Опубликовано 10 августа 2024, 18:06
4 мин.

«Одержимая» Вероники Франц и Северина Фиалы: Меланхолия падения

Поделиться:
«Одержимая» Вероники Франц и Северина Фиалы: Меланхолия падения

В Okko вышла австрийская историческая драма «Одержимая» о женщине, которую изнутри разрушает семейное несчастье. Премьера прошла в конкурсе Берлинале. Фильм, поначалу ловко притворяющийся хоррором, оборачивается феминистским манифестом, а также жутким и детальным рассказом о том, к каким последствиям в далеком прошлом приводила депрессия. Говорим о картине, спродюсированной классиком австрийского кино Ульрихом Зайдлем.

Одержимая
Рейтинг: 6.2IMDb: 6.6
Жанр: Драмы
2024, 121 мин
Австрия, Германия, 18+
Режиссер: Северин Фиала, Вероника ФранцГлавные роли: Аня Пляшг, Мария Хофштаттер, Дэвид Шейд, Наталья Баранова, Лукас Вальхер, Клаудия Мартини

Верхняя Австрия, 1750 год. Агнес (Аня Плашг) выходит замуж за Вольфа (Давид Шайд), жителя соседней деревни. Пара селится в темном каменном доме, затерянном посреди густого леса. Семейная жизнь не складывается. Агнес — натура чувствительная и мечтательная. Она любит плести венки, часами гулять в одиночестве вокруг озера и собирать крылья мертвых бабочек. Муж легко мирится с ее характером, а вот вредная свекровь (Мария Хофштаттер), каждый день навещающая пару, сердито ворчит: не готовит, не убирается, за скотом не следит — что за жена?

А еще Агнес хочет ребенка, но Вольф и в первую брачную ночь, и в последующие наотрез отказывается к ней прикасаться. Невозможность материнства приводит девушку в отчаяние. Она всё чаще уходит из дома и навещает самое жуткое место в лесу: там на каменном троне восседает труп женщины, обезглавленной за детоубийство.

Историю погибшей авторы расскажут в коротком прологе. Чем-то похожая на Агнес крестьянка сначала будет слушать надрывный крик младенца, а потом молча сбросит его с высокого лесного водопада. Этот случай — не плод воображения сценаристов. «Одержимая» основана на исторических свидетельствах из Верхней Австрии середины XVIII века. Убийства детей тогда совершали сотни религиозных женщин, которые на самом деле хотели покончить с собой. Самоубийство было смертным грехом; совершившая такой поступок, как убеждала церковь, никогда не попадет в рай. А вот в убийстве можно было чистосердечно раскаяться и перед казнью получить желанное прощение.

«Одержимая» (2024): кадры, рецензия на фильм

«Одержимая» — третий полнометражный фильм Вероники Франц и Северина Фиалы. Прежде дуэт снял «Спокойной ночи, мамочка» и «Сторожку»

Кадр из фильма «Одержимая», реж. Северин Фиала, Вероника Франц, 2024

В основе «Одержимой» — протоколы допроса одной из таких преступниц. Поначалу сам фильм тоже должен был стать судебной драмой, но в процессе работы Вероника Франц и Северин Фиала поменяли замысел на исследование внутренней жизни героини. Внешнему тут, впрочем, тоже уделено много внимания. Быт австрийской деревни воссоздан с впечатляющим масштабом и в мельчайших деталях. Жители разделывают домашний скот, ловят рыбу, утопая в вязком озерном иле, топят печи, гоняют крыс и по-язычески жгут костер в день солнцестояния. Костюмы потрясающие: от фактурных синих чепцов, которые носят замужние женщины, рабочих передников и грубых рубах невозможно оторвать глаз.

Рецензия на фильм «Одержимая» (2024)

Для исполнительницы главной роли Ани Плашг это четвертый фильм в кинокарьере

Кадр из фильма «Одержимая», реж. Северин Фиала, Вероника Франц, 2024

По первым эпизодам «Одержимую» легко принять за фильм ужасов. Его элементы действительно разбросаны по разным сценам. Хищно скалятся из темноты кухни дохлые рыбьи головы, звучит тревожная музыка, брат Агнес в качестве свадебного подарка преподносит сестре отрезанный женский палец. Предыдущие работы режиссерского дуэта Франц — Фиала как раз и были пусть и сугубо авторскими, но хоррорами, причем настолько успешными, что «Спокойной ночи, мамочка» удостоилcя англоязычного ремейка с Наоми Уоттс.

Но в их новой картине нет ни мистики, ни монстров, ни злодеев. Даже ворчливую свекровь, озабоченную благополучием сына, можно понять. «Она из другого поколения», — объясняет Вольф жене. При этом мир, окружающий Агнес, с каждой минутой экранного времени становится всё мрачнее и мрачнее. Солнечный свет уходит, небо над лесом темнеет. Счастливая мечтательная улыбка на лице героини сменяется застывшей скорбью: Аня Плашг, профессиональная певица и композитор (музыка ее проекта Soap&Skin звучит в саундтреке), замечательно передает это постепенное угасание жизни.

Участник Берлинале–2024 фильм «Одержимая»

Съемки фильма заняли 40 дней и проходили в Германии и Австрии

Кадр из фильма «Одержимая», реж. Северин Фиала, Вероника Франц, 2024

В наше время Агнес, вероятнее всего, диагностировали бы клиническую депрессию (а героине из пролога, бросившей младенца в водопад, — депрессию послеродовую). Но в XVIII веке таких слов не знали, а видели лишь, что женщина «испортилась»: лежит на кровати, ничего не делает, ничего не хочет. Объяснить это можно было только происками нечистой силы, отсюда и название для странного состояния — «дьявольская баня».

Подобно тому, как болезнь не щадит героиню, создатели фильма не щадят своих зрителей. Австрийское искусство, от творчества венских акционистов до книг Нобелевской лауреатки Эльфриды Елинек, вообще предельно трансгрессивно, здесь не боятся натурализма, насилия и нарушения общественных норм. «Одержимая» к тому же — продюсерский проект Ульриха Зайдля, классика австрийского кино и известного провокатора и мизантропа. Авторы повязаны с ним семейными узами: Вероника Франц — его жена, Северин Фиала — племянник. Поэтому не стоит удивляться тому, что в кадре крупным планом рубят головы, пьют кровь и протыкают кожу нестерилизованными иглами. Это путешествие на край ночи — не для слабонервных, но зато тот, кто решится посмотреть картину, точно никогда ее не забудет.

Новое в подписке

Лучшее в подписке