«Под огнем» Алекса Гарленда и Рэя Мендосы: Туман войны
/imgs/2025/04/12/14/6785754/fe15257df2e24004e9c8b3e2aaeb584328586255.jpg)
В российском прокате реалистичный и иммерсивный военный боевик «Под огнем». У фильма два режиссера: опытный британец Алекс Гарленд и дебютант-американец Рэй Мендоса. Первый — писатель и сценарист, второй — бывший спецназовец. В центре сюжета несколько часов из жизни «морских котиков» во время задания в Ираке в 2006 году. Объясняем, почему военная картина мало на что похожа и легко может оглушить неподготовленную публику.
19 ноября 2006 года. Американские военные ранним утром заходят в иракский город Рамади, который занят террористами «Аль-Каиды»* (*террористическая организация запрещена в России). Небольшой отряд спецназовцев тихо (по крайней мере, так кажется военным) занимает двухэтажный дом, в котором живут две мирные семьи. Хозяев жилища собирают в одной комнате. Американцы располагаются в доме и делают из него наблюдательный пункт. В скором времени «морские котики» начинают замечать, как в ближайшие здания стягиваются подозрительные иракцы. Вскоре в дом кидают несколько гранат, начинается бешеная перестрелка, из которой лишь чудом удастся выйти целыми и невредимыми.
«Под огнем» — кино любопытное сразу по нескольким причинам. Над фильмом работал дуэт режиссеров: Алекс Гарленд и Рэй Мендоса. Гарленд известен как писатель, сценарист «Пляжа» и «28 дней спустя», постановщик «Аннигиляции» и «Из машины». Всего год назад британский автор выпустил реалистический и с каждым днем кажущийся всё более пророческим военный триллер «Падение империи» о гражданской войне в США. После премьеры впечатляющего фильма Гарленд заявил, что планирует уйти из режиссуры. Проходит ровно год, и на экраны выходит «Под огнем», который британец сделал с дебютантом Рэем Мендосой. Мендоса — ветеран боевых действий, который после выхода на пенсию работал на съемочных площадках фильмов и сериалов. Бывший солдат был консультантом на «Падении империи». Мендоса захотел передать на экране свой военный опыт, рассказать один из многочисленных эпизодов операции в Ираке 20-летней давности. Гарленд вызвался помочь, производством занималась студия А24.
Военное кино в самых разных формах не сходит с экранов, но «Под огнем» заметно выделяется на фоне современных аналогов. Обычно в пацифистских или героизирующих бойню картинах у авторов четко выражена позиция к происходящим на экране событиям. Гарленд и Мендоса во всех интервью отстраняются от трактовки увиденного зрителями. Ветеран и вовсе говорит, что хотел показать боевой эпизод товарищу Эллиоту, который получил тяжелое ранение и отключился.
/imgs/2025/04/12/14/6785758/3e4b1cbce38ece9462aec7e14ce25247aa7f1a1a.jpg)
Битва за Рамади проходила с марта по ноябрь 2006 года, так что перед нами один из финальных эпизодов сражения за город
Кадр из фильма «Под огнем», реж. Алекс Гарленд, Рэй Мендоса, 2025
Едва ли Мендоса обманывает, хотя назвать фильм документальным всё равно не получится. Да, за развитием действия мы следим в реальном времени, хотя монтажные склейки есть, но режиссеры выбирают ракурс, что показывать на экране, а что оставлять за кадром. Кроме того, Гарленд и Мендоса демонстрируют несколько часов с одной стороны, но это честный и понятный подход.
Гарленд говорит, что «Под огнем» похож на «Иди и смотри» Элема Климова, поскольку в обоих случаях кино снимали участники боевых действий, а потому это принципиально другой взгляд. В фильме студии А24 в кадре есть Рэй Мендоса в исполнении Д’Фарао Ун-А-Тая, но авторам помогали и товарищи ветерана. Дуэт режиссеров стремится к реконструкции событий с документальной точностью, поэтому картина развивается не по классическим законам военных боевиков. Выстрелы и взрывы здесь продиктованы не драматургической нуждой, а законами непредсказуемой жизни. Паузы и моменты тишины таят мощный заряд напряжения, поскольку смертельно опасный экшен может начаться в любую секунду. Как и в «Падении империи», «Под огнем» поражает саунд-дизайном. В одну минуту наступает тишина, в следующую пространство фильма вновь заполняют истошные вопли раненых и громкие выстрелы.
/imgs/2025/04/12/14/6785760/c79c79a3ce5e72f59ae5b10aaae7a214f1603ec6.jpg)
Пронзительный пролог резко контрастирует с основными событиями. На несколько минут на экране появляются простые веселящиеся ребята, дальше — бойцы на задании
Кадр из фильма «Под огнем», реж. Алекс Гарленд, Рэй Мендоса, 2025
Картина Гарленда и Мендосы лишена привычного сюжета. Здесь нет никакого развития персонажей, каждый спецназовец дан двумя-тремя мазками. Хотя в кадре молодые звезды: Уилл Поултер («Смерть единорога», «Солнцестояние»), Чарльз Мелтон («Май-декабрь», «Покерфейс»), Космо Джарвис («Сёгун», «Воспитанные волками»), Кит Коннор («Рокетмен» и «Трепет сердца»), Джозеф Куинн («Очень странные дела», «Гладиатор 2»), Майкл Гандольфини («Предложение», «Сорвиголова: Рожденный заново»), Финн Беннетт («Настоящий детектив», «Черные голуби»). Однако насладиться актерскими талантами парней непросто, лишь в прологе мы видим дружное мужское братство, танцующее под Call on Me. Скорее это иммерсивный опыт переживания экстремального эпизода, одно из сотен заданий в бесконечной бойне.
«Под огнем» подкупает отсутствием месседжа и какой-либо дидактики, хотя выводы всё равно напрашиваются. Это кино очищено от персонажей, сюжета, музыки. Да и локация всего одна — дом и улица перед ним. Остается только туман войны, крики, боль и изредка ощущение плеча товарища, вместе с которым вы проживаете этот ад. Трудно представить зрителя, который на финальных титрах захочет стать участником подобной мясорубки. Только от одного просмотра гиперреалистичного боевика можно получить ПТСР.
Вердикт
«Под огнем» заметно выделяется на фоне современных военных фильмов. Обычно в пацифистских или героизирующих бойню картинах у авторов четко выражена позиция к происходящим на экране событиям. Алекс Гарленд и Рэй Мендоса отстраняются от любых трактовок и предлагают считать свой фильм в первую очередь опытом. Это кино очищено от персонажей, сюжета, музыки. «Под огнем» подкупает отсутствием месседжа и какой-либо дидактики, хотя выводы всё равно напрашиваются. Трудно представить зрителя, который на финальных титрах захочет стать участником подобной мясорубки.