Первые фильмы года: История праздничных блокбастеров в России
Новогодний кинопрокат стал одним из ключевых явлений российской киноиндустрии. Зимние праздничные каникулы превратились в «битву за зрителя» и важнейший период для отечественного кино. Вспоминаем о том, как эти процессы начались и как происходили на протяжении последних 20 лет.
Вход в особую зону
«Сумасшедшая и грандиозная идея: премьера прямо на Новый год! — комментирует репортёр хроникальные кадры, на которых гости, от Владимира Жириновского до Ренаты Литвиновой, собираются в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате, недавно открытом после многолетней реконструкции. — В Москве в праздничную ночь возникла единственная в стране автомобильная пробка!» Аналогичная пробка, но уже из шуб, появляется в гардеробе мультиплекса. Из январской мглы и дыма факелов выступают рыцари в доспехах, загробный голос из динамиков предупреждает: «Внимание, вы входите в особую зону! Пожалуйста, не делайте резких движений». С потолка большого зала спускаются таинственные фигуры в белом, продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов выбегают на сцену большого зала сквозь пылающие порталы, кинотеатр под завязку забит светскими гостями. Ближе к финалу картины они в полной мере ощутят себя участниками шабаша Тёмных.
Кадр из фильма «Ночной дозор»
реж. Тимур Бекмамбетов, 2004
«Дозоры» изначально были сняты Тимуром Бекмамбетовым как сериал для Первого канала, но, посмотрев на готовый материал, продюсер понял, что получил потенциальный хит для большого экрана. Первая часть вышла в июне 2004-го, собрала 16 млн долларов, потеснив с первого места сиквел «Человека-паука», — результат, поразивший воображение американской индустриальной прессы и голливудского студийного начальства. Дата премьеры сиквела постоянно сдвигалась, пока не приземлилась на 1 января — «Дневной дозор» вышел под слоганом «Первый фильм года». Беспрецедентная рекламная кампания стартовала ещё в ноябре, и уже на праздниках релиз догнал по сборам «Ночной дозор». Общая касса в России составила около 32 млн долларов.
Праздничной вечеринкой, от участия в которой было сложно отказаться, Эрнст хотел создать беспрецедентное событие, а создал новую традицию в отечественной киноиндустрии, доказав, что длинные зимние праздники могут быть стратегически выгодными для отечественных блокбастеров.
Изобретение традиции
Новогодний кинематографический ритуал в Советском Союзе и России отличался от рождественского просмотра в США, где с 1970-х годов активно распространялись VHS-магнитофоны, конкурировали между собой многочисленные кабельные и спутниковые каналы, а Сhristmas movie в последние десятилетия XX века стал частным выбором каждого зрителя. В позднем СССР Новый год был особым, самым главным и самым любимым праздником, а домашний просмотр был доступен главным образом в виде сигнала центрального телевидения с двумя-тремя каналами. 1 января 1975 года по ЦТ показали комедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — с тех пор, наряду с более ранней «Карнавальной ночью» (1956), её постоянно повторяли в околоновогодние даты: например, в 1976-м и 1977-м она демонстрировалась 25 декабря, а в 1979, 1983, 1989 и 1991 годах — 1 января. В начале 1990-х корреспондент «Вечерней Москвы» описывал картину уже как устойчивую новогоднюю традицию.
После исчезновения Советского Союза российские телевизионные начальники были озабочены сглаживанием травмы и поиском коллективных ценностей, а устойчивая традиция приняла форму перефорса. В постсоветские годы «Ирония судьбы» в дни праздников шла одновременно по нескольким каналам, и увернуться от «заливной рыбы» стало решительно невозможно, если в квартире работал телевизор. В 2007 году полифонии однообразных голосов был положен конец: права на показ эксклюзивно ушли всё тому же Первому каналу под руководством Константина Эрнста и оставались у него десять лет, пока в 2017-м их не поделили с ВГТРК по схеме «год через год» (можно пофантазировать, какая аппаратная борьба за этим стояла).
Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
реж. Эльдар Рязанов, 1975
Так или иначе, идея «новогоднего фильма» — общего и обязательного для всей страны — уже существовала в сознании россиян, и поднявшийся на голливудских релизах кинотеатральный прокат не мог ею не воспользоваться. Через год после «Дневного дозора» слот занял «Волкодав из рода Серых Псов» — самый дорогой на тот момент фильм в новейшей истории российского кино с бюджетом около 20 миллионов долларов, не ставший большим успехом при сборах всего в 21 млн долларов. Ещё через год Бекмамбетов, Эрнст и Максимов выпустили продолжение «Иронии судьбы» с Константином Хабенским в главной роли. Фильм вышел на экраны в конце декабря 2007 года, лидировал в прокате все праздники, заработал 50 миллионов долларов, стал самым кассовым российским фильмом по итогам 2008 года и окончательно закрепил новогоднюю дату как стратегически важную для российского кинопроката.
Однако Бекмамбетов не был бы Бекмамбетовым, если бы не поставил перед собой ещё более амбициозную задачу — создать новый канон новогоднего фильма, объединяющего разные поколения во всех концах страны. В основе сюжета первых «Ёлок» (2010), состоящих из нескольких новелл с пересекающимися сюжетами, лежала теория «шести рукопожатий», согласно которой все живущие на Земле, а тем более в одной стране, знакомы между собой через небольшое количество посредников. Первые «Ёлки» вышли 16 декабря и собрали более 25 млн долларов, став самым кассовым российским фильмом года. Успех был настолько впечатляющим, что породил огромную франшизу, которая — даже после многочисленных обещаний её наконец прикончить — уже добралась до двенадцатой серии (несмотря на исчезновение из неё постоянного участника Ивана Урганта и самого Бекмамбетова). Первые 11 фильмов заработали в общей сложности около 8 млрд рублей и достигли изначально поставленной цели: поход в кинотеатр на новогодний альманах с любимыми героями стал ритуалом для молодых семей, заменив для целого поколения бесконечные повторы советской классики по телевизору.
Осторожно, двери раздвигаются
До новогоднего эксперимента с «Дневным дозором» российский кинопрокат не имел специальной стратегии «росписи» отечественных блокбастеров. Новогодние даты занимали преимущественно голливудские фильмы и случайные российские картины; так, в декабре 2004-го на экранах появился «Полярный экспресс» Роберта Земекиса и «Лемони Сникет» с Джимом Керри, в 2003-м в кинотеатрах шёл совсем не новогодний ужастик «Фредди против Джейсона».
Голливудские релизы традиционно приносили основной заработок кинотеатрам, однако именно новогодний прокат — самые длинные и потенциально самые прибыльные праздники в году — оказывался оголённым. Американские студии обычно не планируют крупные премьеры на эти даты (из трёх десятков фильмов Marvel в конце декабря выходил только «Человек-паук: Нет пути домой» Джона Уоттса). Первая половина января считается худшим периодом для американского проката: после Рождества зрители возвращаются к работе и учёбе, а посещаемость кинотеатров резко падает. Студии традиционно выпускают в это время низкобюджетные картины или проекты, на которые не возлагают больших надежд. Кроме того, декабрь традиционно зарезервирован для фильмов, претендующих на престижные награды — «Оскар», «Золотой глобус» и проч. Для арт-мейнстрима этот период — последняя возможность попасть в квалификационное окно для премий.
Таким образом, логика американского проката совершенно не совпадала с циклами жизни в Российской Федерации, киноиндустрия которой в целом с трудом конкурировала с голливудской. Праздники в существующем продолжительном хронометраже окончательно оформились в середине нулевых, и место в новогоднем расписании логично было заполнить именно отечественным кино. «Дневной дозор» проложил путь, позднее к процессу подключилось государство, а подразделения голливудских студий приняли правила игры, тем более что потери для них были минимальными.
Кадр из фильма «Движение вверх»
реж. Антон Мегердичев, 2017
За несколько дней до своей отставки в 2019 году министр культуры Владимир Мединский заявил в интервью, что с грустью смотрит на сборы голливудских блокбастеров — у зрителей сформировалась привычка смотреть их без оглядки на качество, и эту привычку необходимо переломить. Работать над изменением привычки Мединский начал сразу после своего прихода на должность в 2012 году. В 2015-м Минкультуры России внесло существенные изменения в процедуру выдачи прокатных удостоверений: один из пунктов позволял без сложной процедуры вручать прокатчикам уведомление о необходимости переноса даты. Приказ фактически освобождал дорогу для любого крупного российского релиза, даже если дата уже была занята другими фильмами. Термин «раздвижка релизов» начал активно использоваться в 2018-м, когда в последний момент релиз «Паддингтона 2» был сдвинут с 18 января ради отечественного исторического боевика «Скиф». Так у российского регулятора появился новый «нерыночный» инструмент для поддержки российского кино, а иностранным конкурентам окончательно стало понятно, что от новогоднего проката следует держаться подальше (одним из побочных эффектов этих процессов стало практически полное отсутствие арт-мейнстрима в новогодние дни, когда все экраны заняты отечественным семейным кино).
Кадр из фильма «Холоп»
реж. Клим Шипенко, 2019
Стратегия дала впечатляющие результаты. «Движение вверх» (2017) Антона Мегердичева о победе советской баскетбольной сборной на Олимпиаде 1972 года вышло 28 декабря и собрало более 54 млн долларов, став первым российским фильмом, преодолевшим рубеж в три рублёвых миллиарда. Военная драма «Т-34» (2018) Алексея Сидорова широко стартовала 1 января и заработала около 36 млн долларов. Псевдоисторическая комедия «Холоп» (2019) Клима Шипенко с релизом 26 декабря принесла создателям 62 миллиона долларов. Все три фильма получили господдержку, все три были выпущены компанией «Централ партнершип», все три доминировали в новогоднем прокате, вытеснив конкурентов, и все три вошли в десятку самых кассовых российских картин за всю историю. Студии СТВ и «Мельница» обеспечили более юных зрителей и их родителей бесперебойными поставками новых приключений трёх богатырей. Время от времени в тесный круг врывались и релизы других прокатчиков, например две серии киноверсии популярного телесериала «Полицейский с Рублёвки» (2018 и 2019) от «Каро» или «Союз спасения» (2019) «Двадцатого века Фокс» и Первого канала. Для участников и аналитиков индустрии отслеживание динамики сборов превратилось в увлекательное шоу, получившее название «новогодняя битва», фаворит которой, впрочем, чаще всего был известен заранее. Зимние праздники окончательно превратились в период абсолютного доминирования отечественного кино: по итогам праздников 2019 года доля российских фильмов составила 72,9 % совокупной посещаемости. Последним крупным голливудским релизом на Новый год в России оказался «Аватар» (2009) Джеймса Кэмерона — тот самый фильм, под выход которого были построены и открыты новые кинозалы, впоследствии заполненные отечественным кино.
В новый год без Голливуда
После 2022 года проблема конкуренции с Голливудом не только на Новый год, но и в любой другой день и месяц, стала неактуальна — за вычетом пиратских сеансов. Новогодний прокат окончательно превратился в эксклюзивную территорию российского кино не столько из-за административного регулирования или запроса публики, сколько явочным порядком.
Кадр из фильма «Чебурашка»
реж. Дмитрий Дьяченко, 2023
Символом новой эры стал «Чебурашка» (2023) Дмитрия Дьяченко — полнометражная экранизация советского мультипликационного персонажа Эдуарда Успенского. Фильм вышел 1 января 2023 года и собрал рекордные 7 млрд руб (91 млн долларов по современному курсу — в 2006 году эта цифра равнялась бы примерно 250 млн долларов). Проект киностудии Yellow, Black and White, «Союзмультфильма» и «России 1» полностью оправдал ставку на традиционный семейный контент: знакомый с детства персонаж, новогодняя атмосфера и отсутствие альтернатив в прокате создали идеальные условия для кассового триумфа. Успех картины закрепил формулу, по которой будет развиваться новогодний прокат в последующие годы: экранизации советской классики, семейные ценности и максимально широкая аудитория. Лидером новогоднего проката 2024 года стал «Холоп 2» Клима Шипенко (44 млн долларов), на втором месте расположились «Бременские музыканты» (39 млн долларов) третье место традиционно занял мультфильм про трёх богатырей «Три богатыря и Пуп Земли» (13 млн долларов).
В декабре 2025 года Ассоциация владельцев кинотеатров приняла беспрецедентное решение полностью отказаться от показа пиратских голливудских хитов в новогодние праздники, предложив зрителям исключительно российские премьеры «Простоквашино», «Буратино», «Чебурашка 2» и очередную часть «Ёлок». Показы зарубежных новинок, включая «Аватара 3: Пламя и пепел» и «Зверополис 2», были перенесены на период после 15 января 2026 года. Как и в прошлые годы, несмотря на линейку из нескольких релизов, победитель «новогодней битвы» опять заранее известен — очевидно, что им окажется сиквел «Чебурашки».