильмами про будущее до 2019 года.
«Алита: Боевой ангел» — крупнобюджетный долгострой, снятый Робертом Родригесом при непосредственном продюсерском участии Джеймса Кэмерона. Отец «Терминатора» и «Аватара» изначально планировал заняться постановкой самостоятельно и ждал подходящего момента для запуска фильма, так как технологии в начале 2000-х не вытянули бы требуемый уровень детализации персонажей. А поскольку «Алита» — экранизация одноименной манги Юкито Кисиро в жанре киберпанка, фильму требовалось огромное количество компьютерной графики. В частности, главная героиня картины, девушка-киборг Алита, полностью создана с помощью технологии захвата движений, подобно таким персонажам, как эльф Добби из фильмов о Гарри Поттере или Голлум из трилогии «Властелин колец». Позже, полностью погрузившись в работу над многочисленными продолжениями «Аватара», Кэмерон уступил режиссерское кресло Роберту Родригесу, который добавил «Алите» своего фирменного безумия.
Сюжет фильма разворачивается в 2563 году, после военного столкновения Земли с Марсом. Планета в плачевном состоянии, над поверхностью парит высокотехнологичный город сильных мира сего Залем, удерживаемый на Земле гигантскими тросами. Под Залемом расположился Айрон-сити — пристанище бедноты и криминалитета. Асоциальные элементы занимаются сбором металлолома, который сбрасывают на их головы жители Залема, производством киборгов и современными гладиаторскими боями под названием моторбол. Доктор Идо (Кристоф Вальц) находит на свалке обломки девушки–киборга, восстанавливает ее и называет Алита в честь своей погибшей дочери. Алита (Роза Салазар) ничего не помнит о прошлом и о том, как очутилась в Айрон-сити, но быстро обнаруживает в себе недюжинные силы и отправляется на поиски ответов.
Обычная школьница Аиша (Хелена Ховард) живет совершенно тривиальной подростковой жизнью: уроки, вечеринки, парень, легкое недопонимание с отцом (Дон Чидл). Только иногда Аиша теряет сознание и не может вспомнить, что с ней происходило. И психотерапевт, и отец в один голос убеждают девочку не копаться в себе. Но когда Аише начинаются сниться крайне реалистичные сны о том, что под кожей у нее не плоть и кости, а провода и металл, школьница решает не следовать советам взрослых, а самостоятельно разобраться, человек она или нет.
Фантастический триллер Кэтрин Хардвик изначально задумывался как мини-сериал из 14 десятиминутных серий для сервиса Quibi, созданного с прицелом на мобильный контент и короткие форматы. Когда идея с треском провалилась и платформу пришлось закрыть, «Сбой сознания», как и многие другие проекты Quibi, перемонтировали в полноценный фильм в традиционном полнометражном формате. Получился герметичный, напряженный триллер, поднимающий вопросы робоэтики и самоидентификации в мире победившего технологического прогресса.
«Создатель» Гарета Эдвардса — одно из главных научно-фантастических событий минувшего года. Масштабный приключенческий боевик о противостоянии искусственного интеллекта и человечества (точнее, его части), помимо фантастического пира для глаз, вместил в себя множество подтекстов и актуальных на сегодняшний день тем. При сравнительно небольшом бюджете (не считая расходов на продвижение, Эдвардсу удалось потратить на фильм всего 80 млн долларов) визуальная часть картины выглядит на порядок лучше, скажем, проектов Marvel. Благодаря детальной проработке мир «Создателя» осязаем и глубок, а все роботы и локации выглядят действительно реалистично.
Главный герой фильма, сержант Джошуа Тейлор (Джон Дэвид Вашингтон), несколько лет работал под прикрытием в Новой Азии. В 2055 году ИИ взорвал ядерную бомбу над Лос-Анджелесом, и с тех пор Запад ведет войну с цифровым разумом, нашедшим пристанище в содружестве стран Юго-Восточного региона Азии. Во время задания Джошуа сблизился с Майей (Джемма Чан), дочерью загадочного Нирматы — архитектора и главного куратора ИИ. Пара ждет ребенка, но планы на счастье срывает неожиданный рейд американского спецназа и следующий за ним орбитальный удар, в ходе которого Майя гибнет. Пять лет спустя ко всё еще убитому горем Джошуа приходят военные с предложением поучаствовать в еще одной секретной операции и показывают видеозапись, на которой видно, что Майя жива. Бывший агент приступает к работе, но слепо следовать приказам не намерен.
Родившийся в Южной Корее американский режиссер Когонада (настоящее имя — Пак Чун-ын) известен сообществу кинолюбителей как автор эстетских видеоэссе о творчестве Робера Брессона, Ясудзиро Одзу и Уэса Андерсона. Собственное кино Когонада начал снимать относительно недавно — с воспевающей симметрию и простоту кадра драмы «Колумбус». «После Янга» — вторая работа режиссера, переносящая зрителей в словно иллюстрирующее хюгге эко-френдли будущее, — снята не по собственному сценарию Когонады, а на основе рассказа Александра Вайнштейна «Прощание с Янгом».
Семья, состоящая из Джейка (Колин Фаррелл), Киры (Джоди Тёрнер-Смит), их приемной дочери-китаянки Мики (Малеа Эмма Тьяндравиджая), переживает утрату — по неизвестной причине сломался их домашний андроид Янг (Джастин Х. Мин). Джейк обходит всех мастеров в округе, но никто не в состоянии починить робота, как и внятно объяснить причины поломки. Однако удается извлечь блок памяти, благодаря которому Джейк не только получает возможность просматривать воспоминания Янга о близких, но и узнает о нём много нового и начинает понимать, что робот был настоящим членом семьи.
Когда за описание будущего берется такой мастер боди-хоррора, как Дэвид Кроненберг, ждать футуристических небоскребов и межзвездных перелетов не приходится. Зато в недавнем фильме режиссера хватает эстетики хирургических столов и операций без наркоза ради сравнимого с сексуальным удовольствия. Чуждый конвенциональным проблемам будущего, Кроненберг исследует перспективы дальнейшей эволюции человеческого тела и прогресс в преодолении ограничений плоти.
В мире «Преступлений будущего» люди давно перестали чувствовать боль, питаются с помощью технологически сложных приспособлений, а последним писком искусства стали перформансы, во время которых тела людей подвергают разного рода хирургическим вмешательствам. Один из основоположников нового арт-направления Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) с помощью коллеги и ассистентки Каприс (Леа Сейду) пытается найти способ шагнуть на следующую ступень эволюции человека. Однажды хирург-перформер узнает о загадочном мальчике, отец (Скотт Спидман) которого утверждает, что до того, как погибнуть от рук собственной матери, ребенок научился есть пластик. Тенсер решает устроить демонстрацию вскрытия тела подростка в надежде на небывалый успех в сообществе художников-мясников.
Земле грозит опасность космических масштабов. Чтобы остановить неизвестные выбросы нереального количества энергии, достигающие верхних слоев атмосферы, на орбиту Нептуна отправляется миссия во главе с майором Роем Макбрайдом (Брэд Питт), опытным пилотом, космонавтом и просто ответственным исполнителем. Выбор пал именно на Макбрайда потому, что 30 лет назад в космической пустоте без вести пропал его отец, выдающийся ученый Клиффорд Макбрайд (Томми Ли Джонс). Новые данные свидетельствуют о том, что Клиффорд всё еще жив и, вероятно, нашел то, ради чего бросил десятилетия назад жену и ребенка, — инопланетную жизнь.
«К звездам» — медитативная драма о примирении поколений и поисках собственного пути. Режиссер фильма Джеймс Грэй вдохновлялся работами писателя Джозефа Конрада, в частности романом «Сердце тьмы», на котором частично основан эпохальный фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». «К звездам» использует декорации недалекого будущего, чтобы построить герметичный и вместе с тем масштабный триллер, где во главу угла ставится не технический прогресс или научные открытия грядущих десятилетий, а простая человеческая история.
Картина рассказывает про недалекое будущее, когда клонирование людей стало в порядке вещей. К такой услуге решает прибегнуть Сара (Карен Гиллан), когда узнает, что неизлечимо больна. Точная копия девушки быстро присваивает жизнь еще не умершей Сары и, как оказывается, по всем параметрам превосходит оригинал. И ладно бы, но из клиники приходят неожиданные новости — диагноз Сары оказался ошибочным, а значит, смерть ей не светит и проблему с клоном придется улаживать. Согласно законам, выход из сложившейся ситуации только один: оригинал и клон должны сойтись в настоящем смертельном поединке на арене. У Сары есть год на подготовку, и, чтобы победить лучшую версию себя, девушка нанимает профессионального тренера (Аарон Пол).
Кинематографист Райли Стернс, ответственный за появление «Клона», — представитель нового поколения молодых и дерзких американских режиссеров. Фильмы Стернса отличаются нетипичным сеттингом и если не острой, то вполне колкой сатирой на общество. Будущее, которое рисует автор в «Клоне», может не наступить никогда (учитывая этическую сторону клонирования людей), а может — уже завтра. Но главный посыл фильма Стернса, конечно, не в этом, а в том, как социум реагирует на подобные глобальные изменения и как цинично интегрирует их в собственную систему ценностей.
«Блуждающая земля 2» — продолжение, а точнее, приквел нашумевшего китайского блокбастера, основанного на произведениях главного фантаста современного Китая Лю Цысиня. По сравнению с предыдущим фильмом «Блуждающая земля 2» набрала еще больше массы, спецэффекты стали еще ярче, а проблемы, с которыми сталкиваются герои, в разы масштабнее. Едва родившись, новая франшиза сразу стала событием как на родине, так и во всём мире, ведь до выхода «Блуждающей земли» в Поднебесной не снимали фантастических блокбастеров голливудского уровня и бюджета.
Действие фильма начинается за 40 лет до событий «Блуждающей земли»: человечество в шоке от свежих новостей — через столетие Солнце станет красным гигантом и поглотит Землю. Лучшие ученые планеты предлагают оригинальный выход из смертельно опасной ситуации: построить 10 тысяч двигателей и отбуксировать Землю в пригодную для жизни галактику. Параллельно начинается разработка трех гигантских двигателей на Луне, чтобы оттолкнуть спутник от планеты, поборов силу притяжения. Герои в разных частях Земли и космоса пытаются претворить амбициозный план в жизнь.
Что будет, если смешать сказочный сюжет, скромный бюджет и страх перед вышедшим из-под контроля искусственным интеллектом? На этот вопрос постарался ответить шведский кинематографист Мартин Мунте. И, признаться, ответ у него получился исчерпывающий. «Большой плохой волк» использует тропы волшебной сказки для создания многоуровневого сюжета: в суровой ледяной реальности мира будущего инженер сидит в бункере и создает разные цифровые симуляции, а внутри машины эти симуляции оживают и предстают полноценными виртуальными мирами. Мунте минимальными средствами снял сай-фай-хоррор об опасности безграничных желаний.
Человек, известный как Хранитель (Андреас Рюландер), создает и лично тестирует виртуальные миры. Один из новых примеров похож на бескрайний лес из сказки Шарля Перро про Красную Шапочку. Мужчина надевает шлем виртуальной реальности и переносится в фантастический мир. Компьютер сообщает, что программа дала сбой и что-то в новой реальности не так: лес окутывает враждебного вида черный туман, преследующий героя. Чтобы выбраться из виртуального пространства, Хранителю придется продираться сквозь чащу к дому бабушки и молиться всем цифровым богам, чтобы там не оказалось Злого Волка.
«Недруг» — еще один минималистичный сай-фай, прячущий за антуражем будущего драму об отношениях. Режиссер Гарт Дэвис, известный по сериалу «Вершина озера» и обласканной критиками биографической драме «Лев» с Девом Пателем, поместил под одну крышу главных звезд современности Пола Мескала и Сиршу Ронан и заставил их разыгрывать шекспировскую трагедию на двоих. Сценарий фильма вместе с Дэвисом писал Иэн Рейд, автор одноименного романа, а также книги «Думаю, как всё закончить», ранее ставшей фильмом с легкой руки Чарли Кауфмана.
Сюжет «Недруга», впрочем, не настолько мозголомный, как в недавнем триллере Кауфмана, но тоже может похвастаться неожиданными поворотами. Джулиан (Мескал) и Генриетта (Ронан) ведут размеренную жизнь на ферме. В 2065 году Земля медленно умирает, города перенаселены, деревни пусты, воды и еды хватает не всем. Большинство людей отправляются работать на космические станции. Однажды к паре приезжает человек по имени Терранс (Аарон Пьер) и сообщает, что Джулиан путем случайного отбора попал в список на временную релокацию на одну из орбитальных станций. Контракт рассчитан на два года, а чтобы жена не чувствовала себя одинокой, корпорация предоставит замену — визуально идентичного андроида с искусственным интеллектом и сознанием мужа. Пара пытается решить, готовы ли они к такой долгой разлуке и стоит ли игра свеч.