Знакомство с родителями и прощание с диктатурой: 6 лучших фильмов фестиваля «Зеркало-2025»
В Иванове завершился XIX международный фестиваль «Зеркало. Философия Тарковского». Победителем киносмотра стала картина корейского мастера Хона Сан-су «Что эта природа говорит тебе». Перечисляем всех победителей фестиваля в Иванове и выбираем лучшие картины киносмотра.
Международный фестиваль «Зеркало» не ограничивается показами фильмов основного конкурса. В этом году на киносмотре были программы «Музыка и кино», «Тарковский сегодня», «Архитектура», «К 165-летию Чехова» и «Корейский классик Бэ Чан-хо», посвященная одному из членов жюри смотра. В секциях «Свои» и «Свои. Короткий метр» жители Иванова могли посмотреть самые громкие отечественные полные и короткие метры последних лет, в числе которых «Кончится лето», «Семейное счастье», «Планета», «Вечная зима» и «Папа умер в субботу». Показы проходили не только в Иванове, но и в городах Ивановской области. Церемония открытия проходила в Юрьевце, которому в этом году исполнилось 800 лет.
В жюри основного конкурса этого года вошли:
— классик южнокорейского кинематографа, призер и участник международных кинофестивалей Бэ Чан-хо;
— хореограф, педагог, заслуженная артистка РФ Алла Сигалова;
— итальянский режиссер, продюсер и дистрибьютор Андреа Гатопулос, фильмы которого участвовали в ключевых мировых фестивалях;
— индийский кинокритик, профессор, почетный главный редактор первого в мире журнала об азиатском кино Cinemaya Рашми Дорайсвами;
— иранский актер, монтажер и продюсер, лауреат «Серебряного медведя» за роль в фильме «Развод Надера и Симин» Бабак Карими;
— кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Никита Карцев.
Награды фестиваля распределились следующим образом:
Главный приз
«Что эта природа говорит тебе», реж. Хон Сан-су
Лучшая режиссура
«Новый год, который так и не наступил», реж. Богдан Мурешану
Специальный приз жюри
«Сантош», реж. Сандхия Сури
Приз зрительских симпатий основного конкурса
«Письма о любви», реж. Полли Стил
Приз зрительских симпатий программы «Свои»
«Двое в одной жизни, не считая собаки», реж. Андрей Зайцев
Специальный приз им. Ивановского киноклуба «Экран и ты»
«Филателия», реж. Наталья Назарова
Приз зрительских симпатий программы «Свои. Короткий метр»
«Преступление», реж. Александра Вострова
Специальный приз оргкомитета фестиваля за вклад в кинематограф им. Тарковского
Рассказываем подробнее о шести фильмах основного конкурса, на которые стоит обратить внимание.
«Что эта природа говорит тебе», реж. Хон Сан-су (главный приз)
Дон-хва, 35-летний поэт, который опубликовал первый сборник стихов в маленьком журнале, подвозит на старенькой машине свою девушку Джун-хи до родительского дома в провинциальном Йоджу. Пара встречается уже три года, но бойфренд с родителями любимой так и не знаком. Старенькую машину случайно замечает папа Джун-хи. Дон-хва остается в особняке с симпатичным садом на холме на целый день. Поэт курит и пьет макколли с отцом герлфренд, посещает могилу ее бабушки, местный храм, читает свои стихи, а в темное время суток хмелеет и засыпает. Мама с папой Джун-хи обсуждают Дон-хва и пытаются понять, годится ли витающий в облаках поэт-неудачник в мужья любимой дочери. А пара ведь думает о свадьбе. Претензий за день к возможному зятю накопилось солидно.
Картина «Что эта природа говорит тебе» впервые была показана в основном конкурсе Берлинале этого года. Фильмы плодовитого корейца, который любит сам режиссировать, снимать, писать сценарии, монтировать и сочинять простенькую музыку, легко делить по временам годам и месту действия. «Что эта природа говорит тебе» — картина летняя и развивающаяся не в Сеуле. Разговоры за едой и выпивкой в доме перемежаются с прогулками по паркам. На этот раз у Хона нет игр со временем и размыванием границы между фантазией и реальностью, зато хватает недосказанностей. Также важной особенностью драмеди является съемка на простенькую цифровую камеру, из-за чего изображение напоминает домашние видео. И Дон-хва, поэт-неудачник и сын богатого адвоката, раскрывается постепенно, и характеры старшей сестры вместе с родителями Джун-хи обрастают новыми подробностями. Молодого человека постоянно спрашивают про усы, старенькую машину и состоятельного папочку. После опустошения нескольких бутылок ситуация накаляется, а неспешный сюжет переходит в чистую комедию про неловкое знакомство с родителями и баланс между материальным и духовным.
«Новый год, который так и не наступил», реж. Богдан Мурешану (лучшая режиссура)
Румыния, декабрь 1989 года. В Тимишоаре начались мирные протесты, которые разгоняли солдаты, стрелявшие в безоружных. По всей социалистической стране распространяется шепот недовольства, все понимают, что долго так продолжаться не может, Николае Чаушеску должен уйти в отставку или умереть. Однако национальное телевидение записывает новогодний эфир, а тайная полиция прослушивает неблагонадежных граждан и следит за ними. Вот только всё идет наперекосяк. Звезда телевидения Лили сбежала за границу. Режиссер Штефан вместе с коллегами вынужден срочно искать замену. Внешне похожая на Лили Флорина просит соседа-абьюзера поставить ей фингал под глазом, чтобы не идти на эфир. Студент Лаврентий, сын Штефана, вместе с приятелем готовит ночной побег через лесную границу. Рабочий Джелу боится оказаться за решеткой, потому что сын Мариус в письме Деду Морозу говорит, что папа больше всего на свете желает смерти дяде Николае. Сотрудник Секуритате Динкэ насильно перевозит мать Маргарету из дома под снос, где прошла вся ее жизнь, в скромную квартирку на окраине. Никто из героев, конечно, не подозревает, что конец режима намного ближе, чем могло показаться еще неделю назад.
Полнометражный дебют Богдана Мурешану победил в программе «Горизонты» на прошлогоднем Венецианском фестивале. Спертый воздух душных кабинетов и заставленных хламом квартирок и формат 4:3 передают ощущение беспросветной несвободы. Конечно, румыны никогда не перестанут говорить о жертвах тоталитарного режима и постсоветской травме. С другой стороны, «Новый год, который так и не наступил» — исключительно смешное кино о диктатуре. Фреска в духе «Магнолии» и «Декалога» через судьбы нескольких персонажей во всех подробностях показывает тревогу и абсурд шизофренического режима, который, даже умирая, напоследок всё равно хочет испортить жизнь паре-тройке человек.
«Сантош», реж. Сандхия Сури (специальный приз жюри)
Сельская местность на севере Индии. После смерти мужа при исполнении 28-летняя Сантош наследует его должность и становится офицером полиции. Супруга ударили камнем по голове во время уличных беспорядков, виновного так и не удалось определить. Одно из первых дел новенькой — резонансное убийство девочки-подростка. Сантош становится помощницей харизматичной и опытной Шармы. В расследовании быстро появляется подозреваемый, осталось только его найти. Но по ходу разбирательства Сантош всё меньше уверена в вине молодого человека и своими глазами видит, что показания полиция добывает в результате пыток, а любое дело высокопоставленные чиновники готовы спихнуть на бедняков. Вдова увереннее чувствует себя в полицейской форме, но в то же время порой ощущает себя неуютно, ведь простые люди стали к ней хуже относиться.
Полнометражный игровой дебют Сандхии Сури участвовал в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля. Картина была выдвинута Великобританией на «Оскар». Драма реалистично показывает будни провинциальной индийской полиции. Представители правопорядка вынуждены выпрашивать тело убитой у матери, разгонять стихийные митинги, хранить в участке и обкладывать льдом труп, а затем устраивать обход людей с социального дна. Вместе с Сантош мы сталкиваемся с мизогинией, несоблюдением основных гражданских прав, коррупцией и отсутствием порядка в рядах полиции. Вопрос в том, будет ли Сантош терпеть сомнительные условия, постарается навязать свои принципы или же покинет государственную структуру. У Сури получилось захватывающее кино о положении женщины в индийском обществе, еще и в жанровой обертке сельского детектива.
«Остальное — потом», реж. Пелин Эсмер
Горничная Алие работает в большом отеле «Эфес» провинциального турецкого города Сёке. Однажды на кинофестиваль приезжает известный стамбульский режиссер Левент Акгюр. Алие считает, что у нее есть история, которая может заинтересовать автора. Она узнает номер мобильного телефона режиссера, записывает Левенту голосовые сообщения и постепенно раскрывает собственную биографию, но не до конца и не без обмана. Однако режиссер увлечен несбывшимися мечтами провинциалки.
Картина опытной турецкой постановщицы Пелин Эсмер впервые была показана на фестивале в Роттердаме в программе Harbour. Автор показывает две судьбы людей разных бэкграундов и социального положения, которые неожиданно поддерживают общение на расстоянии. Алие живет вместе с мамой и сестрой и представляет другую реальность — когда-то она хотела стать адвокатом. Стамбульский режиссер же готовится к съемкам новой картины, перерабатывает сложные отношения с отцом и проходит через болезненный развод. Неспешное развитие событий легко может усыпить. Эсмер недоговорками Алие и кадрами фильма Левента пытается запутать зрителя, размыть грань между вымыслом и явью, но в последние десять минут в лоб проговаривает всю историю, чтобы каждый уж точно понял, в чём тут дело. Картина «Остальное — потом» интересна как кино о рассказчике и слушателе, о том, как один влияет на другого и наоборот, а еще о лжи как спасении и как яде. Большой плюс — виды роскошного Стамбула и древнего города Милет.
«То, что ты убиваешь», реж. Алиреза Хатами
Турок Али в раннем возрасте уехал в Штаты и провел за рубежом 14 лет. По возвращении домой он устроился преподавателем литературы в университете Гази в Анкаре. Али в браке уже три года, детей нет. Полупарализованная мать мужчины умирает дома при не до конца понятных обстоятельствах. Али подозревает, что пожилую женщину мог убить отец, который и раньше побивал супругу, а недавно завел любовницу. Две сестры преподавателя не согласны с братом. Али много времени проводит в садах в долине за городом. Однажды около загородного дома появляется загадочный мужчина, который ищет работу. Он становится другом Али. В голове у профессора литературы рождается план мести.
Родившийся в Иране и проживающий в Канаде режиссер Алиреза Хатами удостоился приза за лучшую режиссуру на «Сандэнсе» этого года. «То, что ты убиваешь» начинается как семейная драма, переходит в триллер о мести, а ближе к финалу трансформируется в мистическую историю о доппельгангере, субличностях и скрытом внутреннем звере, которого лучше держать на привязи. Далеко не сразу понятно, что происходит на экране. Больше всего картина Хатами напоминает «Шоссе в никуда» Линча, но почти без сюрреализма. Другие предшественники — «Двойник» Ричарда Айоади и «Бойцовский клуб», но на пустынных турецких просторах. Кажется, в городе Али сохраняет человеческое лицо, а вот в садах, которые ему так нравятся, может забыть о законе, приличиях и нормах. Хатами интригует в первой половине фильма, но во второй сбавляет обороты. В финале главный герой проговаривает все свои страхи декану факультета, в том числе рассказывает и об эдипове комплексе. Семейные тайны порой приводят к печальным последствиям.
«Граница», реж. Дмитрий Давыдов
Где-то вдали от цивилизации, на опушке леса в покосившейся избе, живут отец-охотник и дочка-подросток. Имен у них нет, так что фильм сразу же заходит на территорию притчи. Отец и дочка ловят рыбу и стреляют в зайцев и оленей. Когда девочка случайно убивает собаку, в гости к семье приходит нечистая сила в виде женщины с копытами вместо ног, начинается чертовщина.
«Граница» была снята еще летом 2022 года — на английском языке и всего за пару недель. На международный рынок выйти не удалось, и для «Зеркала» и возможного российского проката фильм переозвучили. Дмитрий Давыдов заходит на территорию фолк-хоррора, но мало чем удивляет и далеко не всегда удачно пугает. Голые ведьмы, грязные руки и поедание собаки — главные козыри жанрового аттракциона. Тело дочери постепенно чернеет, отец сходит с ума, взявшиеся из ниоткуда девушки водят адский хоровод. Якутские комары жужжат, в поле полыхает пламя, кто-то стабильно воет. Проследить все сюжетные перипетии непросто. Граница здесь и между реальностью и видениями, и нашим миром и потусторонней действительностью, и цивилизацией и первобытной территорией. Картина снята без искусственного освещения, и операторская работа — редкое достоинство смехотворного хоррора о столкновении папы и дочки с бесовщиной. Периодически фильм превращается в пародию на ужасы, но всё равно от «Границы» можно получить удовольствие: пару раз напугаться и смеяться в якобы страшных моментах.