День грядущий: 10 фильмов про будущее
Сегодня, посреди полной неопределенности и ежедневно меняющегося настоящего, кажется, только кинематографисты все еще способны отчетливо видеть наше фантастическое, пусть и не всегда радужное будущее. Представляем вашему вниманию 10 вариантов развития событий от мастеров жанра.
Дени Вильнев спустя тридцать пять лет после выхода первого «Бегущего по лезвию» воссоздает мир романа Филипа К. Дика, а Райан Гослинг примеряет запылившийся плащ Харрисона Форда. Помогает им в этом сам Ридли Скотт, который выступил в качестве продюсера и соавтора сценария, хотя и не был указан в титрах.
Человечество почти опустошило землю. Бесплодные биологические роботы — репликанты, окончательно превратились в рабов, которых люди используют для колонизации безжизненных планет и на вредных производствах. В 2049 году усовершенствованный «бегущий по лезвию» репликант Кей (Райан Гослинг) служит в полиции, живет в унылой квартире-коробке с девушкой-голограммой (Ана де Армас) и, как и его предшественник Рик Декард (Харрисон Форд) из фильма Ридли Скотта, чувствует смутную экзистенциальную тоску. Поэтому, когда во время очередного задания Кей обнаруживает кости женщины-репликанта, выносившей ребенка, его смутные догадки о том, что у андроидов, так же как и у обычных людей, есть душа, лишь усиливаются. Герой по заданию начальницы в исполнении Робин Райт должен разыскать и убить первого ребенка, рожденного репликантами, но чем дальше он заходит в своих поисках, тем больше сомневается в своей миссии.
Хитовый, узнаваемый с первых нот саундтрек Алана Сильвестри, легендарный дуэт Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда, передовые спецэффекты компании Джорджа Лукаса, летающие скейтборды и конечно знаменитая машина времени DeLorean DMC-12 — все то, за что многие поколения зрителей так любят вторую часть трилогии Роберта Земекиса.
Если в первом фильме Док и Марти отправлялись исправлять прошлое, то во второй настал черед подредактировать будущее. В 2015 год, сын Марти Макфлая совершит непоправимую ошибку и попадает в тюрьму на 15 лет, его дочь попробует выручить брата, но сама угодит за решетку. Словом, семья Макфлаев в очередной раз окажется на грани краха. Герои отправляются в будущее, чтобы предотвратить происшествие, повлекшее за собой арест Макфлая-младшего, но делают только хуже. Марти и Доку предстоит побывать не только в 2015 году, но и в 1955-м, ведь вредный Бифф сумел воспользоваться машиной времени и изменить будущее в свою пользу.
Фильм Спайка Джонса в 2014 году был номинирован на 5 премий «Оскар», в том числе как лучшая картина года, а также за саундтрек группы Arcade Fire и лучшую заглавную песню. Оригинальная идея Спайка Джонза покорила академиков, и он получил награду за лучший сценарий. Еще в начале 2000-х режиссер прочитал статью о некоем веб-сайте, на котором пользователи могли получить и отправить письма, составленные искусственным интеллектом. Это стало отправной точкой для начала работы над фильмом.
В недалеком будущем писатель Теодор Туомби (Хоакин Феникс) работает профессиональным составителем личных писем и сообщений. Людям все труднее коммуницировать друг с другом, и его услуги помогают решить эту проблему. Однако сам Теодор не преуспел в общении с самыми близкими — его брак распадается. Переживая депрессию из-за грядущего развода, герой покупает обновление для компьютерной операционной системы, в которое встроен искусственный интеллект. ИИ говорит в оригинале голосом Скарлетт Йоханссон, называет себя Самантой и быстро учится, словом, ведет себя как идеальная женщина. Теодор влюбляется в виртуальную Саманту, но вскоре в их отношениях возникают вполне реальные сложности.
Стивен Спилберг создал канонические фильмы в жанре научной фантастики: рассказал о чудесах генной инженерии в «Парке Юрского периода», о визите инопланетян на землю в «Близких контактах третьей степени» и «Инопланетянине», и показал, каким человечным может быть компьютерный интеллект в «Искусственном разуме». В «Особом мнении», снятом по одноименному рассказу Филипа К. Дика, он обращается к миру недалекого будущего.
К 2054 году человечество практически полность решило проблему преступности, люди научились предсказывать убийства, и полиция действует превентивными методами. Три провидца видят будущее, а специальная система оцифровывает их видения и передает правосудию. Главный герой — капитан Джон Эндертон (Том Круз) — обезвреживает убийц до того, как они перейдут к решительным действиям. Он и не задумывается о несовершенстве системы, пока не обнаруживает сам себя в роли убийцы. Одна из трех предсказателей, Агата (Саманта Мортон), видела другую версию будущего (возможно именно в ней Джон никого не убивает), но она была стерта как «особое мнение». Джон похищает провидицу и пускается в бега, ему предстоит изменить собственное будущее и разрушить утопию.
На момент выхода на экраны «Пятый элемент» был самым дорогим европейским блокбастером в истории. Люк Бессон («Валериан и город тысячи планет», «Люси») пошел ва-банк, до него никто из французских режиссеров не снимал настолько голливудский по своему размаху проект. Он не прогадал: фильм собрал в прокате более 263 миллионов долларов и стал культовым.
Действие фильма происходит в далеком будущем, а именно в 2263 году. На Землю надвигается Абсолютное зло в виде гигантского огненного шара, угрожая всему человечеству. После столкновения с ним свет станет тьмой, а жизнь — смертью. Обычное оружие его не берет, существует только один способ остановить Зло — пять древних элементов. Один из них — это девушка Лилу (Милла Йовович), которая по воле случая буквально сваливается на голову простому таксисту и бывшему спецназовцу Корбену Далласу (Брюс Уиллис). Теперь у Корбена появились другие проблемы, посерьезнее долгов и скучной работы: миру грозит апокалипсис. И без его помощи человечеству не обойтись.
Фантастический фильм, основанный на культовой манге Масамунэ Сиро и не менее знаменитом аниме 1995 года режиссера Мамору Осии, некогда вдохновившем сестер Вачовски на создание «Матрицы». Роль женщины-киборга сыграла Скарлетт Йоханссон, и «Призрак в доспехах» стал одним из тех фильмов, которые утвердили ее в статусе высокооплачиваемой актрисы экшен-блокбастеров.
В 2030-е годы кибернетические технологии используются для того, чтобы модифицировать тела людей. Корпорация Hanka Robotics создает первую в истории человечества женщину-киборга Миру Киллиан с телом био-робота и человеческим мозгом. Мира поступает на службу в отдел по борьбе с терроризмом, но вскоре начинает видеть свое прошлое и чувствовать странную связь с врагом Hanka Robotics — радикальным террористом Кудзэ (Майкл Питт). Мира должна уничтожить Кудзэ, но, кажется, только он знает правду о ее прошлом.
Фильм Курта Уиммера вышел почти одновременно с долгожданным продолжением «Матрицы», и это не способствовало его успеху в кинотеатрах. Однако благодаря телевидению «Эквилибриум» нашел своего зрителя и в итоге занял место среди лучших футуристических блокбастеров нулевых годов, которые обязательно стоит посмотреть. (В качестве подтверждения его почти культового статуса можно вспомнить недавний сай-фай «Равные» с почти таким же сюжетом, но без черных плащей и боевых сцен в рапиде).
В сравнительно недалеком будущем человечество пережило Третью мировую войну. Выжившие создали тоталитарное государство Либерия, в котором полностью запрещены эмоции, которые, как считается, привели к разрушительному конфликту. Гнев, счастье, а также все, что их вызывает: искусство, книги, музыка, любовь, — оказываются вне закона. Все люди принимают специальный наркотик, подавляющий эмоции. Главный герой фильма — верный слуга режима Джон Престон (Кристиан Бэйл) — по случайности пропускает прием препарата и обретает утраченные чувства. Он понимает весь ужас тоталитаризма и переходит на сторону подпольных борцов с властью. Теперь именно от него зависит будущее Либерии и всего человечества.
В 2009-м южноафриканский режиссер Нил Бломкамп снял новаторский, гиперреалистичный сай-фай «9-й район», получил номинацию на «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и мгновенно стал одним из главных режиссеров фантастического жанра. «Элизиум» стал его высокобюджетным проектом стоимостью более 100 миллионов долларов. Это позволило создать на экране правдоподобный мир будущего.
В 2154 году Земля превратилась в огромную свалку, богачи построили космическую станцию «Элизиум» с чистой атмосферой и райскими условиями для жизни. Бедняки остались на Земле, бороться за выживание в северном климате, убийственной экологии и тотальной разрухе. Население отравленной Земли контролируют роботы, следящие за тем, чтобы люди трудились на благо «Элизиума». Главный герой, бывший преступник Макс Де Коста (Мэтт Дэймон), во время аварии на заводе получает смертельную дозу радиации. Лучевую болезнь можно вылечить только на «Элизиуме», и Макс, облачившись в экзокостюм, решает во что бы то ни стало туда попасть. Поначалу он действует из эгоистических соображений, но постепенно все больше чувствует ответственность за людей, живущих на Земле в ужасных условиях. Сможет ли он стать настоящем героем, который победит неравенство и объединит два мира?
Режиссерский дебют Эндрю Никкола оказался невероятно успешным, картину номинировали на «Золотой глобус» за музыку и «Оскар» за работу художника. А талант Никкола-сценариста был оценен уже через год в другой его работе — за оригинальный сценарий «Шоу Трумана» его номинировали на «Оскар».
Сюжет «Гаттаки» не менее примечателен. В недалеком будущем человечество начало редактировать гены людей еще до их рождения, и генетическая дискриминация стала обыденностью. На свет стали появляться идеальные люди без наследственных болезней, физически привлекательные и невероятно выносливые. Родители Винсента Фримена (Итан Хоук) в свое время предпочли естественное зачатие, и он родился болезненным мальчиком. Врачи предрекали, что он не доживет и до 30 лет, но Винсент решил обмануть свою судьбу и пошел против дискриминации. С детства он мечтал полететь в космос, но для путешествия на далекую планету Титан отбирают только лучших. Винсент идет на фальсификацию, он находит очень похожего на себя генетически модифицированного человека по имени Юджин Морроу (Джуд Лоу), который пострадал в автокатастрофе и теперь прикован к инвалидному креслу. Винсент полностью перевоплощается в Юджина и пользуется его генетическим материалом (волосы, частички кожи, фальшивые отпечатки пальцев), чтобы попасть в проект «Гаттака», где проходит подготовка будущих космонавтов.
Ностальгирующий по фантастике 80-х сай-фай Стивена Спилберга. В этом фильме американский режиссер ностальгирует в том числе по своим собственным картинам того периода. В основе сюжета — одноименный роман Эрнста Кляйна.
В 2045 году компьютерные игры стали реальнее жизни. Огромным успехом пользуется новая компьютерная игра OASIS, которая полностью погружает пользователей в виртуальный мир, напоминающий игры и фильмы 80-х. Перед смертью создатель OASIS спрятал на одном из уровней пасхальное яйцо, которое открывают три ключа. Тот кто найдет их все, получит полный контроль над игрой и 500 миллиардов долларов в придачу. Подросток Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) из грязных трущоб вступает в игру в образе крутого героя Парсифаля и постепенно становится одним из главных претендентов на приз. Но у одиозного владельца IT-корпорации IOI с говорящим именем Нолан (Бен Мендельсон) свои планы на OASIS и денежный приз. Уэйду и его друзьям противостоят прокачанные геймеры из компании Нолана, но в этом соревновании победа, разумеется, не главное. Куда важнее виртуальный мир, в который погружаются герои, а вместе с ними и зрители: мир отсылок, пасхалок и аллюзий на поп-культуру, от фильма «Сияние» до Кинг Конга и компьютерный игры Pac-Man.