Шпионы в любви: Стоит ли смотреть сериал «Черные голуби» с Кирой Найтли и Беном Уишоу
На Netflix вышла экзистенциальная комедия про шпионов в любви и в смятении. Кира Найтли достает ножи, а Бен Уишоу — свою коронную нежную улыбку убийцы. Развиваются события в канун Рождества. Рассказываем о лучшем шпионском сериале года.
Хелен Уэбб (Кира Найтли) — идеальная жена министра обороны Уоллеса Уэбба, которая ведет не то что двойную, а тройную жизнь. У этой матери ангелоподобных близнецов и устроительницы благотворительных приемов есть любовник Джейсон (Эндрю Кодзи) — тоже чиновник рангом поменьше, с которым миссис Уэбб уже собралась бежать на край света. А еще есть куратор Рид (Сара Ланкашир) — похожая на строгую классную даму вербовщица «Черных голубей», секретной шпионской организации, на которую Хелен работает вот уже 10 лет. По сути, ее семья — самый успешный проект «Голубей» по внедрению в правительство Великобритании.
Уэбб страшно переживает, когда Джейсона и еще парочку его знакомых убивает киллер. Не меньше, чем сама утрата возлюбленного, ее мучает вопрос: а было ли всё это по-настоящему? Ведь простых парней вряд ли киллеры убирают прямо на берегу Темзы. Что если любовь, в которую она верила, на самом деле была такой же спецоперацией, как ее многолетний брак? Хелен срывается с цепи, а Рид, обеспокоенная тем, что ее лучший агент вот-вот дискредитирует и себя, и организацию, вызывает на помощь Сэма Янга (Бен Уишоу) — некогда близкого друга Хелен и киллера, который семь лет назад проявил милосердие и превратил в руины свою карьеру и личную жизнь. Объединившись, Янг и Уэбб ищут заказчиков убийства, а выходят на след убийцы китайского посла, смерть которого вот-вот обернется третьей мировой.
Автор сценария и шоураннер проекта Джо Бартон вместе с режиссерами Алексом Габасси и Лизой Ганнинг под соусом бойкого шпионского экшена подают нам к праздникам экзистенциальную трагикомедию. Спецэпизод «Джентльменов» Гая Ричи (непревзойденного оригинала, а не сериальной подделки), в котором наемные убийцы спорят, кто у кого убил больше друзей, а измена родине — мелочь по сравнению с супружеской неверностью. Нежный киллер Янг мирится со старой любовью, пока его подруга штурмует посольство США. Железная леди Уэбб укладывает детей по видеоняне, сидя в засаде, и возвращается домой по уши в чужих мозгах. Симптоматично, что, как и в «Джентльменах», во всех бедах «Голубей» оказываются виновны неразумные подростки. Впрочем, и сами Хелен с Сэмом ведут себя не лучше: принимаются за работу, изрядно подвыпив, ставят чувства превыше долга (перед семьей, организацией и родиной), огрызаются в беседах с терпеливой Рид, которая тяжело вздыхает, закатывает глаза и, кажется, является единственным гарантом порядка. Весь этот абсурд приправлен отличными боевыми сценами и едкими неглупыми диалогами. А еще предпраздничной меланхолией и приступами подлинного одиночества, которое накрывает каждого, кто к середине декабря еще не знает, где и с кем встретит самый семейный праздник.
Главное достижение сериала в том, что, несмотря на известную условность (жену министра обороны взрывной волной из квартиры киллера уносит в реку, но она возвращается домой к ужину, не вызывая подозрений), создателям действительно удается показать живых героев. Их жизнеподобие таится в точной пропорции мягкости и жестокости. Эти противоречащие друг другу свойства в обоих вступают в дивную алхимическую реакцию и наполняют их истории бурлением жизни, в которой тоже всё нелогично, неразумно и противоречит стройной логике созданного отличником-сценаристом характера.
Бартон, если уж на то пошло, в этом смысле одаренный двоечник. Учитывая прочие обидные недочеты (подросток не замечает, как героиня Найтли подсовывает ему пистолет в карман (!)), вполне возможно, что чудо это — результат чистой случайности. Точнее, случайности, химии и несомненного мастерства Найтли и Уишоу. Мягкость, уязвимость и жертвенная привязанность их героев друг к другу больше, чем родство душ. Это результат осознания, что для всего мира, включая детей, мужей, возлюбленных и даже собственное отражение в зеркале, они незнакомцы. И только для друг друга они — живое воплощение грустной тайны и еще немножко хранители исповеди. То, с какой нежностью, регулярностью и печальной улыбкой Сэм говорит Хелен «Я постараюсь, дорогая», вызывает острый прилив зависти и желания заиметь своего личного друга-киллера. То, с каким мастерством Хелен за секунду из тарантиновской Черной мамбы превращается в любящую жену и мать, заставляет задуматься, действительно ли семья — лишь прикрытие.
Морали в этих невероятных рождественских похождениях доброго киллера и искренней шпионки быть не может. У сериала точно будет второй сезон, так что Сэма и Хелен ждут новые искрометные приключения.