Странствия, пришельцы и протесты: Итоги Берлинского фестиваля
Завершился 74-й Берлинский кинофестиваль. Жюри во главе с актрисой Лупитой Нионго присудило «Золотого медведя» документальной картине Мати Диоп «Дагомея». Очередную фестивальную награду получил кореец Хон Сан-су. Не остался без приза и француз Брюно Дюмон. Рассказываем о наиболее интересных фильмах фестиваля и его победителях.
В основном конкурсе Берлинского фестиваля на этот раз оказалось ровно 20 картин. Председательницей жюри была актриса Лупита Нионго. Вместе с ней отобранные в главную программу Берлинале фильмы оценивали режиссеры Брэйди Корбет, Кристиан Петцольд, Энн Хуэй и Альберт Серра, актриса и режиссер Жазмин Тринка и писательница Оксана Забужко. Почетного «Золотого медведя» за вклад в кинематограф получил Мартин Скорсезе.
Россию в конкурсе представлял документалист Виктор Косаковский. Новая работа родившегося в Санкт-Петербурге режиссера снята на деньги немецких продюсеров. «Архитектон» Косаковского — масштабное исследование бетона: от взрывов гор до перевозки обломков разрушенных домов на свалку. Документалист исследует отношения человека и природы, противопоставляет прошлое и настоящее.
Перечисляем обладателей основных наград 74-го Берлинского фестиваля.
Призы в основном конкурсе
«Золотой медведь» за лучший фильм:
«Дагомея», Мати Диоп
Гран-при жюри:
«Нужды путешественника», Хон Сан-су
«Серебряный медведь» — приз жюри:
«Серебряный медведь» за режиссуру:
Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас, «Пепе»
«Серебряный медведь» за лучшую роль:
Себастиан Стэн, «Другой человек»
«Серебряный медведь» за лучшую роль второго плана:
«Серебряный медведь» за лучший сценарий:
Маттиас Гласнер, «Смерть»
«Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения:
Оператор Мартин Гшлахт, «Дьявольская баня»
Призы в секции Encounters
Лучший фильм:
«Прямое действие», реж. Гийом Кайо, Бен Расселл
Специальный приз жюри:
«Некоторым дождям суждено пролиться», реж. Цю Ян «Великая зевота», реж. Алияр Расти
Лучший режиссер:
«Прямое действие», реж. Джулиана Рохас
Призы международного жюри (короткий метр)
«Золотой медведь» за лучший короткометражный фильм:
«Странный поворот», реж. Франсиско Лезама
«Серебряный медведь» за короткометражный фильм:
«Остаток жаркого дня», реж. Чжан Вэньцянь
Специальное упоминание жюри:
«У меня всё», реж. Ева Кённеманн
Другие награды
Приз за лучший документальный фильм:
«Нет другой земли», реж. Басель Адра, Юваль Авраам, Хамдан Баллаль, Рэйчел Шор
Приз GWFF за лучший дебют:
«Цю Ли никогда не плачет», реж. Фам Нгок Лан
О некоторых фильмах завершившегося Берлинале рассказываем подробнее.
«Дагомея» (основной конкурс, «Золотой медведь»)
В 2021 году статуя царя Гезо, его деревянный трон, статуя короля Беханзина и еще более 20 произведений искусства были возвращены Францией Республике Бенин. В конце XIX века, в колониальные времена, богатства западноафриканской страны уехали в Европу. Теперь справедливость восторжествовала.
«Дагомея» — второй полный метр Мати Диоп. Дебютный игровой фильм «Атлантика» удостоился пять лет назад гран-при Канн. И в короткометражных работах, и в первой художественной картине постановщица связывает антиколониальный посыл с мистическими традициями африканских стран. В документальной «Дагомее» тоже выбран необычный подход к рассказу. Повествование ведет статуя царя Гезо (весом более 200 кг). Раскатистым басом артефакт вопрошает, почему во Франции его называли по номеру, а не по имени. Также Диоп задается интересным вопросом: стоит ли вообще выставлять за стеклом в музеях произведения искусства других стран?
«Нужды путешественника» (основной конкурс, гран-при жюри)
Француженка Ирис (Изабель Юппер) приехала в Южную Корею и преподает родной язык местным. Во время общения с учениками преподавательница спрашивает об их чувствах, а затем записывает ответы на карточках, которые предстоит заучить корейцам. Студенты начинают мыслить на незнакомом языке и делятся самым сокровенным. В фильме показаны три встречи Ирис с учениками.
2024 год только начался, а Хон Сан-су уже выпустил новую картину. Хорошо, что в этом мире хоть что-то остается неизменным. В 2022-м и 2023-м корейский автор делал по два фильма. Юппер уже снималась у Хона в картинах «В другой стране» и «Камера Клэр». В «Нуждах путешественника» персонажи пьют макколи, переводят стихи, читают, играют на пианино, гитаре и синтезаторе. В непринужденной обстановке француженка обучает корейцев языку, а те, в свою очередь, передают гостье азиатские традиции. Происходит милейший культурный обмен. Фильм куплен для российского проката.
«Империя» (основной конкурс, «Серебряный медведь» — приз жюри)
Неожиданно в нормандской глуши разгорается битва за власть во всей галактике. Хорошую империю представляет принцесса Джейн (Анамария Вартоломеи), плохую — рыбак Джони (Брэндон Влиге). Две стороны бьются за малыша с необычными способностями Фредди. Придурковатые комендант Ван дер Вейден (Бернар Прюво) и лейтенант Карпентье (Филипп Жор) только руками разводят.
Француз Брюно Дюмон на заре режиссерской карьеры прославился суровыми драмами с непрофессиональными актерами. Начиная с вышедшей в 2014 году пародии на детектив «Малыш Кенкен» автор успешно пробует силы в комедийном жанре. В 2018-м повзрослевшие Кенкен и его друзья сталкивались с инопланетянами. В «Империи» нет ни детей, ни подростков, зато на экран возвращается парочка провинциальных полицейских-простофиль, которые в жизни не раскрыли ни одного дела. Дюмон снимает совершенно безумную пародию на «Звездные войны». Фильм куплен для российского проката.
«Пепе» (основной конкурс, «Серебряный медведь» за режиссуру)
Бегемот Пепе мирно жил в Африке, пока однажды его не поймали браконьеры и не передали в частный зоопарк Пабло Эскобара. Животное оказалось у колумбийского наркобарона в 1981 году вместе с тремя самками. Эскобар вообще собрал дома впечатляющую коллекцию экзотических зверей. Когда на наркоторговца открыли охоту, хозяин зоопарка бежал и многие животные погибли. Но не бегемоты, они адаптировались к жизни в южноамериканских реках, пугая местных фермеров. Никто прежде подобных водных гигантов не видел.
Доминиканский режиссер Нельсон Карло де Лос Сантос Ариас придумал любопытный ход для своего фильма — рассказ ведется от лица бегемота. Дикое животное с трудом понимает, за что на него свалились беды в виде переезда и заточения. Фактически это взгляд ребенка или чужака. С одной стороны, картина критикует жестокое обращение людей с животными, с другой, напоминает о колониальных преступлениях. Не только европейцы и американцы выкачивали и вывозили из Африки все богатства, но и колумбийские наркобароны.
«Шамбала» (основной конкурс)
Пема (Тинли Лхамо) в соответствии с непальскими обычаями выходит замуж сразу за трех братьев. Настоящим супругом является Таша (Тензинг Далха), поскольку два других брата — монах Карма (Сонам Топден) и школьник Дава (Карма Вангиал Гурунг). Таша отправился на заработки в Тибет. Однако вдали его застают непроверенные слухи о том, что Пема забеременела от школьного учителя Давы — Рам Сира (Карма Шакия). Жена спешит к супругу, чтоб объясниться, компанию ей составляет монах.
«Шамбала» Мина Баадура Бама — первый непальский фильм в основном конкурсе за всю историю Берлинале. Завораживающе красивая этнографическая картина сопровождается необычными обычаями и танцами и показывает деревенский быт горного народа. Главная героиня — решительная, самодостаточная и смелая девушка, зажатая в давно устаревшие законы патриархального общества. Любителям медленного кино фильм может принести наслаждение, обычным зрителям — здоровый сон.
«Дьявольская баня» (основной конкурс; «Серебряный медведь» за выдающиеся художественные достижения — оператор Мартин Гшлахт)
Верхняя Австрия, 1750 год. Агнес (Аня Плашг) выходит замуж за Вольфа (Давид Шайд), жителя соседней деревни. Счастья в браке нет. Агнес хочет родить ребенка, а супруг не намерен заниматься с женой сексом. Лишенная материнства женщина приходит в отчаяние и всё чаще уходит в глухой лес.
«Дьявольскую баню» сняли Вероника Франц и Северин Фиала. Дуэт режиссеров прославился жутким хоррором «Спокойной ночи, мамочка», а затем успешно переехал в Штаты, где была снята «Сторожка». Постановщики возвращаются на родную землю с новой работой. Продюсировал «Дьявольскую баню» современный классик Ульрих Зайдль — муж Франц и дядя Фиалы. Картина основана на реальных событиях — в середине XVIII века религиозные женщины не могли покончить жизнь самоубийством, но находили способ заслужить смерть. И хотя австрийские авторы на этот раз не снимают ужастик, с каждой минутой фильм становится всё мрачнее, да и натуралистичных сцен постановщики не боятся.
«Прямое действие» (Encounters, приз за лучший фильм)
Антиглобалистская группа экоактивистов ZAD (Zone to Defend) смогла с успехом помешать большим компаниям построить новый аэропорт на западе Франции. Радикальное движение сражается со всеми бизнесменами, которые вредят окружающей среде. Правительство страны называет представителей группы «экотеррористами». На протяжении трех с половиной часов документалисты следят за фермерами, которые находятся в гармонии с природой, а когда надо, вооружаются и идут стенка на стенку с полицией.
По названию неигровой картины можно решить, что зрителей ждет яростный антиглобалистский памфлет. На самом же деле режиссеров Бена Расселла и Гийома Кайо интересуют будничные заботы членов ZAD. Это кино о труде. Жители сельской местности под Нантом пасут коров, вспахивают землю, месят тесто, куют металлические инструменты, проводят детские дни рождения и веселятся на музыкальных фестивалях. Документалисты, очевидно, симпатизируют людям дела, а не капиталистам в пиджаках.
«Город; Деревня» (Encounters, приз за лучшую режиссуру)
Всю родную деревню Джоаны (Фернанда Вианна) вместе с домом и любимым конем смыло наводнением. Оставшаяся без крова над головой женщина переезжает в Сан-Паулу к сестре Тане (Андре Марки) и ее внуку Хайме (Калеб Оливейра). Теперь Джоана работает в клининговой компании, а дом и сад за городом только снятся. Флавия (Марелла Факанья) после смерти отца вместе с подругой Марой (Бруна Линзмейер) переехала на ранчо погибшего родителя. Земля сухая, ничего не растет, а еще новой хозяйке мерещатся призраки.
Джулиана Рохас вместе с Марко Дутрой семь лет назад сняла замечательную картину «Хорошие манеры» — про колониализм, но с оборотнями. «Город; Деревня» — две пересекающиеся лишь тематически истории о вынужденной миграции. На новых местах переехавшие люди испытывают очевидный дискомфорт. И если Джоане являются призраки прошлой жизни и сын (его судьба остается загадкой), то Флавию навещает давно умершая бабуля. Возможно, бразильцы из города позабыли о корнях. Жизнь в мегаполисе постановщица точно не жалует.
«Руки в крови» (Encounters)
Студентка киношколы Мария (Каролина Кампанела) снимает документальный фильм о старых поместьях в долине реки Дуэро. Параллельно девушка делает пометки в блокноте, тема ее диплома — «Реальность в кино». На несколько дней Мария поселяется в последнем поместье в своем списке. Помимо хозяина дома, здесь также живут его племянник и племянница, старая кухарка и учительница детей. Поначалу жизнь тут кажется Марии идиллией, но студентка быстро понимает, что что-то не так.
Картина Маргариды Жиль, жены классика португальского кино Жуана Сезара Монтейру, основана на повести Генри Джеймса «Поворот винта». Смотревшие сериал «Призраки усадьбы Блай» найдут в сюжете несколько любопытных параллелей. Старинное поместье с мрачным семейным секретом напоминает паука, в сети которого попадает любопытная кинематографистка. Выбраться на свет будет совсем не просто.
«Великая зевота» (Encounters, специальный приз жюри)
Средних лет мужчина по имени Бейтолла (Мохаммад Агебати) снова и снова видит во сне пещеру, в которой стоит сундук с золотом. Поскольку Бейтолла очень религиозен, сам он забирать ценные монеты не хочет, а подыскивает подходящего помощника — неверующего, выносливого и не задающего лишних вопросов. Выбор падает на молодого сироту Шоджу (Амирхоссейн Хоссейни). Парочка отправляется в путешествие по горам и пустыням Ирана в поисках одной-единственной пещеры. Никаких подсказок сны Бейтоллы не дают.
«Великая зевота» — полнометражный дебют иранского режиссера Алияра Расти. В фильме можно углядеть отдельные кадры, напоминающие о «Вкусе вишни» Аббаса Киаростами и «Крупным планом» Мохсена Махмальбафа. Как это часто случается с иранским кино, вроде бы простой сюжет оборачивается многомерной философской притчей. Бейтолла считает сундук с золотом чудом, отказываясь называть себя и Шоджу охотниками за сокровищами. Молодой человек, лишенный родителей, ищет отца, опытного мужчину, который мог бы помочь советом, а нарывается то ли на фантазера, то ли на безумца, то ли на авантюриста. Странно, что «Великая зевота» не попала в основной конкурс. Достойнейшая работа.
«Кто у огня» (Generation 14plus, гран-при)
В гости к режиссеру Блейку (Арье Вортхальтер) в уютный дом посреди леса прилетают на аэроплане (да, это такая глушь) старый друг-кинематографист Альбер (Поль Амарани), его названная в честь одного из братьев Карамазовых дочь Алёша (Аурелия Аранди-Лонгпре), сын Макс (Антуан Маршан-Ганьон) и друг Макса Джефф (Ноа Паркер). Есть в коттедже и другие гости. Обстановка постепенно накаляется. Когда-то Блейк и Альбер снимали вместе, но затем первый ушел в документалистику, а второй стал работать на телевидении. Каждый из режиссеров не одобряет выбор другого. Джефф пытается осторожно подкатывать к Алёше и чувствует конкуренцию со стороны хозяина дома. Однако главные трагедии еще впереди.
Квебекский режиссер Филипп Лесаж, к сожалению, известен в России не очень хорошо. Его два первых фильма (оба говорят о подростках) — «Демоны» и «Возникновение» — точно достойны внимания. В новой картине мы тоже смотрим на развитие событий со стороны младшего поколения, в основном Джеффа, иногда Алёши, а потому все старые конфликты взрослых покрыты завесой тайны, зато прекрасно понятны душевные страдания неразделенной любви тинейджеров. С первых же минут в кадре чувствуется напряжение, которое неминуемо должно вырваться наружу. «Кто у огня» балансирует на грани между психологической драмой и триллером.
«Фарук» (Panorama, приз ФИПРЕССИ)
Отцу режиссерки Аслы Озге Фаруку за 90. Пожилому мужчине непросто принимать перемены. Один из друзей умер в метро и несколько часов катался в поезде, пока его не обнаружили бездыханным на конечной станции. Фаруку же предстоит переезд. Дом в Стамбуле, в котором находилась его квартира, сносят, чтобы построить небоскреб. Дочка Аслы продает жилплощадь отца, которую ему выдали взамен, чтобы закончить фильм. Фаруку приходится поселиться в съемной квартире.
В «Фаруке» невозможно отделить документальное от игрового. Какие-то сцены, очевидно, или были повторены участниками событий, или сыграны ради дополнительного художественного эффекта. В любом случае у постановщицы получается и портрет меняющегося города, и драма о старике, которому непросто живется в мегаполисе и в мире современных технологий. Трудно не проникнуться симпатией к обаятельному Фаруку.
«Генри Фонду в президенты!» (Forum)
В июле 1980 года 16-летний Андреас Хорват вместе с родителями приехал в отпуск в Париж. Семейство смотрело на достопримечательности, следило за результатами Олимпиады в Москве, а по вечерам ходило в кино. Тогда Хорват впервые увидел на экране Генри Фонду. В это же время Рональд Рейган, бывший актер, выступал с инаугурационной речью после избрания президентом США.
Хорват — историк кино, бывший директор Венского кинофестиваля, куратор и в прошлом сотрудник Австрийского музея кино. Документальный фильм о Генри Фонде — режиссерский дебют немолодого автора. Хорват собирает в трехчасовое полотно фрагменты аудиозаписи одного из последних интервью актера, записанного в 1981 году, кадры фильмов с участием голливудской звезды и современные съемки мест, связанных с Фондой и его детьми. Предки Генри прибыли в Америку еще в середине XVII века, а за длинную карьеру он успел сыграть длинную вереницу героев из разных эпох страны. Хорват в личном эссеистическом фильме проводит линию между настоящим днем и основанием Америки, превращая Фонду чуть ли не в олицетворение Штатов. Если президентом смог стать Рейган, наверное, хорошие шансы были бы и у Генри. Если бы актер хотел.